Долгая дорога к… танку?
27.04.2005 13:48
…симферопольского собора Александра Невского.

Царственные особы одаривали собор ценными подарками, а один московский фабрикант даже пожертвовал в дар два колокола. До Великой Отечественной войны собор взорвали. После на его месте поставили танк-памятник в честь освобождения крымской столицы. Сейчас танк и возрождаемый собор станут одним целым…

Сквозь пласт веков победный слышен гром

Новгородский князь Александр Невский, в честь которого и назван собор в Симферополе, был выдающимся полководцем и государственным деятелем. В 1240 году молодой Александр разгромил Тевтонский орден в битве на Неве и обрел титул – Невский. Через два года в сражении на Чудском озере он, благодаря искусной военной стратегии, разбил армаду закованных в стальные латы немецких рыцарей. Православная церковь причислила Невского к лику Святых.

Минуло семь столетий. Во время Великой Отечественной войны на деньги, собранные церковью, строили танковые колонны, одна из которых носила имя Невского. Колонны уходили на фронт прямо из заводских цехов. Солдаты под стальными доспехами танков громили немецко-фашистских захватчиков.

Танк-памятник, много десятилетий стоящий на постаменте в центре Симферополя – Сквере Победы, до сих пор хранит за толстой броней немало тайн. Ни его бортового номера, ни фамилий экипажа не знает никто. Известно лишь, что боевая машина одной из первых ворвалась в крымскую столицу в составе 19-ого танкового корпуса.

Храму быть!

До 1783 года в Симферополе была лишь маленькая полковая церковь. Во время путешествия в Крым четыре года спустя ее посетила Екатерина II. В то время церковь не была отделена от государства, а священный Синод считался чем-то вроде министерства в государственном аппарате страны.

Тем не менее, государственные сановники, в отличие от теперешних времен, посещали церковь не только ради собственного имиджа. Императрицу возмутило, что единственная в Симферополе церковь столь бедна - для России вопрос укрепления православной веры на землях Тавриды был одним из направлений государственной политики. Так родилась идея создания соборного храма. Но смерть Екатерины и светлейшего князя Потемкина помешали ее осуществлению.

Всенародная стройка

В 1813 году Симферополь посещает Александр Благословенный. Царь не только лично выбирает место для строительства храма, но и выделяет для этого свои деньги. В 1823 году с высочайшего утверждения начинается строительство собора.

Строили храм всем миром. Тысячи российских граждан, богатых и бедных, знаменитых и безвестных, старались внести свой вклад в святое дело. 3 июня 1829 года однопрестольный собор освящает архиепископ Херсонский Гавриил.

Через тридцать лет собор получает статус кафедрального. После 1884 года иконостас покрыли червонным золотом, а также серебряными ризами и окладами. Исторические документы гласят, что вес ризы образа Спасителя равнялся 19 фунтам 45 злотникам, а риза Святого князя Александра Невского тянула на 20 фунтов. Здесь же находилась копия чудотворной иконы Божьей Матери, обошедшая бастионы и госпитали осажденного Севастополя во время Крымской войны.

Осколки веры

Кинохроника времен сталинских репрессий запечатлела рушащиеся от взрывов по всей стране соборы и храмы. Сотрудники Симферопольского НКВД, стремясь выполнить указания сверху, в ночь с 26 на 27 сентября 1930 года, в праздник Воздвижения Креста Господня, символизирующего вечную жизнь, заложили под стенами собора динамит.

Даже «стальные» НКВДшники не рискнули проводить «мероприятие» средь бела дня. Очевидцы свидетельствовали, что после первого взрыва святые стены чуть дрогнули, словно смеясь над человеческим безрассудством. Но от второго взрыва собор разлетелся. Горожане долго собирали осколки веры рядом с местом взрыва.

Говорят, храмы на костях не строят. Но в старину рядом с собором хоронили монахов. Во время Великой Отечественной войны на этом месте немцы расстреливали наших военнопленных. После освобождения Симферополя здесь располагался военный госпиталь, куда привозили раненых из-под Севастополя. Умерших хоронили в братской могиле.

Исстари при закладке нового города первым делом выбирали место для храма. Сегодня – у каждого свой храм. Для ветеранов – танк-памятник, как напоминание о былых сражениях. Для верующих – будущее здание собора Александра Невского. Как будут сосуществовать два этих символа? Покажет время.