«Как только я уезжаю в регионы – меня сразу же начинает искать милиция»
17.06.2005 07:39
…о своей оценке действий нынешней оппозиции и об усилиях власти, направленных на скорейшее сплочение ее рядов.

From-UA: - Последние месяц-полтора мы наблюдаем активные мероприятия правоохранительных органов по привлечению внимания к Вашей персоне. Как Вы можете это объяснить?

В. Янукович: - Хочу, во-первых, кратко сказать по сути этих дел. Что касается выдачи премий призерам Олимпийских игр в Афинах, то Кабинет министров такое решение действительно принимал. Побывав в составе нашей делегации на Олимпиаде в Сиднее, я увидел, в каком унизительном положении находились Украина и наши спортсмены. Я с большим удивлением узнал, что премии нашим олимпийцам были во много раз ниже, чем у спортсменов даже государств бывшего СССР.

Поэтому, после того, как я в 2003 году возглавил Национальный Олимпийский комитет, мы подняли в преддверии очередных Олимпийских игр целый ряд вопросов: повышение зарплаты спортсменам, тренерам, установление специальных стипендий олимпийцам (чтобы они могли нормально питаться, восстанавливаться и т.п.). Ну и, разумеется, нормальные премии за призовые места. К сожалению, предусмотреть в бюджете эти деньги нельзя, потому что неизвестно было, сколько мы завоюем медалей и какого качества. И получилось так, что украинские спортсмены завоевали их много – поэтому и понадобилась большая сумма на выплату премий, размер которых приблизительно равен тому, который был определен для спортсменов соседних стран.

А сегодня следствие ищет мотивы, чтобы обвинить меня лично в каком-то злоупотреблении. Хотя все наши олимпийцы – и призеры, и чемпионы - свои премии получили. И я монотонно, раз за разом, приглашаюсь для ознакомления с все новыми вопросами, которые крутятся вокруг процедуры принятия того решения. Безусловно, в моральном плане это угнетает. Я понимаю, конечно, что цель этого – унизить меня в глазах общества, показать тем миллионам избирателям, которые за меня голосовали, что я на самом деле не тот, кому они симпатизируют.

From-UA: - Аналогичный вопрос – насчет выделения средств Донецкому аэропорту на закупку оборудования по безопасности полетов…

В. Янукович: - Это также было вызвано острой необходимостью: был тревожный звоночек – чуть не произошла авария. Вообще, по условиям безопасности, аэропорт должны были закрыть – кстати, как и многие украинские аэропорты, которые сегодня еще работают. Местных источников финансирования на реконструкцию не хватило, и за частью недостающих средств дончане обратились в КМУ. Кстати, не ко мне лично, а к первому вице-премьеру, министру финансов, господину Азарову. О чем следствие молчит, потому что Азаров – друг генпрокурора Пискуна.

Или история с земельным участком, который на меня, без моего согласия и ведома, оформил когда-то губернатор Ивано-Франковской области. Да, как-то я упомянул, что теще нужно лечение и смена климата, а поэтому возможен ее переезд в те края. Но речь шла не о каком-то конкретном участке, а о том, что есть такая необходимость. Потом теща от переезда отказалась, после чего я позвонил и сказал, что вопрос отпал. Сам я там ни разу не был, не собираюсь ни отдыхать, ни строить что-либо, не знаю, где этот участок и в каком месте, не вел ни с кем никаких переговоров о покупке и не заключал никаких договоров. И у меня нет никаких претензий, если этот участок переоформят на кого-то другого.

From-UA: - Проясните, пожалуйста, также ситуацию с документами, которые были переданы львовскому музею.

В. Янукович: - Мне поступило предложение вице-премьер-министра Табачника передать эти документы. Опять же - я к ним никакого отношения не имел. Поэтому сразу сказал, что заниматься этим не буду. После чего Табачник их вручил от моего имени: объяснил потом, что хотел сделать, как лучше. И сделал…

Я обыкновенный человек со всеми своими недостатками и достоинствами. У меня есть своя жизненная позиция, принципы и взгляды, которые я высказывал открыто во время прошедшей избирательной кампании и высказываю сейчас. И все, что происходит со мной, в любое время может произойти с каждым человеком в нашем государстве. Каждого могут унизить, преследовать за собственную точку зрения на ситуацию в стране.

