«Из Нацсовета делается орган для расправы над оппозиционными СМИ»
13.04.2005 10:32
…читателям From-UA о странностях формирования нового состава НСТР и проблемах свободы слова в Украине.

From-UA: – Нам известно, что Вы подали в суд на Верховную Раду Украины. Расскажите подробнее, в чем дело?

С. Аксененко: – Суть обоих исков – в нарушении закона Украины о телевидении и радиовещании. Я, кстати, сам автор текста этого закона (С. Аксененко народный депутат Украины в 1994 - 1998 гг. – Прим. ред.). Он нарушен по двум позициям. Так, по двум кандидатурам, Юрию Плаксюку и Виталию Шевченко, будет оспариваться то, что они шли без рейтингового голосования, не был объявлен конкурс и не было обеспечено право выдвижения общественным организациям. Вместо того, чтобы их кандидатуры выдвинули общественные организации, сделали это тихо по каким-то договоренностям. Меня, например, выдвинуло все кабельное телевидение. Они это не учли, положили под сукно и не дали возможности целой отрасли ничего сказать.

Тот же В. Шевченко в свое время обвинял в нелегитимности Б. Холода. Самое парадоксальное – я сейчас поднял документы его интервью по поводу снятия меня с поста и.о. председателя Нацсовета в 2000 году – в 1999 году он объявил, что не было рейтинга, и через год, с пятого раза, парламент отправил в отставку всю нашу парламентскую «четверку». То есть из-за одного маленького нарушения они оспорили в Генпрокуратуре нашу легитимность и добились того, что Нацсовет был отправлен через год в отставку.

Теперь же сам В. Шевченко, который сделал гораздо больше нарушений, является нелегитимным председателем Нацсовета. Он стал народным депутатом, хотел остаться в двух креслах, и поэтому пришлось пойти на нарушения.

Кроме того, тут есть коллизия: В. Шевченко и Ю. Плаксюк избраны на четыре года, а те, у которых не приняли отставку, Т. Лебедева и В. Понедилко, остаются до конца года. Это тихие маневры, которые позволили поставить во главе Нацсовета лояльного к «Нашей Украине» В. Шевченко, выгонять из Гостелерадио И. Чижа. Национальная телекомпания «подарена» Т. Стецькиву, который прямо заявляет, что никакого отношения к телевидению не имеет.


From-UA: – Есть ли во всем происходящем с формированием состава Нацсовета политический подтекст?

С. Аксененко: – Весь Нацсовет сформирован исключительно одной политической силой – «Нашей Украиной». Президентская «четверка» представляет исключительно «Нашу Украину». Что бы там ни говорили о Ю. Сторожуке, брате пресс-секретаря спикера ВРУ И. Сторожука, в отличие от парламента, членов своей «четверки» Президент может уволить запросто в любой момент без всякого голосования.

Парламентская «четверка» представляет ту же самую политическую силу. Таким образом, одна политическая сила перед парламентскими выборами на виду у Совета Европы, накануне проведения конкурса «Евровидение» пытается незаконно монополизировать эфир. И она же устами В. Яворивского говорит, что будут закрываться НТН, «Киевская Русь» и другие телеканалы. По сути, из Нацсовета делается орган для расправы над оппозиционными СМИ.

From-UA: – Как Вы оцениваете состояние свободы слова после «революции»?

С. Аксененко: – Вместо одних сытых «дядей» пришли другие. В принципе, ситуация со свободой слова стала еще сложнее. Представители нынешней власти более опытны, имеют якобы поддержку в Европе.

Я всегда защищал оппозицию. Сейчас я защищаю новую оппозицию. У нас должен быть плюрализм. Разные политические силы должны присутствовать в эфире, только тогда будет свобода слова. Любим мы их или нет – не должно быть монополизации.

Относительная свобода слова у нас есть в печатных СМИ. На телевидении одна частота и там может «сидеть» только один, а газет можно создать десятки. Хотя и здесь наблюдаются попытки монополизации. Более-менее нормальная ситуация с интернет-СМИ. Но ситуация со свободой слова на телеканалах отвратительная.

From-UA: – Насколько Нацсовет, учитывая механизм его формирования, способен гарантировать равноправие в телерадиопространстве?

С. Аксененко: – Гарантировать равноправие в телерадиопространстве Нацсовет будет только в том случае, если парламентская «четверка» будет сформирована из оппозиционных сил. Дело в том, что во всех странах мира СМИ курирует оппозиция. А наш Президент поставил туда членов «Нашей Украины». Если парламентская «четверка» будет сформирована из оппозиционных сил, будет баланс. Да, кто-то перекинется к Президенту, но три человека смогут хотя бы кворум сорвать, дать пресс-конференцию. Если же Нацсовет будет сформирован по принципу, который используется сейчас, то это будет кувалда для разгрома электронных оппозиционных СМИ.

Кстати, раньше использовался термин аудиовизуальные СМИ, а сейчас их переименовали в электронные. Думаете это случайно? Что-то готовится и в отношении интернет-СМИ.

From-UA: – Произойдет ли передел теле- и радиопространства Украины?

С. Аксененко: – Если будут молчать все, кроме меня, то конечно произойдет. А произойдет это очень простым образом: Нацсовет приостановит действие лицензий одних компаний и выдаст их другим. То же самое пойдет по линии Генпрокуратуры, судов и т.д. Или, в крайнем случае, останутся компании, но поменяются их владельцы.

Эти процессы уже готовятся, это звучит в запросах все того же В. Яворивского, об этом свидетельствует процесс формирования Нацсовета. Идет подготовка к большому переделу частотных ресурсов и вообще информационного пространства.

From-UA: – В чем, по-Вашему, проблемы телеканалов НТН, ТРК «Украина» и ТРК «Киевская Русь»?

С. Аксененко: – Когда какая-то политическая сила приходит к власти, у нее появляется опьянение, она начинает делать кучу грубых ошибок и этим настраивает всех против себя. Если бы я был членом Нацсовета во время формирования перечисленных телеканалов, я бы, конечно, препятствовал монополизации одной политической силой информационного пространства. Я всегда боролся против Л. Кучмы. Я никогда не был за власть.

А сейчас я буду защищать эти телеканалы. Возможно, через год мне придется защищать «Нашу Украину». Это не исключено, если они будут в оппозиции ко всему остальному полю. Но сейчас нападают они, и от них исходит угроза монополизации информационного пространства.

From-UA: – Будет ли создано общественное телевидение и радио, как это обещал Президент?

С. Аксененко: – Создание общественного телевидения – это одна из попыток приватизировать и забрать государственное телевидение. Весь шум, который поднимался вокруг общественного телевидения околовластными структурами, – это звенья одной цепи, чтобы к выборам никто в эфире не мог пискнуть и сказать что-то против власти.

Чтобы общественное телевидение работало, оно должно создаваться в спокойной дружественной обстановке, а не перед выборами. Должен быть принят какой-то закон, он должен быть обсужден общественностью. А сейчас это попытка забрать эфирное пространство, принадлежащее государственному телевидению.

From-UA: – Благодарим за интересную беседу!