Если бы не было 9 Мая…
06.05.2005 19:30
…Советов над одной шестой частью суши. Часть украинского общества и тогда, и сейчас считала, что в случае победы нацистов нас ожидало бы гораздо более благополучное и счастливое будущее. Так ли это на самом деле? Что несли в Украину гитлеровские дивизии? Во имя чего они пришли сюда и к чему стремились? И наконец, стоит ли праздновать День Победы, или, может быть, это день траура для Украины?

(Продолжение. Начало читайте здесь

История любви

Говоря об этом, нельзя не затронуть тему украинско-немецких отношений. В тридцатые годы ОУН была вовсе не единственной заметной силой в Западной Украине. Однако польские репрессии, общая радикализация социальных настроений в Европе и форсированная советизация в 1939 - 1941 годах сделали ОУН наиболее популярной организацией края. Естественно, что надежды на освобождение от польского и советского ига лидеры ОУН стали связывать с Германией. Иначе вряд ли могло быть. Германия выступала против Советского Союза, искренне ненавидела Польшу и содействовала национальному самоопределению других славянских народов – словаков и хорватов. Увы, к независимости украинцев нацисты отнеслись иначе.

То, что произошло 30 июня - 9 июля 1941 года во Львове, было квинтэссенцией взаимоотношений между гитлеровцами и ОУН. Провозглашение независимости Украины вовсе не входило в планы геополитиков Рейха. Поэтому и реакция на действия С. Бандеры и Я. Стецька была столь стремительной и резкой. Лидеры ОУН были арестованы, их пресса разгромлена. Символично, что часть активистов ОУН была расстреляна в Бабьем Яру в Киеве, то есть там же, где нацисты уничтожали мирное еврейское население города.

После ликвидации газеты «Украинское слово» стало окончательно ясно, что договориться с гитлеровцами не удастся. Как альтернатива оккупантам в 1942 году стала формироваться Украинская повстанческая армия. Но, как мы уже выяснили в предыдущей части статьи, места для третьей силы в тот период войны не было и не могло быть. Очень трудно представить, что сравнительно малочисленная УПА могла бросить вызов вооруженному до зубов вермахту. Кроме того, в этом случае она неминуемо становилась союзником Красной Армии и советских партизан, ослабляя тыл гитлеровцев. Не думаем, что это входило в планы командиров УПА. Все-таки победа над СССР была в тот момент для них более важна.

В основных источниках по истории УПА, публиковавшихся ранее в диаспоре, содержится крайне мало информации о боевых столкновениях с гитлеровцами. Но если задача борьбы с вермахтом была труднореализуемой, а СССР был тогда на грани собственной гибели (да, Москва выстояла, но немецкие армии упорно двигались к Волге, и коренной перелом еще не наступил), то против кого же тогда должны были действовать отряды УПА? Можно кощунственно предположить, что основным соперником украинских националистов тогда были польские партизаны Армии Крайовой.

До 1944 года Восточная Галичина и Западная Волынь многими виделись как одни из польских регионов. Армия Крайова считала Волынь своей вотчиной, что и привело к кровопролитию 1942 года. Тогда обе стороны не столько воевали друг против друга, сколько старались изменить демографическую ситуацию в крае. И делалось это самым удобным способом – путем уничтожения мирного населения.

Но, может быть, если ОУН-УПА не имела возможности стать «третьей силой» в этом конфликте, стоило ожидать чего-то положительного от самих немцев? Ведь зачем-то они пришли в нашу страну?

Разделяй и властвуй!

Гитлеровцы успели войти в нашу историю многочисленными «подвигами». Начнем с того, что в отличие от товарища Сталина они не признавали наличие Украины как таковой. Корни этого подхода гнездились в пресловутом генеральном плане «ОСТ». План этот касался стратегических целей и задач гитлеровцев в послевоенном обустройстве территорий на восток от Германии.

Справедливости ради стоит сказать, что в полном виде план «ОСТ» так и не был найден. Его отдельные фрагменты демонстрировались на Нюрнбергском процессе как доказательства человеконенавистнических планов нацистов. Про сей день в ФРГ существуют научные школы, считающие план «ОСТ» выдумкой советской пропаганды. Однако косвенным доказательством аутентичности этого документа может быть оккупационная политика нацистов в Украине, бывшая своеобразной прелюдией к послевоенному обустройству.

