«Правительство потратило месяц впустую»
14.03.2005 10:46
... Александра Владимировна поделилась своей оценкой первых действий новой власти и рассказала о планах своей партии.

From-UA: – Каковы Ваши впечатления от первого месяца работы новой власти?

А. Кужель: – Мы договорились, что будем давать ей оценку через 100 дней: студента ведь оценивают по первой сессии. Но уже прошел месяц, как была утверждена программа премьера Ю. Тимошенко. Месяц потрачен впустую, потому что пошли старым путем.

Я уже видела программы девяти правительств, это десятая. Никто не анализировал, почему и что не выполнено. Опять имеется структурная ошибка, состоящая в том, что ни один из замов министра не назначен, и непонятно, кто будет выполнять мероприятия. Министры не определили своих приоритетов. Было бы правильнее, если бы эта программа имела направления по приоритету. Тогда было бы понимание цели и задач. В таком виде, в каком она есть, программу невозможно контролировать, невозможно оценить работу правительства. Думаю, что она будет переработана.

Главная оценка, которую мы поставили: подписан план действий Украина – ЕС, который будет мониториться каждый месяц. И на сегодняшний день совершенно непонятно, будет ли эту программу выполнять О. Рыбачук, а отдельно будет программа правительства, где они стыкуются, и не будет ли одна программа противоречить другой.

Что касается оценок, то высочайшую оценку я бы поставила двум министрам – это С. Николаенко и Д. Жвания, которые не пиарились, а разбирались в своих министерствах. Самую негативную оценку я ставлю Н. Томенко, потому что показать за месяц такое количество глупостей – это просто редчайший случай.

На днях я была в киевском Театре русской драмы им. Леси Украинки на премьере спектакля «Наполеон и Корсиканка». А потом мне попалась статья Н. Томенко. Оказывается, театр им. Леси Украинки – это не украинский театр. Он пишет, что премьер и Президент будут ходить только в украинский театр.

Он говорит, что песни И. Кобзона и Я. Табачника – это дух партийности, что Д. Гордон и М. Поплавский не имеют права существовать. Простите, кто дал право давать оценки? Вице-премьер должен создавать условия, а мы с вами, как потребители, тем, что будем покупать билеты, сами дадим оценку.

Ну а за «Евровидение» он должен быть отчислен из правительства. Дело даже не в том, кого выбрали представлять Украину на «Евровидении». У меня нет никакой предвзятости. Дело в том, что он нарушил политику В. Ющенко, налицо была коррупция. Он привел в нарушение правил четыре группы. Он использовал личное административное вмешательство, чего не позволял себе даже Л. Кучма. Это опасные тенденции, за это сразу надо бить по рукам.

Если брать с точки зрения исполнения законов, то правительство за месяц приняло все до единого документы нелегитимно. Действует закон об основных принципах государственной регуляторной политики. Согласно ему, каждый проект решения о регуляции должен выноситься на обсуждение с экономическим обоснованием и только через месяц приниматься. То, что сейчас делается в правительстве – это не наведение порядка, это «ручное» управление экономикой. Наведение порядка – это когда вы выносите предложения, а мы их все обсуждаем, чтобы была эффективность.

From-UA: – Как Вы оцениваете последние инциденты вокруг бизнеса («Криворожсталь», облэнерго, днепропетровский рынок «Озерка», ФК «Динамо»)? Какими могут быть их последствия?

А. Кужель: – Негативно. Я один из авторов «голубой строчки», которую мы писали в октябре прошлого года. Я еще тогда сказала: господа, что вы пишете, они придут к власти и начнут национализацию и реприватизацию. Тогда все эксперты накинулись на меня и говорили, что никогда В. Ющенко не допустит нарушения рыночных механизмов. Для меня самое страшное – это непрозрачность в понимании, что такое собственность народа. Это порождает панику.

Я знаю, что в Днепропетровской области собственник одного из цементных заводов просто закрыл его и отправил всех в отпуск. Он не знает, попал он в реприватизационный список или нет. Подтверждаются мои слова: каждый глава райгосадминистрации найдет в своем районе «Криворожсталь».

Последствия этих процессов уже есть. Например, я знаю, что иностранцы, когда посещают такие организации, как Союз адвокатов, уходят в шоке, когда узнают, что ситуация не улучшается, а ухудшается. Понимание законности, прозрачности становится хуже, а не лучше. Я абсолютно уверена, что когда В. Ющенко это декларировал, он был абсолютно искренен. Поэтому я продолжаю стучаться к Ю. Тимошенко, Р. Безсмертному, А. Зинченко. Реакции – ноль.

From-UA: – «Трудовая Украина» пережила поражение на выборах особенно тяжело. С чем это связано?

