Мировые убийства: золото Орадура
07.05.2004 15:52
...Вьенна, в 1944 году была уничтожена фашистами вместе с жителями. Почему мы решили рассказать о нем? Причин тому несколько.

Во-первых, скоро 9 мая, светлый праздник Победы. И хотя в праздничные дни принято говорить о чем-то веселом, праздничном, день Победы – праздник «со слезами на глазах», день памяти о миллионах погибших, день скорби.

Вторая причина... Уж не помню, кто и когда сказал мудрые слова: «Мы возвращаемся в прошлое, чтобы понять настоящее». Начало 1990-х, Нагорный Карабах, уничтоженные азербайджанские Багинис-Айрум и Ходжалы... Вспомним, что сейчас творят американцы в Ираке. История повторяется?

Причина последняя: долгое время никому не было известно, что же стало поводом для кровавой бойни. Если с Хатынью и Лидице все более-менее ясно: в первом случае резня стала местью за действия партизан, во втором – за казненного кровавого палача Гейдриха-Вешателя, то с Орадуром до недавнего времени ничего не было понятно.

И вот в начале 1980-х английский бизнесмен Робин Макнесс опубликовал книгу «Орадур: бойня и ее последствия», в которой утверждает, что 642 жителя Орадура стали жертвой алчности генерала Хайнца Ламмердинга, командира 2-й танковой дивизии СС «Рейх». Об этом ему стало известно от одного из самых непосредственных участников тех событий, бывшего «маки» Рауля.

Впрочем, обо всем по порядку. В дивизии, которой командовал Ламмердинг, был один офицер, майор Отто Дикман, выполнявший довольно странные обязанности – он командовал одной-единственной, всегда закрытой и тщательно охраняемой спецмашиной. Предполагалось, что в ней хранится штабная документация. На самом же деле в ней не было ни единой бумажки! В машине хранилось награбленное за время «вояжей» по дорогам Восточного фронта золото, весом около полутонны!

Когда дивизия получила приказ выдвинуться против высадившихся в Нормандии союзников, хозяева бесценного груза, уже знакомые нам Ламмердинг, Дикман и еще один приближенный генерала – Гельмут Кампфе, забеспокоились: необходимо было где-нибудь спрятать золото.

В полночь 9 июня колонна, состоящая из штабной машины, бронетранспортера с отделением солдат и спецмашины, двинулась на север, в направлении города Беллак. Маршрут пролегал мимо Орадура. Но Дикману не повезло – он умудрился нарваться на «маки», устроивших засаду на другую колонну, двигавшуюся параллельным маршрутом. В считанные мгновения партизаны разгромили колонну, уцелеть удалось лишь одному солдату. Группой командовал тот самый Рауль, который впоследствии рассказал Макнессу об истинной причине кровавой бойни в Орадуре.

К сожалению, и для «маки» бой закончился печально – от осколков и беспорядочного ответного огня немцев пятеро из них погибли, и в живых остался только Рауль. Он-то и обнаружил, что на самом деле лежало в спецмашине. Рискуя жизнью, Рауль вытащил золото и зарыл его у дороги. Затем он поджег грузовик и уехал с места боя на велосипеде.

Для Ламмердинга весть об исчезновении золота было сущим кошмаром – все «нажитое непосильным трудом» в мгновение ока растаяло в воздухе. А тут еще одна «радость» – исчез его близкий друг майор Кампфе.

Необходимо было во что бы то ни стало выяснить, куда девалось золото. Виновными «назначили» ни в чем не повинных жителей Орадура. При этом Ламмердинг исходил из следующих соображений. Во-первых, Орадур был расположен буквально в нескольких километрах от линии фронта, а во-вторых, сбежавший из плена эсэсовец докладывал, что его возили в Орадур. Участь деревни была предрешена.

Командовать карательной операцией поручили капитану Кану, известному своими кровавыми подвигами на Восточном фронте. Под вечер 10 июня 1944 года каратели оцепили деревню, всех крестьян согнали в церковь и сарай. Тех, кто не мог сам дойти, расстреливали на месте.

Возможно, массовое убийство первоначально не планировалось, немцы только хотели узнать, где спрятано золото, но испуганные жители твердили, что ведать не ведают ни о каком золоте. Тогда немцы посчитали это единодушие за заговор и решили преподать строптивцам наглядный урок. И началась кровавая бойня.

Церковь, где находились более четырехсот пятидесяти женщин и детей, забросали дымовыми шашками, затем гранатами. Когда отгремели взрывы, уцелевших расстреливали из пулеметов. Тех же, кого пощадили пули и осколки, ждала смерть в пламени начавшегося пожара. Двести мужчин, запертых в сарае, расстреляли из пулеметов.

А что же золото, спросите вы? После войны Рауль откопал его, часть потратил на создание собственного дела, часть контрабандой вывез в Швейцарию. Тогда он и рассказал эту историю Робину Макнессу. Что здесь правда, что вымысел – вряд ли мы узнаем наверняка. Но не верить Раулю оснований вроде бы нет.

А Орадур и поныне мертвое селение в развалинах, не тронутых с того самого дня...