Калым для призывника
11.04.2005 09:42
…охоту для чиновного люда, звания народных артистов и художников отменили, массовую высадку деревьев запланировали, люстрацию опять же всячески продвигают. Не стала исключением и армия – на таком поле грех не разгуляться.

На последней пресс-конференции 28 марта руководящий состав Минобороны обещаний раздавал много, и все без исключения были весьма обнадеживающие. Как выяснилось, простеньким сокращением срока службы в украинской армии военные реформаторы ограничиваться не собираются.

Если верить словам члена Генштаба генерал-майора Владимира Артюха, в не столь далеком будущем украинские призывники смогут… откупиться от рекрутчины вполне официально, на легальных основаниях, уплатив некую сумму в бюджет государства. Ну а потом, как выразился генерал, «молодой человек сможет спокойно заниматься любимым делом».

Почти европейский опыт

Такого рода схема отнюдь не нова, и Украина тут не первопроходец. Подобная система действует в Греции, Турции, Болгарии, Албании, Киргизии. Расценки, правда, значительно расходятся, в зависимости от уровня страны и других обстоятельств.

Дороже всего обходится откуп от военной службы в Турции – около 65 тысяч долларов. Албанцам и болгарам право не служить в армии «продается» куда дешевле – около 4 и 1,5 тысячи условно-американских единиц соответственно.

В Грузии существует закон, согласно которому годовая отсрочка от службы стоит 100 долларов. Запись в резерв без прохождения службы обойдется в 10 раз дороже – 1000 долларов. Правда, при уровне доходов среднестатистической грузинской семьи подобные финансовые затраты относятся к области фантастики. Средняя ежемесячная зарплата в Грузии – около 20 долларов.

Ну а в Киргизии возможность откупиться от армии и вовсе дешева – потенциальный призывник должен заплатить всего-то 25 тысяч сомов, т.е. около 500 долларов (для справки – средняя ежемесячная зарплата в Киргизии составляет около 25 долларов). Столько, по подсчетам тамошних парламентариев, тратится в год на каждого военнослужащего срочной службы. Принят этот закон был в 2002 году и, по задумке депутатов, должен был улучшить материально-техническое оснащение армии. Впрочем, последние события показали, что киргизской армии деньги потенциальных призывников не очень-то помогли.

Существует легальный «калым» и в Узбекистане. Местные призывники могут внести на счет Минобороны добровольное пожертвование в размере 25 минимальных зарплат – это около 140 долларов. За эти деньги их внесут в так называемый «мобилизационный призывной резерв» и освободят от действительной службы. Правда, если возникнет чрезвычайная ситуация – скажем, агрессия со стороны соседнего государства, или просто военное положение введут в связи с очередной бархатной революцией под боком – резервисты будут призваны на действительную службу.

Больше всех на постсоветском пространстве за право не служить в армии просят в Армении. Здесь стоимость откупа от военной службы колеблется от 5 до 15 тысяч долларов, а средняя зарплата здесь составляет 39 долларов.

Недолго музыка играла, недолго фраер танцевал

В свое время президент России Владимир Путин забраковал на корню подобные идеи одним возражением – подобная схема приведет к тому, что в армии будут служить только юноши из малообеспеченных семей. Мол, нечего подчеркивать материальное расслоение россиян и разницу в доходах между высоко- и низкооплачиваемыми гражданами. Впрочем, сказать честно, в армии, что в российской, что в украинской, уже лет десять служат исключительно юноши из малообеспеченных семей – так уж складывается.

Так или иначе, Украине такого рода моральные метания в ближайшее время не грозят. Как выяснилось на все той же пресс-конференции, Минобороны пока что только раздумывает над возможностью внедрения такой схемы, и предварительный анализ показал преждевременность такого нововведения. В переводе на общечеловеческий это означает – никто всерьез эту идею не воспринимает. В первую очередь, как посетовал Артюх, будут откупаться «здоровые трудоспособные люди с высшим образованием», в которых армия как раз и нуждается.

Впрочем, и без нововведений у Минобороны серьезные проблемы с набором воинского состава. Нынешний закон о призыве предоставляет потенциальным солдатам 32 вида отсрочки или освобождения от службы.

Возникает вопрос – а зачем же говорить о том, что внедрять не собираются? Ну, возможно, ради того, чтобы посмотреть на реакцию общественности. А может быть, и с другими целями.

Политтехнологам давно известен один забавный феномен: малополезные, но экстравагантные меры почему-то куда больше отвечают массовым ожиданиям, чем рутинная каждодневная работа. 99% указов, законопроектов и просто государственных бумаг невыносимо скучны. А народ, требуя от нового правительства эффективности деятельности, на самом-то деле ждет эффектности. Show must go on!