Битва за Дунай
26.04.2005 13:14
…«Дунай – Черное море».

Пока Президент Украины Виктор Ющенко активно добивается статуса близкого друга ЕС, дунайский проект, очень не устраивающий одного из его членов, резко тормозится.

На полдороги

В мае будет год, как Минтранс начал работы по сооружению судового прохода, соединяющего Дунай с Черным морем по устью Быстрое. Генеральным подрядчиком выступила германская компания Gosef Mobіus Bau Aktіengesellshaft. За это время Украина успела объявить о завершении первого этапа строительства проекта в украинской части дельты Дуная. А 26 августа 2004 канал открыли для судов с осадкой 5,85 м.

По словам нынешнего министра транспорта Евгения Червоненко, на постройку канала уже потрачено 50 млн. гривен (из них на дамбу – 25,6 млн.). Первые пять месяцев (с 1 сентября 2004 по 31 марта 2005 года) работы морского подходного канала показали оптимистичные результаты. При плане в 311 кораблей через канал прошли уже 400, в том числе под флагами Украины – 172, под иностранными – 228, в частности, под российскими – 65, турецкими – 26, грузинскими – 24. Основным перевозчиком через ГСХ «Дунай – Черное море» является Украинско-дунайское пароходство, которое переправило уже полмиллиона тонн грузов.

Украина ожидает, что в 2005 году объем грузоперевозок через канал в украинской части увеличится до 20 млн. тонн в год, что позволит задействовать для перевозок 4,5 тыс. среднегрузовых судов.

Впору заняться вторым этапом строительства канала, предусматривающим углубление судоходного прохода до 8,32 м, увеличение ширины до 100 м и длины дамбы – до 3 км, что тем самым позволит пропускать через «Дунай – Черное море» суда с осадкой 7,2 м. Да не тут-то было. Экономические «плюсы» ничего не стоят в сравнении с минусами, которые получает украинский судоходный канал от «добрых» соседей.

В происках дружбы

Еще при открытии первой очереди канала, состоявшемся в августе прошлого года, Европейская комиссия не замедлила выразить свое «глубокое сожаление» по этому поводу. В «поздравительной» листовке говорилось, что ЕК приветствовала бы заверения украинского правительства в том, что оно не будет продолжать этот проект до подготовки надлежащей оценки его влияния на окружающую среду согласно международным стандартам.

С периодичностью раз в месяц заявления такого же толка делает и монополист в предоставлении транспортных путей через Дунай – Румыния. Даже имея своих три канала (Сулинский, Сфынту-Георгиевский и Констанца-Чарнавский), которые нарушают все возможные нормы экологической безопасности, Бухарест не перестает говорить об исключительной «вредности» украинского канала.

«Мы заинтересованы в безопасном состоянии окружающей среды в устье Быстрое», – повторил министр иностранных дел Румынии Михай Резван Унгуряну во время своего мартовского визита в Украину. Стороны обменялись обоюдными приглашениями сесть за стол переговоров в Тульче (Румыния) и Одессе. Украинское МИД открестилось от предыдущей администрации и туманно заверило, что «наклеивать ярлыки» на данную проблему не будет. Что имелось в виду – не понятно.

Свою лепту в отстаивание украинских интересов в дельте Дуная решил внести и Президент Украины, который на прошлой неделе наведался к румынскому коллеге. Виктор Ющенко начал рубить с плеча – он потребовал в течение нескольких недель создать комитет на уровне министров транспорта, заместителей министров иностранных дел, других специалистов, который решит проблему судоходного канала «Дунай – Черное море».

По его словам, профессионалы должны сесть за стол переговоров, выйти на механизм урегулирования этой проблемы и через несколько дней предложить свои инициативы президентам». «Стороны готовы идти аж до совместной администрации», – отчаянно отметил он.

То, что прийти к уровню переговоров, «чтобы всем было хорошо», будет сложно, стало понятно и по настроению министра транспорта Евгения Червоненко. «Все-таки международный авторитет Ющенко, я на него надеюсь, плюс я надеюсь, что мы начнем разговаривать не на эзоповом языке старой власти, а жестко и своим языком, – сказал он, многозначительно добавив: – Безусловно, румынская сторона – очень сильные дипломаты и тяжелые».

Прекрасное далеко

В настоящее время предсказывать сдачу проекта «Дунай – Черное море» «под ключ» – дело не из легких. Покойный Георгий Кирпа в свое время планировал завершить проект ГСХ «Дунай – Черное море» осенью 2005 года. Тогда ориентировочная стоимость проекта озвучивалась в районе 210 млн. гривен. По оптимистическим же прогнозам нынешнего министра транспорта Евгения Червоненко весь объем работ будет выполнен до конца года, а для достройки канала «Дунай – Черное море» необходимо всего-то «несколько десятков миллионов гривен».

Реализация дунайского проекта запаздывает. Правда, действующий министр не унывает, он говорит о создании в устье Дуная европейского центра распределения товаров. «Наши судоходные компании смогут доставлять грузы на Кавказ, Ближний и Средний Восток, в Южную Африку, в любом направлении. По Дунаю мы попадаем на Рейн, это главное внутреннее судоходство в Европе», – воодушевленно отмечает украинский министр.

Правда, оптимизм таких высказываний можно легко омрачить. Чего стоят появившиеся в румынской прессе сообщения о возможности строительства «в ответ» нового глубоководного канала в дельте Дуная, что изменит водный ресурс нового украинского канала и сделает его невозможным для нормального судоходства.

И это не последняя подножка, на которую способна Румыния, дабы сохранить свою «географическую» монополию на грузоперевозки по маршруту «Дунай – Черное море» и обратно. Бухарест постарается найти массу предлогов для организации всевозможных «круглых столов», конференций, заседаний, дабы оттянуть или вообще заморозить достройку канала. А Украине придется вежливо указать теперь уже другу, а не, как раньше, соседу, на его место. Хватит ли политической воли? Посмотрим…