Привет, большой дядя!
13.05.2004 17:30
…гаишники стоят!

Ремешок пузико поддерживает. Щеки на солнце поблескивают. В руках палка автомобили в пробку выстраивает. В каждом закоулке мент стоит.

А если накануне в городе усердно вениками махали, асфальтовые латки на дорогах разбрасывали и цитаты из Президента на бигбордах развешивали – значит, в городе особо важная персона.

Злые языки уверяют, что всякий марафет к приезду властей – это показуха, заискивание и прочие негативные явления. А я вам так скажу: если бы «большие» люди не вылезали из свои апартаментов, народ бы помер в грязи от скуки! Все-таки ежедневная уборка и старания в ожидании гостей – это два разных развлечения.

Изо дня в день дворники лениво мусор с места на место гоняют, местная пресса и телевидение одни и те же новости пережевывают, ветер замызганными баннерами играется… Вот от скуки и просыпаешь каждый день на работу.

Но как только завернет в город особо важное лицо, сразу есть о чем языками почесать, подивиться на невесть откуда появившуюся клумбу и от удивления плюхнуться на свежеокрашенную скамейку.

Однажды мне довелось наблюдать, как к приезду Большого Дяди громадную лужу совками вычерпывали. А еще люди рассказывали, как юный гаишник коленом троллейбус подталкивал, чтобы неожиданно возникшее безобразие на глаза уважаемому гостю не попалось…

И хоть кажутся народные страхи забавными, они не напрасны. Никогда не известно, что разгневает глаз высокопоставленного гостя.

Заехал как-то в позапрошлом столетии в город Екатеринослав великий князь Николай Павлович. Разумеется, гостя встретили со всевозможными почестями и повезли (исключительно по надраенным дорогам) на торжественный прием в дом дворянского собрания.

Горожане привыкли к дому с мезонином и никогда не утруждали себя подсчетом колон по фасаду. А будущий император сразу засек пятую колону, счел это отступлением от архитектурных канонов и – не забыл. А во время приема по случаю коронации Николай I поинтересовался у перепуганного предводителя екатеринославского дворянства судьбой злосчастной пятой колоны.

«Светлейший» князь Потемкин, на что уж был признанным мастером устраивать эффектные торжества, и тот прокололся! Однажды он так захлопотался во время путешествия Екатерины II по Украине, что забыл распорядиться об обеде для венценосных особ.

Пришлось князю лично идти в повара, поваренком стал принц Нассауский, а пирожником был генерал Браницкий. Как вспоминала потом императрица, никогда в ее жизни больше не было такой блистательной прислуги и… такого плохого обеда.

Кстати, слухи о «потемкинских деревнях» были сильно преувеличены европейскими недоброжелателями. Иностранцы заметили дома, разукрашенные к приезду императрицы, специально выстроенные дворцы и сады, разбитые за несколько дней до приезда путешественников. Но как-то забыли про пятна на репутации «цивилизованной» Европы.

Марк Антоний, например, любил прокатиться по Риму в компании флейтистки в колеснице, которую тащили четыре льва. Римский император Элагабал вообще приказал, чтобы его, совсем голого, торжественно провезли четыре обнаженные женщины.

Римские императоры оправдывали излишества своих развлечений и причудливые выдумки тем, что их власть в какой-то мере зависит от воли народа. Вот и приходилось его склонять на свою сторону роскошными увеселениями.

Нас пока балуют дармовыми концертами на площадях и роскошной суетой к приезду особо важных персон. Но со временем дело может дойти и до более шикарных забав…