Опасные штучки
14.06.2005 18:43
Конечно, стреляющие запонки или рентгеновские очки – не более чем выдумки писателей и режиссеров. Причина не в технической сложности их изготовления – при желании и достаточном финансировании можно сделать все. Но скажите на милость, зачем шпиону такие очки? Что он будет ими высматривать – строение скелета у вахтеров секретного объекта?

Есть правило: все, чем оснащены и вооружены спецагенты, имеет сугубо практическое и полезное назначение, причем призвано лишь помочь им в тех случаях, когда недостаточно физических качеств агента или обычных оружия и механизмов. Абсолютно незачем, к примеру, убивать «объект» с помощью стреляющего зонтика, если для этого будет достаточно свернуть ему шею отработанным толчком ладони сбоку-вверх под челюсть (просьба не экспериментировать!) или «замочить» из банального пистолета с глушителем.

Другое дело, когда «цель» находится в людном месте (в метро, например), а задание нужно выполнить так, чтобы никто не догадался, что произошло убийство, и не поднял тревогу. В этом случае «ликвидаторы» чаще всего пользуются авторучкой или иным похожим на нее предметом (это может быть даже мороженое на палочке – только на необычной палочке с «секретом»), внутри которых находится шприц с выдвижной иглой. Но только в шприце находится не яд, а обычный… адреналин, чрезмерной дозы которого достаточно, чтобы вызвать у жертвы смертельный сердечный приступ.

Нужно заметить, что универсальных агентов на все руки практически не существует. Они обычно специализируются по двум основным профилям: разведка (от простейшего фотографирования военных баз до сложной личной работы с информационно важными персонами) и диверсионная деятельность (включает в себя ликвидацию как физических лиц, так и объектов, а также научное и промышленное вредительство).

Понятно, что из диверсанта получается плохой разведчик, а из разведчика выйдет никакой диверсант. Однако в работе каждого из них может возникнуть ситуация, когда необходимо защитить себя от мордоворотов из вражеской контрразведки, чтобы не попасть в плен или не быть убитым. При этом знания приемов кун-фу будет недостаточно, а времени, чтобы выхватить пистолет, – мало. Вот тут как раз и пригодятся спецагенту такие полезные штуки, как, например, стреляющая зажигалка.

Идея спрятать оружие в обычный мирный предмет появилась еще в XVI веке, когда в Баварии изготовили посох со встроенным колесцовым пистолетом. Надо полагать, что его владелец любил побродить среди красот тамошней природы, но опасался разбойников, а может быть, задумал под видом перехожего калеки пристрелить какого-нибудь герцога.

А для наместника испанской короны в бунтующей Голландии пистолет упрятали в Библию, с которой он никогда не расставался. Если для усмирения партизан слова Божьего было недостаточно, наместник мог дернуть за кончик закладки – и нападающих поражали пороховой гром и свинцовая молния.

В XIX веке, когда уже появились первые спецслужбы с настоящими спецагентами, самым модным «скрытым» оружием была трость. Чего только в нее не пихали – от выкидных ножей и шпаг до ружейного ствола с хорошим зарядом картечи!

А вот идея использовать для стрельбы обувь не прижилась. Встроить в подошву или каблук нож или миниатюрный пистолет несложно, гораздо труднее ими управлять. Опытные образцы шпионских ботинок при неловком движении или просто ходьбе неожиданно выбрасывали лезвие или (еще хуже) палили по прохожим. Понятно, что это сразу же демаскировало агента. Более-менее надежной моделью были туфли, разработанные для ЦРУ в 1960-е гг.: вмонтированный в их каблук трехствольный пистолет калибра 4 мм стрелял, когда агент дергал за веревочку, конец которой находился у него в кармане.

А немецкий инженер Херселя умудрился встроить в перочинный швейцарский ножик… автомат! Правда, его калибр был совсем уж смехотворным – всего 2,3 мм. А американец Уайтиннг смастерил миниатюрный револьвер, замаскированный под перстень. Его пули были еще более крошечными, и толку от такого оружия не больше, чем от стреляющих запонок – только на тараканов охотиться. Подобное оружие можно отнести к экзотическому и практически не используемому; а настоящие «джеймсы бонды» предпочитают однозарядные ручки-пистолеты под обыкновенный 5,45 – 9 мм патрон. Причем их изготовление настолько несложно, что было налажено в России в 1990-х годах народными умельцами, которые продавали их «братве».

Кстати, о зонтиках. Французская спецслужба в свое время приняла на вооружение зонт Мунка, стержень которого представлял собою настоящий винтовочный ствол под натовский 5,56 мм патрон. Выстрел из него прошивал легкий бронежилет!

Замаскированное оружие хорошо тем, что позволяет пройти любой обыск. Однако в середине ХХ века, когда еще о повальном «шмоне» и ручных металлодетекторах и не слышали, спецагентов иногда вооружали нательными средствами обороны, которые прятались под одеждой.

Например, французы придумали однозарядный короткоствольный дробовик, крепящийся к запястью – достаточно было резко выбросить вперед руку, как он раскладывался и взводился, а выстрел производился путем охвата концовки ствола пальцами и легким нажатием его на себя. По этому же принципу работал американский малокалиберный автомат.

А вот советский инженер Михайловский создал для КГБ и ГРУ многозарядный револьвер в виде коробочки, которая крепилась на груди. Оригинальность конструкции была в том, что она стреляла, когда человек поднимал руки, заодно потянув этим привязанные к спуску тросики. Таким образом, оружие воплощало лозунг «русские не сдаются».

Но самыми находчивыми оказались диверсанты Северной Кореи. Не имея технической возможности на разработку сложных миниатюрных пистолетиков, они просто замаскировали мощную осколочную гранату под банку «Кока-колы». Достаточно было только дернуть за кольцо на крышке, крикнуть «да здравствует товарищ Ким Ир Сен» и взорвать агентов мирового империализма.