From-UA: - Почему, по-Вашему, так происходит?

В. Янукович: - Потому что обещанного равенства нет и в помине. Почему не открыто ни одно уголовное дело по нарушениям во время выборов на территории Западной и Центральной Украины? Что, там не было фальсификаций?! У нас есть тома доказательств и тысячи кассет с доказательствами этих нарушений. И ведь об этом знает вся страна.

Но мы не говорим о том, чтобы кого-то карать из тех регионов. Мы говорим, что сегодня для объединения страны нужно признать тот факт, что нарушения были обоюдными – это будет правильно и справедливо. А глава государства – как лицо, наиболее заинтересованное в объединении нации – должен сделать всех равными. И в первую очередь, наверное, объявить политическую амнистию. Тем более что 3,5 тысячи заведенных уголовных дел по якобы фальсификациям, в сравнении с 30 миллионами избирателей, принявшими участие в голосовании, – капля в море. Но надо понимать, что это – человеческие судьбы, люди, семьи.

А сейчас как раз работает тот административный ресурс, который так критиковала бывшая оппозиция. И что самое страшное, в преследованиях участвуют правоохранительные органы, людей бросают в тюрьмы. За это ведь тоже придется когда-то ответить. Пока не поздно, нужно одуматься: ситуация в стране ненормальная, и никакой демократией здесь и не пахнет.

From-UA: - Многие Ваши сторонники считают, что Вы должны вести себя активней. Почему Вы довольно редко появляетесь на людях, на публичных акциях?

В. Янукович: - Встречаться с людьми удается настолько, насколько возможно. Как только я уезжаю куда-то в регионы, меня тут же начинает искать милиция с угрозами привести меня на допрос в наручниках. Как свидетеля… Хотя я никуда не убегал и нигде не прятался, сразу возникают вопросы, повестки. И это происходит регулярно – едва в МВД поступает информация о моем отъезде.

Тем не менее, не бывает такой недели, чтобы я не побывал в каком-нибудь регионе. Но когда я иду на какое-то предприятие, его руководитель уезжает или создаются все условия, чтобы меня туда не пустили. В угольной промышленности вызывают директоров шахт или объединений, начальников участков с вопросом: «Почему люди в ноябре прошлого года принимали участие в событиях в Киеве?». Открываются уголовные дела. Но почему-то по жителям Западной Украины, бывшим в то же время на Майдане, таких вопросов не возникает.

Сегодня людей запугали. Я вот еду в Луганскую область, пытаюсь дозвониться куда-то и договориться, чтобы прийти на какое-то предприятие и послушать людей, - так к телефону невозможно никого пригласить! Все уходят, убегают… Убегают не только руководители предприятий – даже работники профсоюзов. Хотя это их непосредственная работа, и профсоюзы всегда были в конструктивной оппозиции к власти. Но я все равно поеду – хочется кому-то или нет.

From-UA: - Пришлось в ком-то из недавних соратников серьезно разочароваться?

В. Янукович: - Против меня сегодня работает огромная машина. А к оппонентам присоединились трусы и предатели. Я хочу рассказать одну маленькую историю, которую не рассказывал раньше. Приблизительно после двух месяцев моей работы в Киеве я собрал небольшое количество тех людей, что пришли со мной. Был дружеский вечер: немножко выпили-закусили. И очень много звучало лестных тостов в мой адрес.