А. Кужель: – Что значит тяжело? Я вообще не видела людей, которые получают удовольствие от проигрыша. Конечно, тяжело, потому что нам не до конца понравились правила игры и то, как нас использовали в этой игре. Напомню великолепную фразу Наполеона: «Друзей нужно пересчитывать после перенесенного несчастья». У нас как раз этот период. Иногда нужно перенести несчастье, чтобы сделать переоценку.

From-UA: – Партия потеряла свою фракцию и лишилась многих лидеров. Как Вы намерены укрепить ее позиции?

А. Кужель: – Мы не потеряли ее. Когда меня сейчас спрашивают, где оппозиция и кто у нас оппозиция, я хочу напомнить всем властным структурам, что все партии, которые были в противоположной стороне и объявлены как партии-участницы проигравшей стороны, они уже в оппозиции. Вот те партийцы, которые выходят из нее – они не в оппозиции.

Другое дело, какую оппозицию формируют эти партии. Либо жесткую, это оппозиция к личности, как было в «Украине без Кучмы». Либо они находятся в квалифицированной оппозиции – это так, как работает сейчас «Трудовая Украина». Я замглавы партии, ведущая это направление. Это аналитика действий, предложения и жесткие требования выполнения обещаний.

Еще неизвестно, какие фракции будут в парламенте через месяц-два. Вы видите, какой наезд пошел на В. Литвина, как некоторые начинают бежать в БЮТ, Соцпартию. Такие депутаты, как у нас, например, Ярослав Сухой, один может стоить целой фракции.

Ведь парламент – это не лоббирование интересов. Фракция нужна, чтобы избиратель слышал, как партия проводит ту или другую политику. Ну не было у нас фракции, которая бы проводила политику партии. Это была фракция, где люди объединялись для решения, большей частью, своих вопросов. И это надо честно признавать, это всегда было в провластных партиях. Если люди ушли – они имеют на это право. Я ни одного человека не осуждаю. Если человек всю жизнь работал на госзаказе, как он может пойти в оппозицию? Это смешно.

Иногда я очень переживаю, что у меня за 10 лет не было ни одного завода, фабрики или дома. Наверное, сейчас я самая счастливая, потому что у меня «люстрировать» нечего. Я не была ни в Компартии, ни осведомителем в КГБ, не имею завода, не участвовала в приватизации и не получала участки.

From-UA: – И все же, как Вы намерены укрепить позиции партии?

А. Кужель: – У нас сейчас очень интересная ситуация. Из всех партий, которые проиграли, только одна «Трудовая Украина» светится с точки зрения «квалифицированной оппозиции». Мы сейчас больше «чистим перья», анализируем то, что произошло, и определяем, какой изюминкой в 2006 году мы должны отличаться от всех тех, кто был рядом с нами. Этот поиск стоит того, чтобы сделать некоторую передышку перед забегом.

Хотя никакой остановки нет. Очень активная работа идет в регионах. С С. Тигипко мы практически через сутки вырабатываем ему шаги.

From-UA: – С чем связан уход в тень лидера «ТУ» Сергея Тигипко?

А. Кужель: – Это не «тень». Его надо понимать: он сейчас ставит защиту своему бизнесу. Ему поступила информация, что одни из первых лиц в стране хотят «разорвать» его бизнес. Это не только защита его собственности, но и людей, которые в него верили и шли за ним.

Я думаю, что в первую очередь у него происходит некоторая переоценка. Он пытается осознать и свои ошибки. У него очень хороший, волчий нюх. Сергей Тигипко совершенно четко понимает, откуда идет опасность, и ставит защиту. Кроме того, он очень ответственный человек. Он не может сегодня сказать, что уже знает, как в этой системе жить, мы в ней никогда не жили. И он очень осторожно, как на минном поле, прощупывает все направления для того, чтобы сделать партии свои предложения.

Мы провели уже более десятка встреч с различными политическими группами и политологами, и не только с украинскими или российскими. Мы просмотрели материалы, наработанные Францией и Германией для С. Тигипко. Они очень заинтересованы в том, чтобы такой человек остался на политическом поле Украины. Европейские страны очень переживают, что политический спектр Украины больше связан с Америкой и Польшей, чем с Европой. Европейского вектора у нас совершенно нет, поэтому, когда говорят «Европа», подразумевают на самом деле Польшу и Америку.

From-UA: – С кем из политических сил Вы видите перспективы сотрудничества?

А. Кужель: – Мы приняли решение, что даем право вести переговоры своему лидеру. Я думаю, что у Сергея Леонидовича будет очень широкий спектр переговоров. Но решение, с кем мы пойдем, будет принимать съезд.

