Капитал, вокзал, Россия?
16.03.2005 10:14
…в России интересуют энергоносители, капиталы и рынки сбыта. Приглашенные олигархи в разной мере представляют собой все три составляющих интересов.

На 14 марта к Ющенко были приглашены президент «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов, председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс, совладелец ТНК-BP и «СУАЛа» Виктор Вексельберг, совладелец АФК «Система» Владимир Евтушенков, президент «Альфа-групп» Михаил Фридман, хозяин «Базового элемента» Олег Дерипаска, гендиректор «Северсталь-групп» (участник конкурса по «Криворожстали») Алексей Мордашов и другие не менее известные персоны.

Среди приглашенных выделялись энергетики, нефтяники-газовики, металлурги, представители авиакосмической индустрии и связисты, и у многих приглашенных уже давно прикуплены активы в Украине. Часть приглашенных, сославшись на текущую занятость, не приехали (встреча была организована в сжатые сроки), часть прислали замов и профильных представителей. По крайней мере, на встрече отсутствовали Алексей Мордашов, Михаил Фридман и Анатолий Чубайс.

Постфактум российские бизнесмены остались довольны проведенной встречей, что было определено самой риторикой (никаких негативов для россиян). Встреча проходила «под патронатом» посла России в Украине Виктора Черномырдина, который также похвалил инициативу украинских властей.

По итогам встречи украинский Кабмин выразил желание сотрудничать с российскими бизнесменами в вопросах разведывания месторождений и добычи нефти и газа, хотя в феврале аналогичные договоренности были подписаны с американской компанией «Хант Ойл»…

В то же время в списке с грифом «на реприватизацию» было озвучено несколько предприятий с российским капиталом, но через какое-то время на смену пришла более умеренная риторика.

Риторика стала не только более прагматичной. Появилось четкое ощущение, что «уже договорились», потому как к этим предприятиям имелись вполне реальные претензии (приватизация НГЗ проходила с обязательствами построить алюминиевый завод в Украине). С другой стороны, россияне сами не лыком шиты - в случае «проблем», отдельные персоналии обещали привлечь «крупнокалиберную» политическую артиллерию. Пожалуй, единственным проблемным моментом с российскими структурами является реверсное использование нефтепровода «Одесса - Броды», неэффективность которого ТНК-ВР объясняет высокими портовыми сборами.

Давление на российский капитал до нынешнего момента было озвучено в двух формах: косвенное – внесение в список для реприватизации части российских активов, и прямое - на бизнес Максима Курочкина. Небольшой (вложения в «Озерку» составили 10 млн. долл.), по сравнению с другими российскими активами, бизнес М. Курочкина давится руками украинской же группы «Приват». Обратной стороной медали является давление россиянина Константина Григоришина на футбольно-энергетические активы оппозиции. В данном случае претензии к власти имеют обратную сторону. Выкристаллизовывается тенденция «новых» хозяев страны бороться с неугодными чужими руками, что само по себе не ново.

Таким образом, украинская власть не атакует российский бизнес в целом, здраво рассуждая, что с тем же успехом можно выступать с прутиком на слона (не испугаешь, но разозлишь). Однако очень четко работает против того бизнеса (украинского ли, российского), который чужд ей политически.

Некоторые из уже «оранжевых» ФПГ начинают вспоминать о россиянах, которые в свое время, прикупив какие-то активы, перешли дорогу местным олигархам, и сейчас может настать время «расплаты».

Рынок «Озерка», казалось бы, не относится к тем активам, ради которых можно на государственном уровне поднимать волну. Тем не менее во вторник, 15 марта, заместитель министра внутренних дел Геннадий Москаль сообщил, что Максим Курочкин объявлен в розыск.

Как известно, «упекание на нары» является наиболее действенным средством давления на бизнес. Представитель МВД заявил, что «старая власть» (при которой он, несчастная жертва репрессий, был «сослан» руководить Госкомнацмиграции) передала Курочкину за бесценок целый ряд имущественных комплексов, а сам исполнительный директор «Российского клуба», дескать, является криминальным авторитетом.

Будет ли доказано, что Курочкин, заплативший за «Озерку» 10 млн. долларов, «взял» ее за бесценок – неизвестно, однако его ареста будет вполне достаточно, чтобы отбить желание у российского бизнеса сотрудничать с кем-то, кроме власти и лояльного ей бизнеса. Во время выборов «Российский клуб» поддерживал Виктора Януковича. А уже 22 февраля рынок «Озерка» был захвачен прежними «держателями» госсобственности, а 10 марта был задержан председатель наблюдательного совета ОАО «Регионоптсервис» (владелец рынка) Евгений Валенюк. Какое впечатление все это может произвести на потенциальных инвесторов – можно догадываться. Очень кстати тут пришлось высказывание российского советника нового Президента Бориса Немцова о том, что деньги любят тишину и покой…

Вероятно, определенные проблемы могут возникнуть у владельцев Черноморского судостроительного завода (ЧСЗ) и Львовского автобусного завода бизнесменов Олега и Игоря Чуркиных. По крайней мере, последние начали активный PR, что у них на ЧСЗ все хорошо (претензии именно к этому заводу).

Количественное отражение российского присутствия в Украине оставляет желать лучшего. Уже не раз российский бизнес заявлял об инвестировании нескольких сотен миллионов долларов, но реально этот капитал записан на компании с Кипра, Швейцарии, Виргинских островов и прочих «оффшоров».

Теперь только российская МТС намерена в 2005 году инвестировать $500 млн. в развитие принадлежащего ей UMC, и это притом, что примерно $500 млн. уже инвестированы! Официально же по состоянию на 01.01.2005 г. Россия вложила в Украину $457,5 млн. прямых инвестиций.

Кроме уже озвученных, назрели крупные проекты в других сферах – недвижимости, розничном бизнесе, банковской сфере. Группа «Ренессанс Капитал» огласила о намерении создать фонд в сфере недвижимости с вложениями в несколько сот миллионов долларов. «Дочка» российской компании, «Конти-Строй Украина», фактически получила карт-бланш по реконструкции киевских хрущевок по откатанному в Москве опыту, и это притом, что общая стоимость проекта оценивается в $1,35 млрд., а для строительства «стартовых» домов для отселения необходимо около $150 млн.

Кроме этого, минимум три крупных российских банка за последнее время пришли на украинский рынок. Закрепившись на нем, они с легкостью составят конкуренцию украинским банкам из первой двадцатки. А российские розничные сети «Пятерочка» и Патэрсон уже оглашают свои крайне нескромные планы.

Помимо политического «перетряхивания» российского бизнеса, в ближайшее время возникнет и иная коллизия: в Украине могут столкнуться интересы всех заинтересованных – украинских, российских и западных бизнесменов. И вновь – делить, а хотелось бы, чтоб умножать…