О пользе перекуров
13.05.2004 13:05
…это, конечно же, перекур. И не только для курящих…

Перекур редко устраивают лишь для того, чтобы вдохнуть пару литров табачного дыма. Ведь подымить сигаретой можно и на рабочем месте, не отвлекаясь от процесса, особенно если ты начальник или работаешь на дому. Нет, перекур это гораздо более важное дело!

Во-первых, это повод отдохнуть пять-десять минут (а то и больше). Во-вторых: где еще люди так тесно пообщаются друг с другом, как не на перекуре?

Традиция эта довольно старая. Давным-давно работу прерывали, только чтобы напиться воды (обед мы не рассматриваем – это уже другая тема). Но для этого много времени было не нужно: зачерпнул кружкой из бака, глотнул – и снова пошел пахать (жать, пилить, таскать).

Когда же в народе распространилось «диавольское зелье», то появились и курящие работники. Трубку или самокрутку нужно было набить табаком, затем отойти подальше от сена или пряжи и уж там, в стороне, спокойно покурить – а заодно и обсудить новости или проблемы. Получался очень даже неплохой перерывчик, который работники старались устраивать как можно чаще.

Некурящие, считающие, что они ничем не хуже, в это время тоже бросали опостылевшие грабли и кувалды и садились на бревнышко попить молока. Так возникла традиция маленьких перерывов, которые в народе и называют перекурами. Причем понятия «покурить» и «отдохнуть» настолько сблизились, что и по сей день слово «покури» употребляют в смысле «отдохни», «не торопись», «отвлекись от дела».

На Западе перекуры были внесены в трудовое соглашение как одно из прав работника. Интересно, что на фоне запрета курения кое-где в Европе трудящихся пытались лишить этих перерывов – мол, раз нельзя курить, то нечего и дурака валять. Но пролетариат в ответ заявил, что сигарету он может заменить и баночкой йогурта, потому что курить он может бросить, но пожертвовать перерывами – никогда. И подтвердил свои слова забастовкой.

В СССР право на перекур регламентировано не было, однако на каждом предприятии, возле каждой армейской казармы в обязательном порядке устанавливалась курилка, иногда даже две: летняя (на улице) и зимняя (внутри здания). Типичная цеховая или армейская курилка – три скамейки буквой «П», между которыми стояла либо урна (довольно непривлекательного вида), либо стол для игры в «козла».

Как правило, если в рабочее время в курилке собиралось больше трех человек, прибегал бригадир, мастер или сержант и где уговорами, где приказами, а где и матом разгонял их по рабочим местам. Ведь к двум-трем курящим часто желало присоединиться чуть ли полцеха (полроты) – мол, «вон все курят – пойду и я с ними посижу». Поэтому полностью курилки забивались в основном только во время обеденного перерыва.

В учреждениях курилки были не везде. Внутри здания для них просто не было места, а проектировать для этого отдельную комнату все-таки роскошь. Снаружи, возле главного входа, который часто выходил на проспект, устанавливать курилку было неэстетично. Поэтому отечественные пролетарии умственного труда и чиновники курили либо в кабинетах, а если это было запрещено, то летом просто, стоя на улице, а зимой либо на лестницах учреждения, либо в туалете.


Где бы ни происходили перекуры, это всегда лучшая возможность поговорить о чем-нибудь с товарищами по работе. Разумеется, в каждой среде темы свои. В цехах говорят о бытовых вопросах и «о жизни», солдаты и студенты острят на тему секса и обсуждают прошлые и будущие пьянки, а интеллигенция с азартом спорит на тему политики и истории.

Таким образом, перекуры способствуют развитию народной мудрости, но в то же время снижают здоровье нации. Потому что курить все-таки вредно!