К концу вечера я всего этого наслушался, прервал выступающих, встал и сказал: «Ребята! Запомните то, что я вам скажу. Во-первых, мы новая команда и взяли на себя огромную ответственность. Нам очень тяжело, но необходимо будет показать результат, пилотаж – на что мы способны как командные игроки. И второе: времена могут быть разные. Сегодня мы работаем в сложнейших условиях, потому что за два месяца уже увидели, что Кучма не даст нам возможности в полной мере работать так, как мы можем и хотим. Нам нелегко, но мы должны работать в этих условиях эффективно и не винить судьбу и Бога за то, что нам что-то мешает. Многое зависит от нас – от нашей позиции и уверенности в том, что мы делаем действительно то, что необходимо. Тактика может быть различной, но принципам мы изменять не должны. Все может измениться: я не знаю, сколько смогу проработать, поскольку моя позиция не очень нравится Президенту, и он в любое время может от меня избавиться. И я прошу вас, говоривших мне сегодня столько лестных слов, об одном: если такое случится в моей жизни и меня начнут бить, вы не подносите камни».

Дело в том, что я в своей жизни уже проходил через это. Было так, что все хорошо, вокруг много друзей, круглые сутки моей семье покоя не было. А потом погода, как говорится, изменилась, и я увидел, что возле меня остались единицы.

Сегодняшняя ситуация ничем не отличается от той, давнишней. И как раз вот эти, которые были якобы со мной, а сегодня камни подают, они проявляют особое рвение: рассказывают оппонентам о моих слабых местах, консультируют их. Это и есть трусы и предатели. И я уверен, что точно так же они поступят и с нынешней властью, когда наступят проблемы у нее.

From-UA: - Как Вы оцениваете то, что было сделано Партией Регионов после ее ухода в оппозицию?

В. Янукович: - У нас более полумиллиона членов партии. И многие вопросы мы обсуждаем коллегиально. Тот же переход в оппозицию принимался сначала областными конференциями, а затем – съездом. Определенный период времени мы воздерживались от комментариев происходящих в стране событий, т.к. власть только начинала работать. А потом начали комментировать ее конкретные действия - и не просто критиковать, а предлагать различные решения. Мы не препятствуем работе власти, не нарушаем законы, но у меня и многих моих единомышленников (в том числе – и членов партии) есть четкая позиция: в стране должен в первую очередь работать Закон. И перед ним должны быть все равны – в том числе, и исполнительная власть.

From-UA: - Какую оценку Вы могли бы дать нынешней оппозиции?

В. Янукович: - Оппозиция очень молодая – она только зарождается. И в условиях тех политических репрессий, которые сегодня есть, нельзя никого обвинять в бездеятельности. Оппозиция действует, высказывается - просто она еще не набрала форму, которая ей необходима в данной ситуации, но это вопрос времени. Я знаю, что сегодня звучат обвинения (в том числе – и в мой адрес), что мы занимаем не слишком активную позицию. Но что мне – автомат в руки брать? Я говорю правду, заявляю публично о своей позиции – и не боюсь это делать. Там, где меня допускают к СМИ, где есть такая возможность, я ее использую.

From-UA: - Состоится ли, на Ваш взгляд, оппозиционная коалиция?

В. Янукович: - Я думаю, она фактически уже состоялась. Сегодня эта коалиция состоит как из политических партий, так и из простых граждан. Нужно иметь в виду, что 90% граждан Украины не входят ни в какие политические организации, и не занимаются политикой. Но это те люди, значительная часть которых поддерживают нашу точку зрения и точку зрения остальной оппозиции. Вопрос подписания соглашений и договоров – дело ближайшего будущего. Сегодня идут консультации и переговоры на всех уровнях. Возможно, что и не будет создан один оппозиционный предвыборный блок – вполне вероятно, их будет два или некоторые партии пойдут отдельно. Но какое-то коалиционное соглашение мы подпишем.

From-UA: - А как Вы оцениваете шансы создания противоположной, провластной коалиции на выборах (Ющенко+Тимошенко+Литвин)?

В. Янукович: - В политике ничего невозможного нет. Единственное препятствие – если экономика Украины будет так «успешно» развиваться, как сейчас, если будет продолжаться революционная риторика, а власть будет и далее заниматься не проблемами страны, а искать врагов внутри ее, преследуя инакомыслящих.

Во второй части интервью Виктора Януковича читайте о том, откуда берутся «кризисы Тимошенко» и что ожидает Украину из-за проблем в отношениях с Россией.