Смерть "Непобежденного"
11.05.2004 08:44
Погибший в результате теракта 9 мая на стадионе «Динамо» в Грозном президент Чечни Ахмад Кадыров за свои 54 года успел пережить 13 покушений. Один из ближайших соратников Джохара Дудаева, бывший полевой командир, с оружием в руках воевавший против федеральных сил. Бывший верховный муфтий Чечни, объявивший в свое время джихад России, и инициатор создания шариатских судов.

В последние же четыре года – основная политическая опора центральной российской власти в мятежной республике, человек, благодаря которому Москве удалось переломить «чеченский вопрос» в свою пользу.

Предатель или герой?

А. Кадыров родился в ортодоксальной мусульманской семье, в молодости был простым комбайнером, шабашником на стройках Сибири. Затем резкий поворот – потомственный священнослужитель решает пойти по семейным стопам, получает серьезное религиозное образование (Бухарское медресе Мир-Араб, Исламский институт в Ташкенте, шариатский факультет Иорданского университета), становится ректором Исламского института в Чечне, а затем и заместителем муфтия Чечни.

В 1994 - 1996 годах Кадыров участвовал в военных действиях в рядах чеченских боевиков против федеральных сил и был назначен Джохаром Дудаевым верховным муфтием Чеченской Республики. В качестве нового духовного лидера «Ичкерии» Ахмад-ходжа объявил джихад России. Гибель общепризнанного лидера, каковым был Дудаев, вывела на передний край плеяду примерно равных по силе полевых командиров.

В течение 1997 – 1998 годов в отношениях Кадырова и нового главы республики Аслана Масхадова наметился разрыв. После вторжения в августе 1999 года отрядов Басаева и Хаттаба на территорию Дагестана Кадыров отказался участвовать в новой войне против России, объявив Гудермесский, Курчалоевский и Ножайюртовский районы Чечни «зоной, свободной от ваххабизма». В начале ноября 1999 года благодаря муфтию Кадырову федеральные силы, продолжившие антитеррористическую операцию на территории Чечни, практически без потерь вошли в Гудермес – второй по величине город республики.

А уже в июне 2000 года Владимир Путин назначил Ахмада Кадырова главой временной администрации Чеченской Республики. Привлечение на свою сторону столь влиятельного местного политика стало большой удачей для Кремля.

Мотивы же сотрудничества бывшего врага России с Путиным также понятны – возможность участия в переделе власти. Впрочем, основной причиной сам Кадыров называл неприятие растущего влияния чеченских ваххабитов – надо отметить, что последовательным противником радикального ислама он прослыл еще находясь по «ту» сторону баррикад. Кроме того, отношения с вооруженной группировкой Масхадова не оставляли бывшему муфтию особого выбора: как «изменник народа», он был приговорен к смерти.

Кадыров добросовестно исполнял свою роль – уже в августе 2000 года он выступил по местному телевидению и призвал воюющих чеченцев сложить оружие. Кстати, в январе 2001 Кадыров возглавил Совет директоров чеченского филиала компании «Роснефть». Примерно тогда же согласно указу президента РФ администрация Чеченской Республики перестала быть «временной».

Опираясь на вооруженную и финансовую поддержку федерального центра, Ахмад-ходжа стал вполне легитимным вождем того преимущественного большинства чеченцев, которые предпочитали долгожданный мир абстрактным и несущим войну идеологемам. Поэтому не случайно венцом политической карьеры Ахмада Кадырова стало избрание на пост президента Чеченской республики в октябре 2003 года с неожиданно высоким процентом проголосовавших «за» – более 80 % избирателей.

Худой мир лучше доброй ссоры?

Кадыров, как считают в Москве, «олицетворял спокойствие в Чечне». К моменту его гибели масштабные боевые действия в республике прекратились, хотя о далекой перспективе полного умиротворения еще напоминали операции спецслужб в горных районах и теракты.

В то же время следует учитывать особенности менталитета чеченцев – политическая система в республике состоит из множества родовых кланов, тейпов, представители которых решают возникающие вопросы совместно. Кадыров же, в первую очередь заинтересованный в устранении всех возможных претендентов на пост лидера и распорядителя материальных ресурсов республики, сконцентрировал в своих руках максимум полномочий, и разделения власти в Чечне практически не было.

