Большому кораблю – большая торпеда
09.06.2005 11:27
…во главе с Юрием Костенко все более отдаляется от своих былых партнеров по президентской кампании. И судя по последним заявлениям сторон, полный разрыв уже не за горами.

История одной партии

Чтобы понять суть конфликта, следует вспомнить истоки, от которых берет свое начало блок «Наша Украина» и собственно УНП. Лидеры последней считают, что корни ее родословной уходят в 1989 год, когда был основан Народный Рух Украины. Правда, политическая сила, возглавляемая Ю. Костенко, сформировалась 10 лет спустя, в феврале 1999 года, после раскола НРУ. А название Украинская народная партия и вовсе возникло только в январе 2003 года. Впрочем, идеология УНП осталась неизменной: правой, или национал-демократической, как выражаются сами «руховцы».

Раскол произошел не без активного участия самого Ю. Костенко. В 1999 году часть руховских руководителей высказала недоверие В. Чорновилу и выбрала новым лидером Юрия Ивановича. Вскоре после этого Вячеслав Максимович погиб в автокатастрофе. Остававшуюся под его крылом часть Руха возглавил Г. Удовенко.

Претензии к Вячеславу Максимовичу со стороны «костенковцев» были разные, в том числе «авторитарный стиль управления». Рядовые избиратели, впрочем, так и не поняли, что же произошло и в чем состоит разница между новыми старыми политическими силами. Результат участия обоих лидеров Руха в президентских выборах 1999 года оказался плачевным: Геннадий Иосифович пришел на финиш седьмым, а Юрий Иванович – шестым. Вместе они набрали чуть больше 3% голосов. Несмотря на этот жесткий урок, оба Руха так и не смогли вернуться под общую крышу.

С 2000 года УНП, наиболее многочисленная и организованная часть национал-демократического лагеря, начала активный процесс сближения с В. Ющенко. Именно она стала одним из краеугольных камней для создания блока «Наша Украина» к парламентским выборам 2002 года. Для этого партия даже пошла на сближение с партиями, исповедующими иную идеологию.

Кстати, уже тогда были высказаны первые предложения создать на базе блока единую партию. Однако тогда эта идея поддержки всех участников коалиции поддержки не нашла, потонув в дискуссиях об идеологии будущей партии. Формат блока с незначительными изменениями сохранился до президентских выборов 2004 года. Впрочем, никто из его участников и не делал секрета, что борьба за депутатские мандаты – лишь задача, а сверхзадача состоит в приведении на пост Президента Виктора Андреевича.

За что боролись?

Однако добившись поставленной задачи, лидеры УНП внезапно осознали, что оказались у разбитого корыта. Еще в конце декабря 2004 года появилось письмо к членам партии, в котором говорилось о том, что «в рядах партии наблюдается глубокая депрессия от разочарования результатами своей деятельности. УНП в избирательном марафоне и в «помаранчевой» революции выполнила тяжелейшую, но не престижную работу… Но в результате… не получила никакой выгоды».

Во время формирования Кабмина УНП получила всего лишь один министерский портфель, да и тот весьма скромный – пост министра труда для В. Кириленко.

Сам Юрий Костенко при этом высказывал недовольство тем, что в Кабмине преобладают либеральные, а не национал-демократические силы. Особенно его недовольство подогревало то, что Соцпартия А. Мороза получила три министерских портфеля плюс пост председателя ФГИ. «На тех ключевых должностях, которые влияют на формирование государственной политики, мы ожидали намного большего представительства членов патриотической политической силы», – сказал он в своем интервью From-UA.

Иди к нам в колхоз!

Все это не замедлило сказать во время процесса формирования Народного Союза «Наша Украина» во главе с В. Ющенко. УНП возглавила «сопротивление», к которому присоединились НРУ, УРП «Собором» и другие партии, отказавшиеся влиться в дружные ряды президентской гвардии. «Это создается либеральная, центристская партия, а не национал-демократическая, которая должна в государственной политике защищать исключительно национальные интересы», – так объяснил свою позицию Ю. Костенко.

Выступая на учредительном съезде НСНУ, Виктор Ющенко не смог сдержать эмоции: «Я не разделяю их (Б. Тарасюка и Ю. Костенко – прим. авт.) выбора».

С НРУ Б. Тарасюка проблема разрешилась довольно просто: ряд ключевых руководителей осколка «чорновиловского руха» вступили в НСНУ (Р. Зварыч, Ю. Ключковский, П. Качур и др.). А вот УНП Ю. Костенко уже доставляет президентской партии неприятности. Взять хотя бы то, что она сформировала свою фракцию в парламенте, отняв у «Нашей Украины» свыше 20 депутатских штыков. Правда, пока что она голосует примерно так же, как и фракция «НУ», но…

В принципе, откол от президентского лагеря никогда не был самоцелью Юрия Костенко. Растворившись в рядах сторонников Ющенко, УНП во многом потеряла свое лицо, и рассчитывать на большой успех в самостоятельном плавании ей не приходится. Однако не получив после победы своего кандидата никаких существенных дивидендов, Украинская народная партия рискует потерять вообще всякие парламентские перспективы. Тем временем ее национал-демократическая ниша останется бесхозной и будет быстро освоена какими-то другими доброхотами.

