Я – наркоманка!
16.03.2005 13:16
…который, по его же собственным словам, вел у нас не просто физику, а физику выживания.

На каждом уроке он давал нам советы, как выжить в этом жестоком мире. Как это ни странно, но среди приближающегося к маразму потока сентенций встречались трезвые мысли, более того, глубину мудрости некоторых из них я начинаю понимать лишь сейчас.

К примеру, он считал, что все люди – наркоманы. Только наркотик у каждого свой. С течением времени я все больше убеждаюсь в справедливости этого утверждения. Ведь что такое наркотик? Нечто, вызывающее зависимость, физиологическую или – что зачастую важнее – психологическую.

Если лишить человека его наркотика, то наступает ломка: он становится нервным и злым, раздражается из-за каждой мелочи и вообще перестает быть адекватным. Почему-то считается, что зависимость могут вызывать в основном наркотики как таковые, алкоголь и никотин. А ведь сильную психологическую зависимость может вызвать практически любая повседневная привычка!

Давно уже пора в официальный список тяжелых наркотиков где-то между героином и кокаином внести Интернет. Один мой знакомый как-то сказал, что настоящий интернетчик, приходя домой, первым делом не разувается, как все нормальные люди, а включает компьютер и проверяет почту. На самом деле это не так, потому что истинный интернет-сектант не приходит домой – он просто никуда из него не выходит, да и дом его – Всемирная Сеть.

Тяжелая форма Интернет-зависимости проявляется в зависании в сети ночами, а иногда и сутками. В конце концов, человек становится похожим на зомби, поскольку на внешние раздражители реагирует слабо, а в свободное от сидения за компьютером время злится на всех и вся. И хорошо, если человек не теряет связи с реальным миром, а тяжелая форма переходит в легкую.

Именно так произошло со мной, так что сейчас я просто каждый день проверяю почту да время от времени, по старой памяти, устраиваю «всенощные». Думаю, подобная история близка не одному десятку пользователей. Чем же Интернет не наркотик?

Или вот компьютерные игры. Как иначе, если не наркоманом, назвать человека, который, заполучив новую игру, каждую свободную минутку стремиться в нее поиграть? Если ему что-то мешает, он беснуется, а дорвавшись до компьютера, не замечает ничего вокруг. И тут на самом деле неважно, во что играть, механизм всегда один и тот же.

Еще один мощный наркотик из числа повседневных привычек – музыка. Обратите внимание, сколько на улицах людей в наушниках. Если вам нужно узнать дорогу куда-нибудь, по крайней мере, к половине из них обращаться не имеет смысла, поскольку у них «музыкальный трип». Они вас попросту не заметят. А если заметят и, не дай Бог, отвлекутся, то могут и послать подальше.

А телевидение? Жизнь телемана зависит от программы передач, он живет от шоу до шоу, от сериала до сериала, а вынести мусор или помыть посуду ухитряется за время рекламной паузы. Такого человека бесполезно вытаскивать вечером пивка попить и поболтать – у него есть дела поважнее: невозможно ведь пропустить очередную серию «Ментов» или «Района Мелроуз», даже если идет это чудо уже пятый раз.

Зависимость разной степени тяжести может возникнуть от чего угодно. Если человек смотрит по паре фильмов в день, то с легкостью перестать покупать каждую неделю десяток видео-новинок он вряд ли сможет. Или попробуй отними у кофемана его неизменную чашку утреннего кофе. На месте кофе может быть чай, детектив или даже плавленый сырок.

Или, например, женские журналы, на них недавно подсела моя сестра. Глянец манит ее как магнит, и она послушно скупает все, что видит. Я точно так же сидела на журналах по вязанию, а моя подруга – на журналах про комнатные растения.

Говорят, первый шаг к избавлению от зависимости – это ее признание. Действительно, с тех пор, как я осознала все свои зависимости, степень их стала меньшей. Но вот незадача: осознав их, я не захотела избавляться от них полностью. Мне комфортно с этими приятными мелочами, которые превращают обыденную жизнь в праздник.

Вот я и думаю, что самое главное – это определить черту, за которой безобидная привычка становится тяжелым наркотиком. И если бы кто-то решил провести кампанию по борьбе с повседневными наркотиками, то ее слоганом точно был бы: скажи «Нет!» плохим наркотикам, а с хорошими живи в мире.