Рикошет из Мелитополя
12.05.2004 09:09
… тревожные события в Новобогдановке.

Накануне такого ответственного в жизни каждого политика периода, как выборы, любой мало-мальски приличный информповод становится манной небесной.

Факт рвущихся на складах боеприпасов снарядов, подкрепленный напоминанием прошлогоднего Артемовска, – идеальная возможность напомнить народу о себе, любимых. Посыл прост: «Враги сожгли родную хату», что в переводе на украинские реалии звучит, как «Преступная власть взорвала склады».

Поле битвы – Верховная Рада

В числе основных заводил новобогдановских дебатов в стенах парламента, которые начались во вторник, 11 мая, стала «Наша Украина», у которой уже почти иссяк предыдущий рукотворный предлог для блокирования работы Верховной Рады – выборы мэра в Мукачево.

Еще в тот момент, когда Новобогдановку рвало с особой силой, «наш украинец» Николай Томенко и внефракционный с некоторых пор Юрий Артеменко направили генеральному прокурору депутатский запрос с требованием безотлагательно принять меры для «выяснения причин невыполнения поручений Президента Украины относительно повышения состояния безопасности на отечественных складах боеприпасов». Объектом для атаки депутаты избрали, конечно же, Кабмин, в первую очередь – Минобороны и МинЧС.

Томенко и Артеменко внесли в ВР проект постановления, в котором предлагают безотлагательно заслушать в парламенте отчеты генпрокурора, главы СБУ, а также министра по чрезвычайным ситуациям.

Однако в первый пленарный день на заклание в ВР прислали только главу МинЧС Григория Реву, которому и достались первые шишки от озабоченных безопасностью электората законодателей.

Кусок от новобогдановского информационного пирога не преминули отломить и коммунисты. Запорожские члены КПУ оперативно приступили к сдаче крови для пострадавших во время взрывов военных складов в Запорожской области. А Петр Симоненко со своей стороны от лица своих товарищей разразился весьма гневным заявлением с привычным припевом: «Вся ответственность за те беды, которые нынешние правители принесли нашему народу, лежит на высшем руководстве страны». Сурово раскритиковав всю «преступную деятельность украинского режима», Петр Николаевич направил главный удар на министра обороны Евгения Марчука, потребовав от последнего немедленного отчета в Верховной Раде о результатах его работы в должности министра, а также на посту секретаря СНБО.

Отдохнувшие за праздники слуги народа остроумно поиздевались над версиями о причинах пожара на артскладах и даже поинтересовались у Григория Ревы, известно ли ему, какой склад подожгут следующим. Однако большого шоу не получилось – не было главного объекта для разминки…

Кому осколки

Евгению Марчуку в данной ситуации явно не позавидуешь. Мало того, что именно ему придется в полной мере испытать на себе шквал оппозиционных «изобличений», на него же, вероятнее всего, будет возложена миссия «щита» для премьер-министра. Первой желательную траекторию полета осколков снарядов наметила Генеральная прокуратура. Она распространила небывало жесткое заявление с обвинениями в адрес Министерства обороны. Генпрокуратура вменяет чиновникам Минобороны в вину халатность, игнорирование предупреждений о нарушении правил хранения оружия и боеприпасов, которые поступали со стороны органов прокуратуры.

Критику Минобороны подхватили оппозиционеры. В ходе предварительных дебатов 11 мая социалисты, коммунисты и БЮТ поставили вопрос об ответственности министра обороны. И только отсутствие Евгения Кирилловича в зале помешало депутатскому гневу разгуляться в полной мере.

Сам Евгений Марчук избрал единственно верную в данной ситуации тактику. Во-первых, принес извинения жителям Запорожской области. Во-вторых, попытался максимально обернуть эту ситуацию в свою пользу, подчеркивая, что взрывы в Новобогдановке – еще одно подтверждение необходимости скорейшего реформирования Вооруженных сил Украины. Марчук напомнил, что «наши арсеналы переполнены совершенно не нужными Украине снарядами, оставшимися ей в наследство еще от ВС СССР». А заодно заявил, что «наше Министерство устало убеждать политиков, принимающих законы, в необходимости срочного выделения средств на утилизацию той части боеприпасов, которая или не нужна нашей армии, или пришла в негодность».

Кроме того, Евгений Кириллович вступил в дискуссию с Генеральной прокуратурой. Министр сделал упор на то, что все эти проблемы накопились еще до него. По словам Марчука, когда он вступил в должность, «боеприпасы… валялись в траве среди деревьев, некоторые уже в земле». И попросил на решение всех проблем миллиард гривен.

Перепалки между Генпрокураторой и Минобороны, между Минобороны и депутатами, между депутатами и депутатами позволили премьер-министру, который мог бы в других обстоятельствах стать жертвой праведного гнева оппозиции, спокойно заняться конкретными делами. В праздничные дни, когда первые лица власти и оппозиции предавались семейной ностальгии в Новгороде и Освенциме, Виктор Янукович проявлял распорядительность – выделил 7 млн. грн. на помощь пострадавшим в результате взрывов, съездил на место происшествия и пообещал наказать виновных. А также очень вовремя сделал заявление о повышении минимальной пенсии со второго полугодия не менее чем на 12%. За что народ, вполне возможно, готов будет простить правительству еще не один пожар...

Ирак forever

Но не Новобогдановкой единой жива оппозиция. Уж коль дело коснулось военных вопросов, не миновать темы вывода миротворцев из Ирака. Георгий Крючков недавно опять непрозрачно намекнул, что коммунисты будут настаивать на рассмотрении на следующей пленарной неделе вопроса об отзыве наших военных из этой горячей точки. Гибель еще двух миротворцев при столкновении с иракскими боевиками выпала на предпраздничные дни, в связи с чем не была в полной мере «отработана» коммунистами, традиционно настаивающими на выводе украинского контингента из Ирака. А поводами для рекламы, да еще в канун предвыборной гонки, приличные политики не разбрасываются…

При этом все прекрасно понимают, что законотворческие и дискуссионные потуги левой и, частично, правой оппозиции по поводу вывода войск из Ирака – это исключительно смотр художественной самодеятельности. Ведь решение о дальнейшей судьбе наших миротворцев будет приниматься с учетом сложного переплетения экономических и политических интересов как в самой Украине, так и за ее пределами. Про восстановление Ирака и, тем более, участие в этом процессе украинских компаний в обозримом будущем говорить не приходится – равно как и про экономические выгоды от «миротворчества». Остается, правда, надежда на политические дивиденды: все-таки президентские выборы на носу.

Скорее всего, пока Соединенные Штаты не оставят надежды на «каштановую революцию» в Киеве, правящая элита Украины не решится пожертвовать этой «золотой акцией», и наши военные останутся в Ираке.

Однако так или иначе, «военная тематика» в ближайшее время станет одним из основных поводов для парламентских дебатов. Пока склады с боеприпасами остаются без должного присмотра, а украинские солдаты квартируют на берегах Тигра, украинская оппозиция без дела не останется…

P.S. Заседание Верховной Рады в среду, 12 мая, выдалось бурным. В самом начале правые и левые оппозиционеры поспорили насчет того, чей информповод важнее: "Наша Украина" требовала рассмотрения событий в Мукачево почти месячной давности, а коммунисты настаивали на том, что ничего нет важнее вывода украинцев из Ирака. Чуть позднее появились и первые очаги сопротивления: "наш украинец" Евгений Червоненко подрался с эксдеком Нестором Шуфричем...