Я не хочу, чтобы меня использовали. Я хочу идти с теми, с кем я смогу проводить эту же политику, придя в парламент. Я не хочу использовать только негатив в отношении тех, кто проголосовал против В. Ющенко. Я хочу найти того избирателя, который хочет изменений, как я, а не только ненависти.

В. Коротич в одном из своих интервью сказал великолепную фразу: мы все больны ненавистью. Я очень хочу, чтобы мы создали команду оппозиции, которая бы лечила население от ненависти и искала пути, как убрать раскол.

К сожалению, пришедшая команда давала обещание это сделать, но аннулировала его. Хочу напомнить этой команде, что у меня есть 38 видеокассет с записями их выступлений. И если они все это убрали из Интернета, это не значит, что это исчезло для истории. Каждый их шаг я буду сравнивать с записями и сообщать публично людям, что они обещали и что они делают. Не для того, чтобы их преследовать, а для того, чтобы они не расслаблялись.

From-UA: – По Вашему мнению, нужна ли оппозиционная коалиция?

А. Кужель: – Оппозиция есть. Но кто и как будет себя в ней проявлять, я думаю, прояснится к осени. Многих заставят пойти в оппозицию, чтобы защитить себя. Так было с той же Ю. Тимошенко, ведь она не хотела идти в оппозицию, ее вынудили.

А многие – это пожизненные оппозиционеры, как Н. Витренко или Г. Омельченко. Они никогда другими не будут. А такие как я… Я действительно впервые за 10 лет в оппозиции, и недавно Ю. Ехануров сказал, что он мне ужасно завидует. Потому что сейчас ему тяжелее: теперь я делаю критические замечания.

Я думала, что в оппозиции легче. Но работы так же много. Я не только отслеживаю, что делают плохо они, мне надо наработать предложения, как это нужно делать.

From-UA: – Какие планы у «Трудовой Украины» на парламентские выборы 2006 года?

А. Кужель: – Те, кто сейчас говорят о форматах – это люди, которые ничего не понимают в выборах. Я слишком много лет в политике, чтобы так сегодня говорить. Не работать, а начинать разговоры о выборах можно осенью. А работать – я работаю уже сегодня.

Каким будет формат выборов 2006 года, сказать очень сложно. Если нынешняя политика Президента и правительства будет удачной – это будет один формат. Если и дальше будет такое нагнетание – это будет совершенно другой формат, другая расстановка сил. Многие сегодня вкладывают деньги в одного лидера, а может получиться так, что через два месяца его просто не будет.

В этой ситуации не надо бегать и спешить. Я бы рекомендовала всем политикам найти сегодня свое место в системе и работать. На каждой из победивших сил будет очень большая ответственность.

From-UA: – Верите ли Вы в то, что оппозиция может победить на парламентских выборах и сформировать свое правительство? Что для этого нужно?

А. Кужель: – Для этой победы нужно определить, что главнее для тех, кто собирается идти на выборы: собственное «я» или служение отечеству. Если все-таки служение отечеству – я их очень прошу стать рядом со мной. Тогда мы сможем говорить если не о сокрушительной победе, то хотя бы о том, что защитили людей, которые имели свое, отличное от победившей стороны, мнение на этих выборах.

Сегодня очень многие люди подходят ко мне и говорят: Александра Владимировна, спасибо, что Вы выступаете, потому что у нас сейчас ощущение, что нас все бросили. Те политики, которые это делают, должны понимать, что ни под какими названиями партий, ни под какими знаменами люди этих политиков больше не примут.

From-UA: – Каков Ваш прогноз насчет дальнейших действий власти?

А. Кужель: – Немного страшно. Страшно оттого, что на сегодняшний момент очень много популизма. И я все-таки начала бы с назначения замов, с определения приоритетов каждого из министров, чтобы началось тесное сотрудничество через общественные объединения.

Но мое ощущение как политика: уже начались выборы 2006 года. Уже видны группировки сил, уже есть оппозиция внутри команды самого В. Ющенко. Видны совершенно четкие расхождения В. Ющенко и Ю. Тимошенко, А. Порошенко и Ю. Тимошенко. Это четко прослеживается во многих интервью, хотя бы даже в недавних по «делу Гонгадзе».

Обидно, что уделяется внимание смерти Г. Гонгадзе и совершенно не уделяется смерти В. Гетьмана, В. Щербаня и многих других. Почему по отношению к ним нет такого же уважения?

А если Н. Томенко и дальше будет руководить гуманитарной политикой, то я точно стану русофилкой. Я безумно люблю Украину, начала говорить на украинском языке, люблю украинскую культуру. Но чем больше он будет нагнетать, тем меньше я ее буду любить. Все эти моменты разнузданной «демократии» похожи на «швондеризм».

From-UA: – Благодарим за интересную беседу!