Удар справа

Новый виток конфликта начался с майского интервью Ю. Костенко «Столичным новостям». В нем он, в частности, заявил, что УНП «ощущает административное давление со стороны "Народного союза" на членов нашей партии. Их вынуждают – либо обещаниями, либо давлением – перейти из УНП в "Народный союз"».

Далее его зам по партии, Иван Заец, комментируя From-UA сложившуюся ситуацию признался, что давление НСНУ «в отдельных местах наблюдается». «Естественно, есть некоторые старания Народного союза "Наша Украина" переманить наших однопартийцев… ведь наша партия – созвездие известных личностей, которые могут добыть славу любой политической партии».

В ответном комментарии свежеиспеченный член НСНУ, народный депутат Павел Качур заявил, что не может назвать конкретных фактов переманивания. «Возможно, их знает Юрий Иванович. Народный Союз "Наша Украина" не имеет дефицита в желающих вступить в нее. Очевидно, что среди таких желающих есть бывшие или нынешние члены УНП, которые хотят поменять свою партийность. Но, поверьте, это их собственное решение, и никакой целенаправленной политики, чтобы кого-то переманить, нет».

Самое удивительное, что оба правы, поскольку недостатка в «звездах» сейчас не испытывает ни одна из двух партий. Однако следует учесть, что электорат обеих сил на парламентских выборах в немалой степени будет общим.

В четверг, 2 июня, Костенко получил ответный удар за свои «раскольнические действия» со стороны парламентской фракции НУ. Последняя, отказавшись участвовать в голосовании за пост вице-спикера, лишила Юрия Ивановича кресла в президиуме ВРУ. Именно его кандидатуру рассматривали как одну из проходных.

Член парламентской Счетной комиссии Валерий Асадчев отреагировал на этот факт бурно: «Если бы фракция "Наша Украина" приняла участие в голосовании, он бы победил».

Как и следовало ожидать, «Наша Украина» на кресле, освободившемся после А. Зинченко, хотела бы видеть своего человека, а не без пяти минут оппозиционера. Это подтвердил и руководитель фракции НУ Николай Мартыненко, отметив, что у них есть своя кандидатура на замещение поста вице-спикера. «Если фракции принадлежала та или иная должность, она должна замещаться кандидатом от этой фракции», - подчеркнул он. Правда, А. Зинченко получил свой пост по квоте СДПУ(О), а не «Нашей Украины»…

Сам Ю. Костенко, который в случае получения вице-спикерского поста мог бы и воздержаться от похода в оппозицию, отметил, что ему понятна позиция «Нашей Украины»: «Это совершенно иная партия, которая руководствуется своими интересами… Мы работаем вместе в пропрезидентской и правительственной команде, а так в демократическом мире к партнерам не относятся».

Будем воевать?

Конфликт УНП с НСНУ может усугубиться, считает политолог, глава правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко. По его мнению, причина заключается в «разном отношении к тактике и стратегии участия в парламентских выборах. Вторая причина – борьба в окружении В. Ющенко за влияние на Президента».

В. Фесенко убежден, что «есть технологические разработки, связанные с тем, что УНП на парламентских выборах примет отдельное участие. Будет создан правый блок, в который могут войти правые национал-демократические партии. Расчет строится на том, что появляются разочарованные и критики как по отношению к В. Ющенко, так и по отношению к Ю. Тимошенко. А особенно – в отношении НСНУ в регионах, в частности, западных. На эту электоральную базу рассчитывают правые, в том числе и УНП».

Таким образом, перспектива скорого появления оппозиции справа если не к самому В. Ющенко, то к его администрации, более чем реальна. И схватка между ними может разгореться нешуточная, учитывая общее поле в базовом регионе – Западной Украине.

Партия Ющенко, в случае поражения, может потерять определённую часть электората, поскольку её могут покинуть, подражая костенковцам, и другие составляющие. Партия Костенко, в случае настоящего поражения, может понести, пожалуй, ещё более ощутимые потери. Ведь против неё будет задействован административный ресурс новой власти.

Есть ли возможность избежать свары между «своими»? Скорее нет, чем да. И несколькими, пусть даже важными постами не решить основную проблему. А она заключается в том, что президентской команде для того, чтобы уверенно победить на парламентских выборах и сохранить всю полноту власти, приходится становиться в слишком неудобную позу, охватывая огромный пласт электората. Моделирование супер-мега-коалиции помогло Ющенко в ноябре 2004 года переломить ситуацию в свою пользу. Однако сотрапезников оказалось намного больше, чем добычи, потому национал-демократы во главе с Костенко и вылетели из-за праздничного стола.

Сейчас для того, чтобы не попасть впросак на парламентских выборах, технологи Президента ваяют новую супер-коалицию с участием Юлии Тимошенко и Владимира Литвина. Так до Костенко ли господину Калиостро?...
Денис Родников
Андрей Яковенко