Мама, роди меня обратно!
31.05.2005 17:28
…скандирующие хором: «Спасибо партии за наше счастливое детство!» Но если дети уже ото всего защищены, какой смысл отмечать этот день? Разве только для бравурных рапортов?

В том-то и дело, что на самом деле маленькие люди по-прежнему нуждаются в защите. Хотя угроза того, из-за чего, собственно, возникла необходимость в этом дне, в Украине пока, слава Богу, неактуальна.

День защиты детей был учрежден в ноябре 1949 года Международной демократической федерацией женщин. Этому событию предшествовал первый конгресс женщин, состоявшийся в Париже после Второй мировой войны – самой разрушительной в истории человечества. Женщины поклялись бороться за прочный мир во всем мире, чтобы будущие поколения никогда не узнали бедствий новой войны.

И вот над нами уже 60 лет мирное небо. От чего же реально надо защищать украинских детей теперь? В последнее время в прессе участились публикации, которые наводят на мысль, что сегодня они больше всего нуждаются в защите от… собственных родителей, то есть тех, кто в первую очередь должен о них заботиться и их защищать.

Чего только не вытворяют «предки» с полностью зависимыми от них родными кровиночками! Бьют с размаху головой об стену, тушат о них окурки, обливают кипятком, выставляют в мороз на балкон, ломают руки-ноги, выбивают глаза, пытаются задушить, утопить, отравить, сажают на цепь и сутками не дают есть. Родных детей продают, вовлекают в проституцию, порнобизнес, заставляют попрошайничать, насилуют в извращенной форме.

Все это, конечно, уже «ягодки», т.е. крайняя степень родительской «любви», а ведь есть еще и «цветочки», которые не менее опасны для жизни и здоровья ребенка.

Насиловать можно и морально, постоянно оскорбляя, угрожая, унижая человеческое достоинство. Ругать за плохие оценки – это моральное насилие. Сравнивать с Петей, который лучше играет на скрипке, – тоже. Беда, что у нас такие приемы, наоборот, считаются самыми педагогически правильными.

Права ребенка нарушены и в том случае, если он недостаточно обеспечен материально: плохо питается, не имеет нормальной одежды, живет в антисанитарных условиях. Можно, конечно, списать все на бедность и обвинить в этом государство. Спору нет, государство несет ответственность за низкий уровень благосостояния граждан. Но все ли от них зависящее делают для счастья ребенка сами родители?

Ведь можно искать работу, а можно заливать горе водкой. Можно найти добрых людей, которые поделятся ношеной одеждой, а можно продать последнее ради очередной бутылки. Можно делать ежедневную уборку, тем самым компенсируя отсутствие ремонта, а можно облевать все углы. Можно быть бедным, но при этом любить своих детей и уделять им много внимания.

А бывает прямо противоположная ситуация – у ребенка все есть: вкусная еда, красивые игрушки, дорогие вещи. Нет только душевного тепла, ласки, понимания. И оказывается, что иметь это гораздо более важно.

Взрослый может постоять за себя, что-то изменить в своей жизни, если она его не устраивает. У ребенка же выбора нет изначально. Его не спрашивают, хочет он родиться или нет. В какую семью попадет, в такой и придется жить. Если окажется плохо, выхода у него нет, разве что проситься обратно. Вот почему дети нуждаются в особом внимании и защите со стороны общества.

Но если в советские времена в дела семьи могли вмешаться профком, партком, женсовет, милиция, в крайнем случае, то с обретением демократии на это возник запрет. Некоторые родители поспешили воспользоваться этой «свободой» в своем разумении. И теперь за закрытыми дверями творятся порой ужаснейшие вещи.

Вся надежда на развитие и совершенствование социальных служб, органов опеки и попечительства, психологических центров. В США, ФРГ, Голландии, Великобритании специалистов по социальной работе, занимающихся защитой детей от насилия, даже побаиваются. В их обязанности входит самое прямое вмешательство в ситуацию и контроль за тем, чтобы она не повторялась.

1 июня – отличный повод для государственных мужей подумать о финансировании этого направления и подготовке профессиональных кадров.