Держи пирата!
11.05.2004 16:14
США неоднократно предупреждали Украину о введении экономических санкций, если проблема с производством компакт-дисков не будет урегулирована на законодательном уровне. Кабмин обязался к концу 2001 года принять Закон, который положил бы конец нелицензионному производству оптических носителей информации. Но в этот срок мы, как известно, «не уложились». Только 17 января 2002 года Верховная Рада приняла Закон №2953-III «Об особенностях государственного регулирования деятельности субъектов хозяйствования, связанной с производством, экспортом, импортом и считыванием лазерных дисков».

Изготовители получили право производить «компакты» лишь с разрешения обладателей авторских прав. На каждом изготовленном диске производителей обязали проставлять специальный идентификационный код. Было узаконено проведение плановых и внеплановых проверок на предприятиях. Для нарушителей предусматриваются штрафы в размере 200% от стоимости незаконно изготовленной продукции, но не менее 5000 необлагаемых налогом минимальных доходов граждан, а при повторном нарушении – до 10000 необлагаемых «минимумов».

Но это не устроило американцев. Так, советник по экономическим вопросам посольства США в Украине Кеннет Ферфакс счел, что данный закон все равно позволяет многими способами продолжать нелегальное производство «компактов», а размер штрафов, по его словам, незначителен. Поэтому с 23 января 2002 года США заблокировали ввоз на свою территорию ряда экспортных товаров из Украины на общую сумму $75 млн., введя на них повышенную пошлину, соответствующую 100% стоимости товара. Среди этих товаров: цветные металлы, титановые руды, ряд редких минералов, масла, редкие газы, минеральные удобрения и др. В итоге, украинские предприятия потеряли только в 2002 году до $40 млн. экспортных поступлений.

На стороне США выступил и Международный альянс по интеллектуальной собственности (МАИС), назвавший Украину в феврале 2003 года «одним из наибольших производителей нелегальной аудиовизуальной продукции». По мнению этой организации, Закон №2953-III некорректен, поскольку касается только дисков с записью, содержащих объекты авторских прав, и не распространяется на чистые диски («болванки»), производящиеся несколькими украинскими предприятиями. МАИС считает, что «болванки» тоже являются контрафактным товаром, так как могут использоваться для копирования «пиратской» продукции.

А что же Украина? А Украина в августе 2003 года внесла ряд изменений в Закон «О распространении экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм». Новая редакция документа предусматривает маркирование каждой копии аудиовизуального произведения или «софта» перед их выпуском в обращение. Были соответственно подкорректированы Кодекс Украины об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Украины. Но и этого американцам мало. 4 мая 2004 года Торговый представитель США Роберт Зеллик объявил нашу страну «проводящей политику, оказывающую самое отрицательное воздействие на американских правообладателей и товары». А значит, подлежащей «ускоренным расследованиям и возможным санкциям».

Американцев можно понять. По данным Ассоциации звукозаписывающей индустрии США, общий убыток, который страна несет от подделки только музыкальных компакт-дисков, составляет более $50 млрд. в год, а потери американских компаний от всех видов звукового и компьютерного пиратства превышают $200 млрд. Но насколько справедливо с их стороны видеть именно в Украине рассадник аудио-, видео- и программного «пиратства»? По признанию того же МАИС, проблемы с охраной авторских прав существуют в 52 государствах мира, но «приоритетной» в этом отношении страной названа только Украина.

Между тем, по мнению руководства киевского завода «Росток-CD», речь идет не о борьбе с пиратством, а о стремлении задушить развитие отечественных высокотехнологичных отраслей. Фактически американцы применяют «административный ресурс» в борьбе за наш же внутренний рынок, удвоив цены на товары, не имеющие никакого отношения к компакт-дискам. Вероятно, их тревожат успехи украинских программистов, научившихся создавать собственную продукцию, конкурентоспособную на европейских рынках.

Позиция Вашингтона прежняя: добиться ужесточения санкций, изъятия и уничтожения пиратских и контрафактных изделий и оборудования, используемого для их изготовления в Украине. В противном случае, по словам Р. Зеллика, у Киева могут возникнуть проблемы при вступлении в ВТО. Но куда уж дальше? Помимо того, что Украиной были внесены поправки в ряд нормативных актов, наша страна присоединилась к соглашениям Всемирной организации интеллектуальной собственности «Об авторском праве», «Об исполнениях и фонограммах», Международной конвенции об охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания.

Есть, впрочем, еще два обстоятельства, которые не дают американцам покоя. В феврале 2004-го года Верховная Рада не поддержала законопроект, ужесточающий наказание за производство контрафактной аудиовизуальной продукции. Кроме того, США недовольны введенным в Украине обязательным кодированием компакт-дисков (в т.ч. импортных) так называемыми CID-кодами, позволяющими устанавливать их происхождение. Поскольку далеко не все мировые производители наносят эти коды на свою продукцию (в том числе американские), украинский рынок оказался попросту закрытым для американских фирм.

Зато это, безусловно, на руку отечественным производителям, которые благодаря этой защитной мере смогли не только выжить, но и составить конкуренцию транснациональным компаниям на внутреннем украинском рынке. Поэтому отказываться от кодирования было бы, по крайней мере, неразумно. Да и вообще, не идти во всем на поводу у заокеанских партнеров, а смелее отстаивать национальные интересы. А то – и о своих правах заявить. Ведь известно, например, что первый в мире компакт-диск был изобретен… в Украине.