Власть получила по… маске
02.06.2005 10:55
…это решение проголосовали 227 парламентариев. Отказались голосовать только провластные фракции: «Наша Украина», БЮТ, УНП и Соцпартия. Зато «за» проголосовали также провластные промышленники и предприниматели А. Кинаха и фракции, находящиеся под опекой В. Литвина. Таким образом, депутаты от оппозиционных фракций СДПУ(О) и «Регионы Украины» добились своего. Хотя, конечно, парламентская рекомендация рискует остаться всего лишь историческим событием.

Все мы здесь сегодня собрались

Как и следовало ожидать, среда, 1 июня, стала бурным сессионным днем, благо помимо заслушивания отчета следственной комиссии Виктора Мусияки в Раду явились замы министра внутренних дел и генерального прокурора. Их присутствие блокированием трибуны обеспечили социал-демократы, дабы услышать объяснения по поводу ужгородского инцидента, во время которого трое их соратников подверглись физическому воздействию со стороны милицейского отряда «Сокол».

Естественно, правоохранители, выступая с трибуны ВРУ, заявляли, что пострадавшие от рук и ног (к счастью, обошлось без спецсредств) милиционеров депутаты «сами виноваты», а И. Ризак с Б. Колесниковым «будут сидеть».

В частности, замгенпрокурора Виктор Шокин поведал депутатам, что на сегодняшний день И. Ризак находится в четырехместной камере, где «есть два лица на сегодня», у него имеется цветной телевизор и необходимые условия питания. Состояние здоровья удовлетворительное, давление составляет 125/70 («Чтобы вы понимали, это очень хорошее давление», – уточнил Виктор Николаевич).

Замминистра внутренних дел Николай Вербенский объяснил депутатам, что отдельные действия сотрудников милиции при переведении экс-губернатора И. Ризака в следственный изолятор стали возможными, учитывая «непривычность и динамичность происходящих событий». Н. Вербенский также утверждал, что возле кардиологического центра, где находился Иван Михайлович, начали собираться подозрительные молодые люди (о, небось опять - «типичной криминальной внешности»?) и толпа в поддержку И. Ризака. Это, мол, и стало причиной вызова «соколов» и дальнейших событий.

Николай Георгиевич также заверил, что в отношении милиционеров, которые конвоировали Ризака, проводится служебное расследование и они пока отстранены от выполнения своих обязанностей.

Депутаты от провластных фракций, воспользовавшись присутствием правоохранителей, налегли на любимую «мукачевскую тему», которой пошел уже второй год. И с прискорбием узнали, что Генпрокуратура по делам годичной давности не возбудила никаких уголовных дел, равно как и милиция.

Дождались, дождались, повезло, повезло

Затем наступила очередь Виктора Мусияки, ныне члена фракции «Демократическая Украина». Виктор Лаврентьевич заявил, что у комиссии есть основания утверждать, что к депутатам в Ужгороде «применялась чрезмерная сила», и вообще был нарушен ряд норм действующего законодательства. Например, когда депутат В. Воюш потребовал предъявить удостоверение личности, милиционер, находившийся в маске, ее не снял. «Относительно Нестора Шуфрича, – отметил В. Мусияка, – я даже не знаю, что там происходило, потому что только ноги его мелькнули».

В. Мусияка убежден, что И. Ризак фактически уже находился под стражей, поскольку возле его палаты дежурили вооруженные милиционеры. «Фактически это (транспортировка в СИЗО – прим. ред.) было изменение места нахождения», - сказал он.

Что касается состояния здоровья И. Ризака, то В. Мусияка отметил такую деталь: согласно акту судебно-медицинской экспертизы, с И. Ризаком можно было проводить следственные действия. Но он был составлен еще утром в пятницу, 20 мая в 10:30. А перевозка осуществлялась вечером того же дня, в 22:42. «И за несколько минут до того давление у И. Ризака измерялось – 180 на 90, ему сделали два укола…» – констатировал Виктор Лаврентьевич.

«Неприкосновенность нужна не для того, чтобы защищать личные интересы, а чтобы оградиться от власти, когда он имеет честь, совесть, мужество говорить те вещи, которые власти не нравятся… Только благодаря неприкосновенности многие сохранили жизнь и здоровье. Часто у нас сидит здесь Тимошенко, вы знаете ее историю… Изменилась власть. Но что изменилось? В масках бегают до сих пор», – печально резюмировал глава следственной комиссии.

По настоянию депутатов выступила и уполномоченная ВРУ по правам человека Нина Карпачева. Она расценила действия депутатов как единственно возможные, чтобы защитить права больного человека в критических условиях. И вообще, по ее словам, в последние годы стало нормой применение силы к народным депутатам.

В итоге Верховная Рада приняла постановление, которым рекомендовала Ю. Луценко освободить от занимаемых должностей начальника УМВД Украины в Закарпатской области и и.о. начальника Ужгородского городского отдела МВД Украины. Также принято решение обратиться к генпрокурору и председателю СБУ с предложением дать правовую оценку имевшим место фактам, а также предложить освободить от занимаемой должности прокурора Закарпатской области.

Во второй части сего доклада…

После бурных дискуссий об избиении народных депутатов, В. Мусияка снова взошел на парламентскую трибуну и зачитал собственно доклад комиссии, которую он возглавляет. В нем, помимо нарушений конституционных прав рядовых граждан, пошла речь также об арестанте Б. Колесникове. Вывод комиссии однозначен: она не видит оснований для задержания Б. Колесникова.

Кроме того, согласно выводам комиссии, в протоколе задержания не были обозначены основания для задержания Бориса Викторовича. Там даже не указано, в совершении каких преступлений он подозревается. Депутат также подчеркнул, что были установлены факты нарушения права на защиту обвиняемого. Наконец, по словам В. Мусияки, ряд фактов, приведенных Ю. Луценко относительно ареста Б. Колесникова, не соответствуют действительности.

Все эти дискуссии вызвали негодование у лидера фракции СДПУ(О) Леонида Кравчука. «Если бы я знал в 1991 году, что будет так, как сейчас, что в зале будут унижать друг друга народные депутаты, что Президенты будут думать только о своем - где сидеть и в какой кабинет как украсить, - что вместо демократии будет своеволие, я бы не подписал Беловежское соглашение, я бы скорее отрезал себе руку», - так закончил свою возмущенную речь первый Президент.

...Острый конфликт между властью и оппозицией вокруг уголовно-политических преследований далеко не исчерпан. Старательная артель Луценко-Пискуна разогрела машину карательного пиара так, что ее невозможно быстро остановить без слетания голов ведущих ее исполнителей. А они на это, конечно, не согласны.

Тем не менее 1 июня стало ясно, что морально-политическая чаша весов склонилась в сторону оппозиции. Даже умеренное парламентское «болото», так и не сумев нормально поладить с новой властной командой, предпочитает в этом споре поддержать оппозицию из соображений, что, если так дело пойдет, на месте пострадавших может оказаться любой.

Речь о скором освобождении Бориса Колесникова и Ивана Ризака, скорее всего, не идет. Власть не может пожертвовать своим потрепанным реноме и вынуждена держать марку, насколько это возможно. Тем не менее раунд «борьбы с коррупционной гидрой» она проиграла. А ключевые оппозиционные партии – СДПУ(О) и Партия Регионов – на ровном месте получили очки, которые им было бы непросто заработать при ином раскладе…