Согласно плану «ОСТ» предусматривалась арийская колонизация наших земель, превращение Украины в курорт для ветеранов НСДАП, вермахта, гестапо и абвера. Коренное славянское население подлежало либо ариизации, либо изгнанию на северо-восток, либо попросту уничтожению. Как видим, это мало в чем соответствовало ожиданиям лидеров ОУН. То, что к украинцам гитлеровцы отнеслись не так, как, к примеру, к словакам или хорватам, имело свои причины. И возможно, главная из них – отождествление населения УССР с советской властью: носители коммунизма не подлежат идейному перевоспитанию и более того - опасны для благополучия арийцев.

Если вернуться к территориальной политике нацистов, то приходится признать, что дробить Украину они умели. Во время оккупации ими были образованы пять подконтрольных «территорий»: рейхскомиссариат «Украина» (зона гражданской администрации), зона военной администрации на значительной части Левобережной Украины, Транснистрия (районы между Днестром и Южным Бугом под управлением Румынии), дистрикт «Галиция» (часть созданного на польских землях Генерал-Губернаторства) и Закарпатье (до 1944 года было оккупировано Венгрией).

Рейхскомиссариат «Украина» был создан в первые месяцы войны параллельно со своим северным аналогом рейхскомиссариатом «Остланд» (Белоруссия и Прибалтика). Кроме Правобережья он охватывал еще и отдельные районы Левобережной Украины.
Рейхскомиссариат «Украина» был крупнейшим административно-территориальным образованием, созданным гитлеровцами в границах современной Украины. Он делился на 6 генеральных округов: «Киев», «Житомир», «Волынь и Подолье», «Днепропетровск», «Николаев», «Таврия». Его главным городом был не Киев, как можно было ожидать, а Ровно. Гитлеровцы не хотели усиливать и без того весомое символическое значение украинской столицы.

Итак, у гитлеровцев были свои планы, согласно которым в будущем предусматривалась колонизация этих земель. Так, в частности, в одном из отчетов контрразведки действовавшей в Украине группы армий «Юг», говорилось: «Рейхскомиссариат «Украина» предназначен для подготовки все более тесного присоединения этой территории к Германии».

Материалы переписки между высшими нацистскими чиновниками только подтверждают их пренебрежительное отношение к славянам. 23 июля 1942 года заместитель Гитлера по партии М. Борман писал министру оккупированных восточных территорий А. Розенбергу, что «немцы должны быть обязательно удалены от украинских городов. Даже размещение их в бараках за пределами городов лучше, чем поселение в самих городах! Ни в коем случае не следует строить русские (украинские) города или улучшать их, потому что местное население не должно иметь более высокий уровень жизни».

По мнению гитлеровцев, Восточная Галичина была не украинской, а польской, и поэтому была отнесена к Генеральному Губернаторству со столицей в Кракове. Закарпатье любезно отдали на растерзание венграм, а огромные пространства юга Украины в междуречье Днестра и Южного Буга перешли под контроль союзной Румынии. Сейчас мало кто помнит, что Одессу оккупировали вовсе не немецкие войска, а румыны. Мы уже не говорим о Северной Буковине, в румынской принадлежности которой Гитлер не сомневался ни минуты.

Раздробив Украину на мелкие части, нацисты не остановились на достигнутом. Когда положение на фронтах ухудшилось, начался массовый вывоз людей на принудительные работы в Германию. Всего за время войны на работы было вывезено 2,4 миллиона украинцев. 3,5 миллиона жителей Украины стали беженцами, эвакуированными в восточные районы СССР, и не все из них смогли вернуться после войны в свою республику.

Оценки историков об общем количестве людских потерь различны. От 8 до 9 миллионов жителей Украины погибли, умерли от голода и болезней во время войны. По количеству абсолютных потерь во Второй мировой войне Украина находится на втором месте после России. По относительному количеству потерь (19% от довоенного населения) Украина на третьем месте после Белоруссии и Польши.

А кто-то после всего этого назвал ту войну «советско-германской». И Украина, дескать, была тогда ни при чем…