Кто выпил наш бензин?!
20.05.2005 11:29
…страны. Хотя на самом деле все гораздо сложнее…

Кругом враги

«Не очень были довольны определенные страны тем, как прошли выборы в Украине, и сейчас за последний месяц повысили цены из России на 30%», – как всегда с экспрессией заявила Юлия Владимировна.

Хорошо, когда есть враг. Жизнь приобретает смысл. То ли дело ежечасно корпеть над текущими вопросами, скучными и не героическими, другое – блаженное чувство упоения борьбой, «и вечный бой, покой нам только снится». А наш премьер, видно, до сих пор не вышла из транса майдановских страстей.

Видеть в создавшейся ситуации с ГСМ происки внешних антиреволюционных сил – это, пожалуй, даже мания величия. Природа капитализма такова, что ему, в сущности, глубоко фиолетово, какой режим у власти, лишь бы не мешал стричь купоны.

А мы их – заводом!

«Поможет преодолеть и предупредить кризис и появление нового нефтеперерабатывающего завода, строительство которого в ближайшее время начнется в Одессе… Завод будет построен за полтора года», - пообещала Юлия Тимошенко.

Дай-то Бог. Но нельзя отделаться от прямых вопросов, во сколько «зеленых» обойдется очередная «диверсификация» поставок углеводорода. У нас уже есть зарытый «памятник» стратегической мысли – труба Одесса - Броды, стоимостью 1 млрд. долл. (вместе с затратами на амортизацию за трехлетний простой), которая работает в четверть накала в направлении, выгодном для России. Стоимость полуржавого ЛИНОСа, до приватизации, в 2000 году тянула на 1,5 млрд. долл. Неужели наш бюджет уже располагает «лишними» 2 млрд. долл. на строительство нового современного завода?

А если дадут очередной кредит, который с лихими процентами будут возвращать наши дети, и мы построим НПЗ, то какой нефтью будем его оплодотворять? Если не российской, то за нее придется платить как минимум на 20% больше (если это будет мифическая каспийская нефть) или на 30 - 40% больше (с учетом доставки), если это будет, к примеру, североморская нефть. Ее стоимость на товарно-сырьевых биржах всегда в среднем на 25% дороже русской марки Urals. И если делать бензин из заморской смеси и держать цену на бензин в 2 раза меньше, боюсь, мы получим еще одну дотационную отрасль. Мало нам агропрома, угольной промышленности и еще десятка убыточных сегментов экономики?

А мы их – импортом!

В прессе запестрели сообщения о том, что Национальная акционерная компания «Нефтегаз Украины» заключила контракты на импорт 210 тыс. тонн бензина для стабилизации ситуации на рынке нефтепродуктов. Любопытно, а по какой цене нам достанется такое мелкое счастье (Украине в год надо более 20 млн. т нефтепродуктов)? Сообщу для тех, кто не знает. Средняя цена бензина А-95 на заправках в старой доброй Европе от 0,9 до 1,3 EUR за литр, что по нынешнему курсу соответствует 5,73 – 8,28 грн., значит, оптовая цена может потянуть на 4 - 6 грн. У нас пока в рознице около 3,3 грн. за тот же литр. Кто такую разницу между их ценой и нашей будет субсидировать?

Почему растут цены на бензин?

Последние четыре года, когда на простаивающие украинские НПЗ пришли российские компании, ситуация с горючим выправилась. Собственно, именно ТЭК стал тогда базовой, донорской отраслью, расшевелившей смежные звенья экономического механизма. Именно с того времени начался подъем экономики в стране. Об этом надо помнить. Одновременно с ликвидацией устойчивого дефицита на горючку стал традиционным в Украине рост цен по весне.

Что мы имеем в этом году? Год стартовал с российской экспортной пошлиной на нефть в размере 83 долл. за тонну. До 1 октября существовала ставка $69,9, после - $87,9. За два месяца рост на 44%! И это несмотря на то, что Путин недвусмысленно поддерживал в выборной эпопее Януковича. Почему не мог потерпеть ради своего протеже? Потому что в России 28 апреля 2004 года был принят обеими палатами парламента и освященный подписью Президента Закон РФ, четко и жестко регулирующий размер экспортной пошлины. В рамках этого Закона «злодействует» шкала экспортного налога, напрямую связанная с ценами на нефть на биржах. Каждые два месяца, посредством мониторинга мировых цен, корректируется размер пошлины. Никакой политики здесь нет, присутствует только здоровое желание страны-экспортера иметь научно обоснованный заработок.

За январь-февраль российская нефть Urals «потяжелела» на биржах почти на 30% (западная марка Brent на 35,4%) и стала продаваться по 40,47 долл. за баррель. Такая стоимость по узаконенной шкале пошлин определяет величину экспортного налога в размере 102,6 долл., что и было незамедлительно применено на практике с 1 апреля.