В начале апреля 2004 года лидер вооруженных повстанцев Аслан Масхадов объявил о начале наступления с целью «освобождения территории республики от российских оккупантов и их пособников». Масхадов также призвал сотрудников МВД и Службы безопасности Ахмада Кадырова переходить на сторону боевиков. Тем, кто откажется, обещалось «жестокое возмездие».

В свою очередь по местному телевидению Ахмад Кадыров и его сын Рамзан периодически обещали боевикам смерть на месте пленения, призывали родственников моджахедов публично отречься от своих близких, находящихся в горах.

Кто виноват и что делать?

Пока никто не взял на себя ответственности за теракт. Версий случившегося множество: отслеживают и след Березовского, и влияние "Аль-Каиды", и многое-многое другое. Первая версия, наиболее распространенная: убийство Кадырова организовано международной организацией террористов-мусульман и является местью за смерть бывшего чеченского лидера Зелимхана Яндарбиева, к которой, скорее всего, причастны российские силовики.

Версия вторая – случившееся организовано самими российскими спецслужбами с тем, чтобы непосредственно подчинить имеющуюся вертикаль власти Москве. Ведь Ахмада Кадырова на его посту со временем мог сменить далеко не удобный для России политик. Впрочем такую версию с радостью восприняли и Масхадов, и некоторые особо недружественные по отношению к России информационные источники…

Пока очень многое остается непонятным. Неясно, как спецслужбы не обнаружили на стадионе два артиллерийских снаряда, в каждом из которых было по килограмму тротила! Не говоря уже о том, что стадион «Динамо» неоднократно проверялся перед 9 мая, за пятнадцать минут до прихода высшего руководства республики все трибуны были еще раз осмотрены специалистами, в том числе и кинологами с собаками. Тот факт, что многократно избежавший смерти президент Чечни стал жертвой теракта в тот момент, когда соотношение сил в республике давно изменилось в пользу Москвы, в восстановленном Грозном, напичканном силами безопасности, наводит на третью версию. Ахмад Кадыров мог стать жертвой своего окружения, неудовлетворенного его слишком значительным усилением благодаря практически неограниченной поддержке со стороны администрации Путина.

Мы с террористами не договариваемся. Мы их уничтожаем (В. Путин)

Кто бы ни был автором и вдохновителем теракта, без сомнений Москва воспользуется возникшей ситуацией. Обращают на себя внимание практически единогласные призывы российских политиков, как проправительственных, так и оппозиционных, ввести в Чечне прямое президентское правление - на время расследования или на более длительный срок.

Опасения, что ситуация в республике может выйти из-под контроля, с учетом местных нравов, не лишены основания. Хотя уже через три часа после теракта в Грозном Владимир Путин принял сына покойного президента, Рамзана Кадырова, а вечером того же дня Кадыров-младший был назначен вице-премьером Чеченской Республики, эта фигура пока слишком слаба для того, чтобы в полной мере восполнить потерю «непобежденного» Ахмада-ходжи (так назвал президента Чечни Владимир Путин).

Пока что МВД России начало операцию «Вихрь-антитеррор» в северокавказском регионе, но, можно не сомневаться, что это лишь начало.
Ослабление России после развала СССР все еще не позволяет проводить ей активную политику за пределами своих географических границ. Поэтому мириться с тлеющим на своей территории конфликтом Москва просто не может, не рискуя подтвердить печальный прогноз аналитиков ЦРУ о дальнейшем распаде России – на 8 государств к 2020 году.

Теперь под знаменем борьбы с международным терроризмом Россия получила полный карт-бланш на свои действия в Чечне. Убийство Ахмада Кадырова вызвало бурную международную реакцию. Теракт против президента – такое не могли не осудить даже самые рьяные противники российской политики в Чечне. Представитель Белого Дома заявил, что Вашингтон резко осуждает все акты террора и тех, кто их осуществляет. Еврокомиссия подчеркнула, что подобные акты демонстрируют необходимость координированной борьбы с терроризмом во всем мире. Сходные взгляды выразили руководители многих стран.

Новый виток чеченской проблемы несомненно заставит руководство России активизировать борьбу за сохранение своего влияния в ближнем зарубежье. После приема в НАТО прибалтийских республик особо актуальной для РФ остается проблема удержания контроля за ситуацией в Закавказье (где Грузия уже почти потеряна для россиян, а Армения явно стоит в очереди) и в Украине, которую Россия вполне может потерять в конце 2004 года…
Татьяна Флинт
Василий Кузнецов