«Никуда Европа от нас не денется»
13.05.2004 08:58
FromUA: - Юрий Иванович, как Вы оцениваете итоги рассмотрения заявки Украины на вступление в ВТО и выводы «тройки ЕС» в Ирландии о непризнании нашей страны государством с рыночной экономикой?

Ю. Ехануров: - Начну со второй части вашего вопроса. Обретение Украиной рыночного статуса – это проблема, которой украинское правительство занимается уже на протяжении многих лет. Но данный вопрос очень политизирован и далек от экономики. России и Казахстану, как известно, такой статус был предоставлен - при лоббировании со стороны, соответственно, Евросоюза и США.

С Украиной – все по-другому. И это просто смешно: наша страна, которая динамично развивается, в которой вызревают серьезные рыночные отношения, до сих пор не имеет официального рыночного статуса. Очень надеюсь, что эта несуразность будет исправлена.

По нашему вступлению в ВТО ситуация такова: мы здесь можем сейчас очень серьезно притормозить, если в правительстве возобладает мнение о необходимости синхронизировать свои действия с Россией, Казахстаном и Белоруссией. По-моему, мы очень серьезно оторвались в этом направлении от наших партнеров по ЕЭП, и синхронизация действий приведет к тому, что мы окажемся в ВТО после России. Очень бы хотелось, чтобы все-таки прагматическая точка зрения в правительстве победила и мы все-таки вступили туда немножко раньше.

Да, Украина и ВТО - очень непростой вопрос. Особенно в части сельского хозяйства. И мы должны отчетливо понимать последствия всего этого. Но идти туда надо. Это – выгодно.


FromUA: - Помнится, в одном из комментариев для нашего издания вы были более сдержанны в своем оптимизме…

Ю. Ехануров: - Я и сейчас не излучаю оптимизма. Я говорю о том, что надо работать. Но в ближайшем обозримом будущем решения о нашем вступлении во Всемирную торговую организацию не будет.


FromUA: - Все-таки насколько реально готова Украина присоединиться к мировому торговому сообществу?

Ю. Ехануров: - Наше Министерство экономики и по вопросам евроинтеграции в процессе проведения комплекса двусторонних переговоров выполнило практически 90% необходимого объема работ. Чтобы все завершить, необходимо, чтобы в стране прошли президентские выборы и все субъективные факторы были сняты. После этого Украина могла бы объявить вступление в ВТО государственной политикой. Особенно если бы наши основные кандидаты в президенты заявили, что это будет приоритетом. Такое впечатление, что они уже это делают. В этом случае Украина могла бы довольно быстро вступить во Всемирную торговую организацию.


FromUA: - Ну, в ВТО нам еще нескоро, а вот в Объединение региональной интеграции с его единым экономическим пространством мы уже вступили. Как Вы оцениваете Соглашение о ЕЭП? Способна ли будет Украина защищать свои интересы в его рамках?

Ю. Ехануров: - Единое экономическое пространство – это вопрос перемещения людей, капиталов, ресурсов. Я думаю, что если создаются такие пространства, то это в принципе всегда и везде выгодно. Но ведь в 1993 году мы уже заключали подобный договор с Россией. Прошло десять лет, в договоре имеются по-прежнему около 400 изъятий, и никто их снимать не собирается.

ЕЭП в его «полном развороте» не выгодно России. И она никогда не пойдет на уступки в своих интересах партнерам по Единому экономическому пространству. Россияне – очень прагматичные люди. Они хорошо считают свои деньги.


FromUA: - Некоторые наши депутаты выражают надежду, что Россия будет поставлять в Украину энергоносители по внутренним ценам. Оправдан ли такой оптимизм? Ведь и президент России В. Путин говорил об этом еще в ходе подготовки соглашения по ЕЭП…

Ю. Ехануров: - Для Украины это еще вопрос – а выгодно ли нам покупать российские энергоносители по российским ценам? Ведь в этом случае мы рискуем попасть под пресс антидемпинговых расследований, так как экспортные товары, изготовленные в Украине при участии подешевевших российских энергоносителей, и сами, в свою очередь, станут дешевле. В итоге, мы будем неконкурентоспособны. Если кому и удастся получить сверхприбыль, то она вся уйдет в оффшоры и не будет работать на украинскую экономику.

