Арест сепаратиста
23.06.2005 09:26
…председателю Луганского облсовета Виктору Тихонову.

У нас героем может стать любой

…Жил себе на свете председатель областного совета Виктор Тихонов. Один из двадцати четырех своих коллег-председателей, чья фамилия была известна далеко не всем гражданам Украины, даже в его Луганской области. И работал бы себе человек скромно и дальше, если бы его в среду, 22 июня, не вызвали на допрос в Генеральную прокуратуру, где его задержали вплоть до прибытия народных депутатов, которые вызволили его на поруки…

Собственно, с этого момента в современной Украине и начинается политическая карьера некоторых людей. Потому что ничего так не раскручивает человека в глазах избирателей, как его публично-показательная «порка» карательными органами. Особенно если это органы власти, очень непопулярной в Восточных и Южных регионах Украины. И тем более, если человека обвиняют в сепаратизме.

Одно дело – когда на очередного политического оппонента вешают что-то криминальное: вымогательство, мошенничество, присвоение и т.п. Тут еще можно было бы попытаться внушить и обывателям, и оппонентам, и даже Европе, что этот человек – «вор, который должен сидеть в тюрьме», и таким образом как-то ослабить общественный резонанс. Так поступили с еще одним «злостным сепаратистом», одним из активных участников Северодонецкого съезда Борисом Колесниковым.

Действительно, обвини Генеральная прокуратура Тихонова в каком-то банальном, даже самом нелепом криминале, например, краже заводской трубы - и дело можно было бы тихо свести к обычной «борьбе с коррупцией». То есть, во-первых, оно бы стало одним из многих, что чисто психологически не вызвало бы к нему особого внимания. Во-вторых, с юридической точки зрения можно было бы категорически отвергать всю политическую подоплеку: мол, мы не смотрим на партийную принадлежность, мы боремся с коррупцией в целом, а что он «синий» - так мы ни при чем.

В-третьих, такое обвинение бы работало как политический аргумент в пользу власти. Своим сторонникам она бы этим показала, что выполняет обещания «бороться с бандитами», причем непременно уточнила, к какой именно политической силе они принадлежат – дабы сохранить и поддержать миф о «честной власти» и «преступной оппозиции». Соответственно, избирателям противоположной стороны власть этим как бы заявила: вы кого поддерживаете, за кого голосовать собираетесь?

В преддверии избирательной кампании в Верховную Раду это, понятное дело, является очень хорошим способом агитации за партию власти – тем более что ничем другим, особенно в экономическом отношении, власть пока что агитировать за себя не может. К тому же упрятать в «кутузку» председателя областного совета одного из самых антиоранжевых регионов означает нанести по политическим конкурентам серьезный удар.

На областном уровне это освободило бы руки новому руководителю облгосадминистрации Луганщины Алексею Данилову. Ведь в политическом отношении в области создалось противоречие между «синим» председателем облсовета, человеком последовательным и волевым, и «оранжевым» губернатором. Здесь играет также роль тот факт, что «синий» Тихонов занимает один из высших и ключевых постов в области – который наверняка кому-то хотелось бы передать «оранжевым» или, на худой конец, соглашателям из партии Литвина.

К тому же смена председателя, возможно, должна была вызвать некоторые процессы как внутри облсовета, так и в области в целом. Кроме чисто экономических вопросов, касающихся передела областной собственности, на которую положили глаз «оранжевые» (среди областных лидеров которых немало не только бизнесменов, но и людей в прошлом «погоревших» на некоторых экономических операциях), речь может идти о подготовке к выборам. Думается, что перестановка сил упростила и ускорила бы создание в области сети ячеек «оранжевых» партий, в которые сейчас спешно собирают местных чиновников и бизнесменов, а также само проведение предвыборной кампании и голосования.

Одним словом, причин, чтобы «убрать» Тихонова, у новой власти более чем достаточно. И было бы весьма странно, если бы она этого рано или поздно не сделала.

Сажать нельзя, помиловать!

Однако в отношении Виктора Тихонова Генпрокуратура допустила большой прокол. Ему было предъявлено обвинение в совершении преступления по статье 110 часть 2 Уголовного кодекса - «посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины». Мотивация – участие в известном Северодонецком съезде 28 ноября 2004 года, на котором обсуждался в числе прочих вопрос о возможности федерализации Украины или объединения нескольких областей в автономию в составе Украины.

Заметим, что лозунги создания независимой республики или присоединения Донбасса и Крыма к России, которые на «ура» подхватывали собравшиеся тогда на улице жители города, на съезде были отвергнуты. Причем в том числе и самим Тихоновым. Да и в отношении федерализации съезд ничего толком не постановил – решили только немного погодя попробовать провести референдум по этому вопросу.

Референдум, как известно, в Украине имеет чисто консультативный характер – его результаты не могут автоматически становиться законами. Поэтому в итоге «съезд сепаратистов» на самом деле лишь предложил провести опрос граждан на тему необходимости территориальной реформы государства. Ну и где же тут криминал?

Разве что в том, что само слово «федерализм» на дух не выносят ни сам Ющенко, ни его окружение, ни сторонники. Это вполне объяснимо - в своем отношении к устройству Украины они представляют собой две группы. Первая – это киевляне и те, кто хочет стать киевлянином. И они двумя руками за строго унитарное государство с огромными полномочиями центра – включая распределение финансов. Потому что в этом случае Киев является эдаким «пупом Украины», метрополией, которая неплохо живет за счет остальной территории страны.

