«Это же террор, а не проверка»
26.04.2005 18:49
… рассказывает о том, за что его хотят выжить с государственного поста, и делится своими планами на парламентские выборы.

From-UA: – Вы в политике достаточно давно, однако роль лидера партии – новая для вас форма. Почему Вы решили заняться этим?

А. Костусев: – Политикой я занимаюсь с 1990 года, когда кончилось всевластие КПСС и наступили новые времена. В 1990 году я баллотировался в Одесский городской совет и в первом же туре выиграл. Не могу сказать, что роль лидера партии для меня нова, что это какой-то качественный переход в моей жизни. Я возглавлял Гражданский форум Одессы – это была общественная организация, и она была довольно влиятельна в Одессе. Мы делали реальные вещи, поэтому мне к этому не привыкать.

From-UA: – Почему именно партия «Союз»?

А. Костусев: – Возглавить партию «Союз» ее активисты мне предлагали еще в 1998 году, когда меня избрали в парламент (сама партия была создана в 1997 году). В то время я только приехал в Киев и на многие вещи смотрел иначе. Поэтому я посчитал тогда, что не готов к роли лидера общенациональной партии.

Затем был хороший период, когда я состоял в партии «Трудовая Украина». Я прошел очень хорошую школу, там в руководстве были очень непростые люди: В. Пинчук, И. Шаров, Д. Табачник, С. Тигипко, А. Деркач, А. Един. Когда «Союз» снова обратился ко мне с предложением возглавить партию, у меня были колебания лишь морально-этического характера: как уйти из «Трудовой Украины». Тогда там никакого кризиса не было, я объяснился со своими товарищами и в 2004 году возглавил партию «Союз».

И, честно говоря, вздохнул с облегчением, потому что в «Трудовой Украине» я что-то принимал, а что-то нет. Я неоднократно ставил вопрос о том, что необходима более радикальная программа, что по каким-то вопросам мы должны выступать более жестко. Но это не находило должного отклика. А в «Союзе» эти вопросы снялись.

From-UA: – Можно ли сказать, что Вы перешли в оппозицию? Насколько для Вас это гармонично? Это идейная оппозиция или вынужденная?

А. Костусев: – Я и мои товарищи – прагматики. Во всем том, что будет совпадать с нашими целями и задачами, за которыми стоят интересы простых людей, никакой оппозиции быть не может. Мы будем выступать лишь против того, что противоречит нашим принципам и тому, чего мы добиваемся.

Мы сторонники рыночной экономики, которая основана на частной собственности и реальной конкуренции. Мы не против того, чтобы были богатые люди, если они живут честно и платят налоги. Но мы категорически против бедности. И все шаги, которые власть будет направлять на борьбу с бедностью, мы будем однозначно поддерживать.

Если же будет идти речь о том, что Украина должна войти в НАТО – мы в оппозиции. Мы за славянский вектор, за то, чтобы Украина вступила в межгосударственный союз с Россией и Белоруссией. Во всем том, что будет направлено на создание Единого экономического пространства, мы поддерживаем правительство и Президента.

И еще один момент: оппозиция не может создаваться по принципу «собрались все обиженные» и неважно, у кого какие взгляды.

From-UA: – Не связан ли Ваш уход в открытую политику с тем, что Вас стали «выживать» с поста главы Антимонопольного комитета?

А. Костусев: – Сегодня для меня как для лидера партии самое важное – парламентские выборы 2006 года. И если надо, я могу пожертвовать работой в Комитете и уйти с чистой совестью. Здесь я работаю уже четыре года и краснеть за то, что я сделал, мне не приходится.

Но есть и субъективный фактор. Безусловно, меня пытаются выжить и создают некомфортные условия для работы. На нас пытались давить, когда пришла комиссия КРУ. Написали акт, были мелкие нарушения, их устранили в ходе проверки. Я пригласил проверяющих, попросил их сказать на словах, что мне улучшить в АМКУ. Ответили буквально следующее: таких организаций в стране мало, где такой порядок. Не успели они уйти, как впервые за 12 лет существования Комитета явилась Генеральная прокуратура.

Уже пошел второй месяц, как у нас сидят сотрудники Генпрокуратуры. Они принесли письмо, где перечислили все, а в конце еще и написали, что этим перечень не исчерпывается. Как так? В АМКУ есть много людей, которые раньше работали в судах, в органах внутренних дел, в СБУ. Они говорят, что не бывает таких проверок, когда проверяют все подряд.

Я лично спрашивал сотрудников Генпрокуратуры, когда они закончат. Отвечают, что не знают. То они работают, то их по нескольку дней нет. Вызывают сотрудников, спрашивают все подряд, лишь бы за что-то зацепиться. Но ведь не у всех такие нервы, как у меня. Сотрудники нервничают, некоторые женщины от переживаний плачут, кто-то написал заявление на отпуск, кто-то ушел больничный. Люди стали бояться прокуратуры, правоохранительных органов. Это же террор, а не проверка.

From-UA: – Чем вызвана эта проверка?

А. Костусев: – Единственной причиной: убрать Костусева. Никаких других причин наверняка быть не может, это очевидно. И сегодня это очевидно всем. Я написал письмо на имя руководителя СБУ с просьбой определить, кто за мной следит, почему, проверить помещение на подслушивающие устройства. Аналогичное письмо я направил в Генпрокуратуру: не давали ли санкцию на слежку, не связана ли она с проверкой, которая почему-то началась очень синхронно. От СБУ я получил ответ: пришли сотрудники, проводят мероприятия. А от Генпрокуратуры я до сих пор не получил ничего.

Кстати, какую бы оценку ни дали моей настойчивой работе, это не основание для того, чтобы менять председателя АМКУ. В отношении моего предшественника, например, Верховная Рада несколько раз принимала решения, что его работа не удовлетворительна. Ну и что?