Свою лепту в подорожание топлива внесла и новая власть. Оформив в конце марта гиперпопсовый бюджет, власть, по сути, загнала себя в угол. Для наполнения его неолибералы вынуждены прибегать к форс-мажорным мерам. Был скоропалительно внедрен новый акцизный механизм на нефтепродукты. Например, для дизтоплива новая ставка акциза установлена в размере 10% с цены реализации (на бензин 20%). Отметим неприятное свойство всяких акцизов – они суть косвенные налоги, которые проплачивают потребители. Насколько повышен налог, настолько больше за топливо платят граждане.

С 6 апреля вступило в силу распоряжение КМУ за №91 об увеличении тарифов на грузоперевозки. До этого средний грузовой тариф составлял чуть больше 6 долл. за 1 т за доставку товара на 500 км (среднее транспортное плечо по Украине). После рационализации тариф повышается почти до 12 долл.

С 1 июня Россия повышает ставку экспортной пошлины со 102,6 долл. до катастрофичных для нас 130 долл. Мониторинг цен на мировых товарных биржах за последние два месяца делает неотвратимым момент истины. Российская нефть на биржах выросла в цене в среднем до 47 долл. за тонну. Административное ограничение цен при таких пошлинах выводит за пределы экономической целесообразности производство бензина в Украине. Потому российские компании начали резко уменьшать поставки нефти на украинские НПЗ (на 22 - 40%). Понимая всю серьезность положения, правительство, однако, вместо делового диалога с нефтяниками сорвалось на угрозы национализировать НПЗ.

Понять их можно. Почва уходит из под ног реформаторов. По данным Межгосударственного статистического комитета СНГ (стороннего наблюдателя), инфляция в Украине за первый квартал оказалась 13,5%, что в 3 раза больше, чем цифра, которой потчуют нас в правительстве. И наши полегчавшие кошельки это подтверждают…

Москва слезам не верит

Правительство Януковича так же, как и нынешнее «голосистое», не брезговало админресурсом для успокоения ситуации. И хотя, как хотелось бы, не могло подавить естественные инстинкты хозяев НПЗ славно подзаработать, пользуясь внешней конъюнктурой, но каким-то образом договаривалось на взаимоприемлемых условиях. Впрочем, несмотря на хорошие отношения с Россией, в прошлом году стоимость горючки выросла на 60 - 70%. Дружба дружбой, а табачок врозь. Тем не менее, Янукович не устраивал истерики по поводу «костлявой руки» и не опускался до прямых угроз и шантажа отобрать НПЗ у меркантильных хозяев.

Разумеется, владельцев заводов страшилки премьера не испугали, и они продолжают сокращать поставки нефти на свои заводы. Вернуть НПЗ в лоно государства – блеф чистой воды. Правительство не в состоянии осуществить операцию по реприватизации «Криворожстали», что уж говорить, например, о лисичанском НПЗ, которым владеет русско-британская компания «ТНК-ВР», имеющая товарооборот, намного превышающий поп-бюджет Украины. Скорее многие потеряют свои кресла в правительстве, нежели удастся осилить нефтяных магнатов в международных судебных тяжбах. Такова реальность бытия. Надо договариваться. Другого не дано. Мы не на Майдане. В конце концов, компании не предлагают нам бензин по европейским ценам, а значит, есть возможность найти точки соприкосновения.

И последнее. Разговоры официальных лиц, что цена поставляемой на НПЗ нефти превысила общемировую, не соответствует действительности. В данный момент стоимость нефти при поставках на украинские НПЗ в диапазоне 300 - 320 долл. за тонну (41 - 44 долл. за барр.). Стоимость светлых сортов смеси на лондонской бирже с поставками в мае (фьючерсы) не ниже 55 долл. за барр.

Есть предложение закупать у любимого Запада по биржевым ценам их легкую нефть, предварительно переоборудовав наши заводы под эту смесь. Кстати, стоимость работ по переоснащению - от 50 до 80 млн. долл. для одного завода. Чем не альтернатива.

Есть ли альтернатива российской нефти в Украине? Проблематично. Все разговоры об этом – эмоции людей, потерявших контроль над собой.

Нефть есть строго биржевой товар. А значит, продается по рыночной цене. Имеются тугрики, конвертируешь их в доллары, пачку казначейских билетов поднимаешь над головой - и тебе за твои деньги делают быстро и красиво нефть по мировой стоимости. А когда денег в обрез, начинается спектакль про заговоры против молодой революции и поиск альтернативных чудаков, которые будут продавать ниже общепринятых цен.

Драма с украинским бензином еще ждет своего Шекспира. И вряд ли Гамлет в лице Виктора Ющенко, который в четверг, 19 мая, вроде как договорился с нефтебаронами о цене на бензин (договорились, кстати, о том, что цены на горючее будут устанавливаться рыночно, без административного «ручника»), будет его главным героем…