Вторые – это национал-демократы, чья идеология, как известно, зародилась в Галиции в эпоху австро-венгерских монархов. И подразумевала не присоединение Галиции к Малороссии, а присоединение земель вплоть до Кавказа и Воронежа к Галиции – в составе "вильной" семьи австрийской короны. Поэтому мировоззрение украинского националиста – это политическая и культурная оккупация Украины Галицией. С построением также сугубо унитарного государства, но только уже с двумя «пупами» – Киевом и Львовом. Для них федерализация означает не только уход Донбасса и Крыма из под их политического и культурного влияния, но и риск оставить Западную Украину без дотаций – что и случится, если промышленный прибыльный Восток будет оставлять у себя большую часть доходов.

Интересы всех сторон понятны, однако это вопросы сугубо политические, экономические и административные, которые нужно обсуждать и решать. Снова возникает вопрос – так в чем же тут криминал? Ведь Украину никто не делил, власть в момент съезда если кто и захватывал, то только сторонники Виктора Ющенко – при чем тут Тихонов? Ведь не завели же дело на Романа Безсмертного за то, что он вице-премьер по вопросам административной реформы. И на того, кто эту должность придумал, – а вдруг она тоже посягает на целостность и строй державы?

Проблема в том, что, современная украинская правоохранительная система криминал увидит (если нужно) даже там, где его нет. Особенно если сама новая власть в лице ее высших представителей неоднократно обещала «разобраться с сепаратистами». И совсем недавно, в начале июня, Виктор Ющенко на своей пресс-конференции в Запорожье выразил Генпрокуратуре неудовлетворенность тем, что еще ни один из «сепаратистов» не привлечен к ответственности. Так что дело Тихонова – это что-то вроде бодрого «есть!» Святослава Пискуна своему шефу. Заказывали – пожалуйста!

Ну а раз однозначно виноватыми участников съезда считает сам Ющенко, то надеяться на какую-либо непредвзятость Генпрокуратуры будет, наверное, наивно. Очень уж сердит Виктор Андреевич и на сам съезд, который был собран как раз для обсуждения мер противодействия захвата власти сторонниками Ющенко, и на Пискуна – который так и не довел до конца ни одно громкое дело.

Однако если в деле Тихонова нельзя надеяться на торжество закона, то все еще можно уповать на здравый смысл самих обвинителей. Может быть, они поймут, что, раскручивая его, они тем самым открывают ящик Пандорры. И вот почему.

С точки зрения действующего в Украине законодательства так называемый «сепаратизм», под которое «оранжевые» автоматически подводят любую попытку Донбасса и Крыма заговорить о своих правах, действительно уголовное преступление. Но дело в том, что оно такое же уголовное, как еще двадцать лет назад – антисоветская агитация. За которую сажали наиболее несдержанных на язык советских граждан и, в конце концов, этим вырастили немалую когорту политических диссидентов. Теперь новая украинская власть, идя по стопам Берии и Андропова, по собственной инициативе хочет создать собственных политических диссидентов.

Причем не исключено, что весьма популярных. Сама идея федерализации, как показывают опросы, проведенные Украинским центром экономических и политических исследований имени Александра Разумкова и Киевским международным институтом социологии, жителям Востока весьма симпатична. Ее полностью поддерживают 21% опрошенных и скорее поддерживают 24,6%. Причем заметим, что к этому мнению граждане пришли сами, поскольку никакой агитационной кампании за федерализм не проводилось – тогда бы результаты, понятное дело, были еще выше.

Никаких же криминальных обвинений - имеется в виду коррупция, злоупотребление и пр. - Тихонову не предъявили. Видимо, просто потому, что их нет. А раз так, то вырисовывается портрет честного человека, страдающего за идею федерализма – прекрасный ориентир для избирателей. Был себе просто скромный председатель облсовета, а стал борец за свободу и счастье товарищ Тихонов. Причем образ этот создала себе на голову сама власть. Оппозиции, если она сообразит вовремя воспользоваться этим подарком судьбы, остается только его растиражировать.

Но и это еще не все!

В Европе, за которую как за соломинку постоянно хватаются «оранжевые», предложения по усилению роли местных властей, по созданию автономий, федерализации и тому подобному криминалом не считаются. Если ты добиваешься этого не бомбой и угонами самолетов, а публичной политикой, в том числе и с помощью референдума, то там никому и в голову не придет назвать тебя преступником. Поэтому известие о преследовании Тихонова может быть воспринято там весьма негативно - как признак ухода от демократии. Причем сразу по двум пунктам – по факту самого политического дела и по факту преследования инициативы территориальной реформы в пользу местного самоуправления. Тем более что Тихонов является представителем Украины в Палате регионов Конгресса местных и региональных властей Совета Европы.

По мнению Тараса Чорновила, преследование Тихонова может быть связано с тем, что 27 июня в Украину прибудут представители международной организации по вопросам регионального самоуправления. «Я так думаю, что хотели, чтобы он не принимал участия в заседании этой мощной организации, поскольку ее выводы не может проигнорировать ни Совет Европы, ни ОБСЕ». Возможно, что, пытаясь «закрыть» Тихонова, у него хотели отобрать не только область, но и этот пост – дабы передать его кому-нибудь из «своих» реформаторов местного самоуправления из команды Романа Безсмертного.

Понятно одно: какие бы мотивы ни преследовали власть и Генпрокуратура в отношении Тихонова, они сели в лужу. И очень не вовремя. Запад уже разочаровался в «оранжевой» экономике, теперь он может серьезно разочароваться в «оранжевой» демократии. Причем в очередной раз в этом виновата исключительно «оранжевая» власть…

P.S. В четверг, 23 июня, в Генпрокуратуру на допрос вызван еще один активный участник Севродонецкого съезда Евгений Кушнарев. Шоу продолжается?..