Поэтому переход на дешевые энергоносители из России – сомнительная с точки зрения стратегической перспективы выгода.

Но зона свободной торговли нам выгодна. Это значит, что наши товары и услуги хорошо пойдут на постсоветском рынке. И будут россияне вкушать нашу карамельку не только до Новосибирска, но и в моих родных краях – в Восточной Сибири. Динамика развития нашего машиностроения, перерабатывающей промышленности говорит о том, что мы будем достаточно серьезно конкурентоспособны на этом рынке.

Естественно, товаропроизводители стран ЕЭП будут выступать против этого. Возникнет необходимость как-то договариваться с ними. А раз так, то придется нам идти на какие-то самоограничения, вводить квоты. Или по команде правительства будет добровольно-принудительное сокращение экспорта. То есть сохранится государственное регулирование. А это значит, что свободного перемещения услуг, товаров, капитала и людей не будет.


FromUA: - И людей тоже?

Ю. Ехануров: - А попробуйте сегодня поработать в России. Многие рассказывают о том, какие там сегодня порядки, особенно в связи с борьбой с терроризмом. Понятно, россияне исходят из своих реалий. И ввели довольно жесткие условия пребывания иностранцев на своей территории. Значительно более жесткие, чем у нас.


FromUA: - А не случится ли так, что некоторые российские товары начнут «вымывать» наши на нашем же внутреннем рынке?

Ю. Ехануров: - Конкуренция в ЕЭП все равно будет. И потренироваться в ней нам лучше с российскими, а не с западными товарами. В стратегическом плане это пойдет на пользу украинскому производителю, заставит его думать об улучшении качества выпускаемой продукции, организации производства, повышении производительности труда. А дальше пойдет ценовая конкуренция…

Но насколько будет открыто это ЕЭП? Ведь если российские товары будут иметь в своем составе плату за энергоносители вполовину меньше той, что платим мы, то, естественно, возникнет предмет для разговоров. Так что вся эта эйфория от создания ЕЭП вскоре должна закончиться. Теперь надо садиться за стол переговоров, расписывать все по каждой группе товаров, по которой могут возникнуть проблемы: по сахару, по продукции легкой промышленности, по кондитерским изделиям и т.п. И дойдем до украинской водки, насчет которой Виктор Степанович Черномырдин как-то сказал: мы, мол, не позволим спаивать русский народ. Поэтому наша водка начала поступать в Россию через Кавказ, а не напрямую (смеется).

И поскольку подобных ограничений, как я уже сказал, почти четыреста, то на ближайшие годы нам хватит работы по уточнению позиций.


FromUA: - Последний вопрос – опять по ЕС. Как Вы оцениваете высказывание главы Еврокомиссии Р. Проди насчет того, что Украине путь в Евросоюз заказан?

Ю. Ехануров: - А готова ли Украина вступить туда? Откровенно говоря, нет. Одна только синхронизация нашего законодательства с европейским требует больших усилий, и дай Бог, Украине уложиться в этом деле лет в десять. Второй вопрос – это создание институтов гражданского общества.

Поэтому предстоит большая подготовительная работа. И когда мы будем готовы - куда эта Европа от нас денется! Но мы пока не готовы.

С другой стороны, я расцениваю ситуацию оптимистически. Украина сейчас довольно равномерно представлена по экспорту продукции на рынках ЕС, России и других стран СНГ и «прочего мира». Конечно, вызывает вопросы структура экспорта. Но наше машиностроение сейчас резко увеличивает темпы своего развития. Украина имеет уникальную возможность ладить и с ЕЭП, и с ЕС, и с другим миром.

Но в ближайшие годы мы должны очень внимательно смотреть на Ближний Восток, Северную Африку, Юго-Восточную Азию, Индию и Китай. Именно по этим направлениям стоило бы провести активную (я бы даже сказал – агрессивную) экспортную политику. Там мы способны занять более серьезное место, чем занимаем сегодня…