From-UA: – Ваше заявление о возможном уходе с поста ознаменовалось громким делом, связанным с «Вестерн Юнион». Как вы считаете, сможет ли нынешняя власть оградить украинского потребителя от засилья мощного западного капитала?

А. Костусев: – Я не считаю, что западный или российский капитал – это плохо, а украинский – это хорошо. Наш национальный капитал может быть жестоким по отношению к простым гражданам, а западный - гуманным. Если говорить о «Вестерн Юнион», то мы встали на защиту десятков миллионов людей, которые сегодня зависят от этой системы.

«Вестерн Юнион» делает большое дело тем, что позволяет нашим людям без открытия счетов, без карточек, часто без предъявления документов перевести деньги родным. Они поняли менталитет наших людей. Но они оказались в монопольном положении, контролируют около 86% рынка. И мы посчитали, что их цены монопольно высокие, и в мае 2004 года предложили им снизить тарифы. Сначала они в 2,5 раза снизили тарифы на перевод денег из России, но вопрос денежных переводов из далекого зарубежья остался открытым. Потом было снижение тарифов на перевод денег из густозаселенных украинцами регионов США. Но только в апреле, когда я поставил ультиматум, компания снизила тарифы из Португалии, Испании и Италии в 2, а то и 4 раза. Кроме того, они пообещали пересмотреть тарифы на перевод денег из Польши, Чехии, Греции, Израиля.

From-UA: – Какую оценку новой власти Вы могли бы сейчас поставить?

А. Костусев: – Впечатление неоднозначное. С одной стороны, я вижу сильное желание улучшить ситуацию, позитивно решить определенные вопросы. Я вижу, как сегодня очень энергично работает правительство, преодолевая рост цен. С другой стороны, я был бы неискренен, если бы сказал, что все нравится после того, что я рассказывал о Генпрокуратуре. Не должно быть такого в демократическом обществе. Демократия должна согласовываться с заявленными лозунгами.

Хотите, чтобы я ушел? Вызовите и скажите, я все понимаю. Но нормального, человеческого разговора нет, вместе с тем приходит Генпрокуратура. А это уже далеко от демократии.

From-UA: – Согласны ли Вы с тем, что в Украине происходит преследование оппозиции?

А. Костусев: – Такие факты были. Мне никогда не нравилось то, что меняют кадры среднего звена. Есть пословица: "Кони не виноваты". Многие люди сегодня напуганы тем, что завтра могут остаться без работы. Знаю из прессы, что многих вызывают и говорят: уходи, ты не за того голосовал. Надо бережно относиться к профессионалам.

Я не понимаю, как можно назначать на высшие должности людей без высшего образования, без специального образования, без опыта работы. Когда распался Советский Союз, произошла смена формаций. Но такой коренной смены кадров не было. Когда произошла революция 1917 года, Ленин написал работу о бережном отношении к старым кадрам. А что произошло сейчас? Ведь многие люди, которые пришли сегодня, были во власти и раньше, занимали высокие посты. Нельзя быть победителем над частью народа.

From-UA: – Нужна ли, по Вашему мнению, оппозиционная коалиция и какие силы могли бы ее составить?

А. Костусев: – Недавно было подписано коммюнике оппозиционных партий. Партия «Союз» его не подписывала, и в эту коалицию мы не входим. Наша позиция состоит в том, что объединяться можно лишь тогда, когда это целесообразно. И объединяться можно только с тем, с кем совпадают принципиальные позиции.

Мы хотим, чтобы русский язык был государственным. Это наш язык, язык Пушкина, Гоголя и Шевченко, мы его впитали с молоком матери, мы от него никогда не откажемся. Мы за то, чтобы были сильные регионы. Мы за справедливое распределение национального богатства.

From-UA: – Ведете ли Вы переговоры с другими политическими силами о возможности совместных действий?

А. Костусев: – Недавно я провел переговоры с Прогрессивно-социалистической партией Н. Витренко и В. Марченко. Мы договорились, что члены этой партии будут участвовать в тех акциях, которые проводит «Союз». Например, в Запорожье и Одессе недавно прошел митинг против роста цен в областях. В нем приняли участие представители ПСПУ плюс еще 15-ти партий и общественных организаций. Мы готовы координировать некоторые действия и некоторые акции проводить совместно. Более того, на сегодня я получил два предложения: уже две партии хотят влиться в партию «Союз».

From-UA: – В каком формате Ваша партия намерена выступить на парламентских выборах 2006 года?

А. Костусев: – Мы планируем идти как самостоятельная сила. Если изменятся обстоятельства, мы изменим свои планы. Если будет очень высокий проходной барьер, нужно будет искать союзников, с которыми можно объединять усилия. Трехпроцентный барьер нам преодолеть по плечу, более того, мы ставим задачу взять большинство голосов в парламенте Крыма, избрать своего спикера и назначить премьер-министра. Также мы надеемся взять большинство и в некоторых других органах местного самоуправления регионов Украины.

From-UA: – Как Вы могли бы прокомментировать обвинения народного депутата А.Гудымы в том, что АМКУ своей бездеятельностью способствовал сговору нефтетрейдеров и нефтяному кризису в 2004 года?

А. Костусев: – Пусть это голословное обвинение останется на его совести. Что значит сговор нефтетрейдеров? На каком рынке: общегосударственном или в каком-то регионе? Люди разводят руками: что он говорит, ничего нельзя понять. В прошлом году мы действительно выявили сговор на нефтяном рынке в Днепропетровской области, наложили на две компании нарушителей штраф в 100 миллионов гривен. Пусть такие критики придут и сделают десятую часть того, что сделали мы. Надо дело делать, а не болтать.

From-UA: – Благодарим за интересную беседу!