Речь Посполитая – далекая и близкая
31.03.2004 14:01
Везет же некоторым...


Польша уже не то что одной ногой в Евросоюзе – после того, как она официально вступила в НАТО, она практически уже «там». А первомайская церемония в Брюсселе, призванная юридически закрепить «медицинский факт» присоединения к Евросоюзу, – всего лишь простая формальность.

Поляки всегда считали себя форпостом западного мира на востоке (и, в общем-то, небезосновательно). Действительно, они – самые западные изо всех славян, причем не только географически, но и по образу мышления, и в экономическом отношении. Ее основные экономические интересы в данный момент сосредоточены на западном направлении. Не секрет, что ведущим партнером современной Речи Посполитой является Германия, на которую приходится более 30% национального экспорта. Кроме того, после официального обретения статуса члена ЕС, поляки намерены стать солидными игроками на европейском и мировом рынке черной металлургии, развернув на нем полномасштабную экспансию, а также удвоить экспорт сельскохозяйственной продукции.

Прирост польского валового внутреннего продукта, конечно, меньший, чем в Украине: в минувшем году он составил 3,7%, а на 2004 – 2005 годы прогнозируется в пределах 5 – 6%. Для сравнения: в нашей стране прирост ВВП в 2003 году превысил 9%, а в 2004-м украинское правительство намерено довести его до 9,5%. Но Украина по данному показателю еще не достигла уровня начала 1990-х годов, до которого ей с такими темпами идти еще не менее 10 – 15 лет.

Что же касается Польши, то с ее нынешней экономической картиной ей вполне достаточно и того, что она имеет. Например, Украина может пока только мечтать о том, чтобы доля частного сектора в ее промышленном производстве составляла 77%, а в формировании ВВП – почти 80%. Или о том, чтобы малые и средние предприятия, являющиеся оплотом среднего класса в любой стране, составляли 99,8% общего количества предприятий в государстве и обеспечивали в нем две трети все рабочих мест. В Украине, как известно, больший вес имеют крупные хозяйственные единицы. Особенно это видно на примере агропромышленного сектора. В нем по-прежнему доминируют не фермерские хозяйства, а крупные агрофирмы, возникшие на базе бывших колхозов и в чем-то напоминающие «украинные» магнатские фольварки времен князей Вишневецких.

Об инвестиционной привлекательности Польши говорит тот факт, что за последние тринадцать лет объем иностранных капиталовложений в ее национальную экономику достиг около $70 млрд. Польша превратилась в один из крупнейших во всей Европе рынков для зарубежных инвестиционных и промышленно-производственных групп из Германии, Франции, США, Голландии, Великобритании, скандинавских стран. Украина же с ее в полтора раза большей территорией и более мощным промышленным потенциалом за это же время смогла привлечь не более $8 млрд., основной объем которых исходит от средних и мелких инвесторов.

Наконец, уровень социального обеспечения братьев-поляков для наших людей пока остается пределом мечтаний. Средняя зарплата в Польше составляет около $600, в Украине – 430 – 450 грн. Средняя пенсия – почти $300, в Украине же ее могут себе позволить разве что бывшие директора крупних предприятий и отставные «силовики».

На фоне экономических успехов в Польше как-то поутихли разговоры о восстановлении «великой Речи Посполитой от моря до моря». Нет, конечно, Варшава заботится о создании собственной геополитической и экономической ниши в Европе (Вышеградская инициатива, Организация Черноморского экономического сотрудничества). И открывшийся Год Польши в Украине – это, думается, один из шагов в данном направлении. Но тащить на себе украинские проблемы, когда и своих хватает (безработица – 20%, ожидающееся резкое подорожание некоторых продуктов питания после вступления в ЕС)? Нет уж, увольте-с…


Друзья познаются…

Польско-украинская дружба всякий раз проходит испытания на прочность. В политическом плане, правда, все выглядит более-менее тихо и гладко. Официальная Варшава может, конечно, выражать (и будет выражать) беспокойство по поводу внутриполитической ситуации в Украине. Но мнение о необходимости сотрудничества с нашей страной независимо от того, кто ею руководит, можно считать официальной позицией всей нынешней польского элиты, независимо от его политической ориентации. А вот наша экономическая дружба в последние полтора-два года напоминает фундамент, в который кладут один кирпич, но при этом почему-то расшатывается другой.

Долгое время Варшаву раздражала неопределенность официального Киева относительно направления использования нефтепровода Одесса – Броды: со дня на день в Евросоюз вступать, а обещанного нефтяного «приданого» нет как нет. Когда же украинский Кабмин подтвердил, что альтернативы западному направлению нет, поляки вздохнули спокойно. Думается, еще больше хорошего настроения им добавило заявление украинского премьера Виктора Януковича о намерении украинцев выполнить свое обещание загрузить нефтепровод в конце апреля и запустить его в эксплуатацию в начале мая. К слову сказать, в апреле Киев и Астана намерены подписать двустороннее межправительственное соглашение о сотрудничестве в области поставок казахстанской нефти в Украину и ее транзите через украинскую территорию.

А вот намерение польского Фонда госимущества отдать металлургический комбинат Huty Czestochowa британско-индийской корпорации LNM, хотя украинский «Индустриальный союз Донбасса» в самой Польше признавался как наиболее реальный претендент на него, оказалось для Киева изрядной ложкой дегтя. Вопросом пришлось заняться лично президенту А. Квасьневскому. Была создана комиссия по оценке процедуры приватизации комбината, которая, по словам главы польского государства, должна будет на этой неделе вынести свой вердикт. Конечно, судьба Huty Czestochowa может сложиться по-разному, но вопрос, удастся ли нашим двум странам сохранить прежний уровень наших экономических отношений независимо от данного вердикта, сегодня весьма актуален.

А сделать предстоит очень много. На встрече президентов Л. Кучмы и А. Квасьневского, посвященной открытию Года Польши в Украине, шла речь о приоритетных целях данного мероприятия. В экономической плоскости это, безусловно, увеличение двустороннего товарооборота, обеспечение возможности граждан Украины посещать Польшу, упрощение таможенных процедур при пересечении украинских и польских товаров границы между странами. Президенты подписали двусторонние соглашения об экономическом сотрудничестве, о сотрудничестве в сфере телекоммуникаций и почтовой связи, информатизации и туризма.

Кроме того, деловые круги Украины и Польши получат возможность установить более прочные двусторонние контакты. В мае в Луцке пройдет конференция, посвященная последствиям вступления Польши в ЕС для приграничных регионов нашей страны. В Киеве также состоится круглый стол, посвященный развитию нефтепровода «Одесса – Броды – Плоцк – Гданьск». В сентябре в Запорожье планируется провести польско-украинский экономический саммит на высшем уровне.

Год Польши еще только начался, а надежд, связанных с ним, много. И лишь от обоюдной доброй воли зависит, оправдаются ли они.