«Если возвращаться к Северодонецку, то и независимость Украины надо поставить под сомнение»
23.06.2005 14:07
…, Герой Украины рассказывает о том, как она намерена защищаться от репрессий, и дает оценку действиям власти.

From-UA: – Снова на слуху так называемое «дело о сепаратизме». Как Вы считаете, были все-таки призывы к сепаратизму или нет?

Т. Прошкуратова: – На форуме в Северодонецке собирались люди, которые высказывали свое мнение относительно того, что происходило в стране. Поскольку я это слышала и знаю, они поддерживали взгляды о том, чтобы Украина была не унитарным государством, а федеративным.

Прежде всего для этого необходимо провести референдум и внести изменения в Конституцию. А это была лишь их позиция. Они же не призывали к расколу нашего государства. Это снова спланированная акция, на ровном месте возникает проблема, и иначе как политическими репрессиями я это не назову.

Если возвращаться к этому вопросу, то и независимость Украины тогда тоже надо поставить под сомнение. А как же, ведь она отделилась от Советского Союза, тогда была нарушена Конституция и т.д. То, что сейчас делают правоохранительные органы – надуманно. Это выполнение чьего-то политического заказа.

From-UA: – Как Вы себя чувствуете после ужгородского инцидента?

Т. Прошкуратова: – Я в Верховной Раде привыкла уже к любым инцидентам. Физически я себя чувствую нормально. Во время ужгородских больше пострадал, безусловно, Нестор Шуфрич. Мне нанесли моральную травму. На меня, как на женщину, как на Героя Украины, как на мать впервые подняли руку.

И как бы заместитель генпрокурора В. Шокин ни говорил о том, что мы нарушили закон, – наоборот, мы защищали закон. Перевести Ивана Ризака в следственный изолятор могли только по решению врача. Но врач не дал разрешения на момент инцидента.

Я хотела, чтобы ко мне обратился прокурор, начальник милиции. Но никто из них со мной даже не встретился. Я защищала то, что определено Конституцией, прежде всего – верховенство права. А конкретно – право И. Ризака на лечение. И второе – его не могли в таком состоянии направить в следственный изолятор.

From-UA: – Удовлетворены ли Вы теми «выводами», которые сделала власть по этому поводу?

Т. Прошкуратова: – Я не удовлетворена. Министр внутренних дел Ю. Луценко приходил ко мне в больницу, приносил цветы, извинялся, обещал, что все будут наказаны. Верховная Рада приняла постановление о том, чтобы уволили начальника милиции и прокурора Закарпатской области. Это не сделано, они отделались выговором или лишением премии.

Мы будем требовать выполнения постановления Верховной Рады о том, чтобы оба они были уволены. А те ребята, которые выполняли приказ, не думая о том, что они делали, все-таки были привлечены к уголовной ответственности.

From-UA: – Лидеры СДПУ(О) уже неоднократно заявляли о репрессиях со стороны новой власти. Как обстоит с этим дело сейчас?

Т. Прошкуратова: – Я считаю, что политические репрессии в нашей стране, демократической стране, все-таки существуют. Это видно по потому, как наказывают, проводят различные проверки именно там, где работают наши люди.

Например, я приехала из Тернополя. Там директор профессионально-технического училища – член СДПУ(О). У него в ПТУ постоянно проводятся проверки. Я понимаю, что проверки надо проводить, но зачем так уж тотально и только там, где руководят члены нашей партии? Это о чем-то говорит.

Если бы одновременно проводились проверки и там, где работает член СДПУ(О) и «Нашей Украины», это бы так в глаза не бросалось. А так иначе как политическими репрессиями я это назвать не могу.

Людей сажают только за то, что их подозревают якобы в злоупотреблении служебным положением. А где выписано, где начинаются полномочия и где они заканчиваются? По этой статье можно посадить любого учителя общеобразовательной школы: неправильно поставил оценку – и сразу же ему «шьют» эту статью.

From-UA: – Что вы будете противопоставлять политическим репрессиям?

Т. Прошкуратова: – На днях мы приняли важные решения в Верховной Раде о том, чтобы 150 депутатов могли взять на поруки того, кто обратится с такой просьбой, кому предъявляется какое-то обвинение. Мы будем гарантировать, что этот человек будет ходить на все допросы, что он никуда не уедет из Украины, чтобы это решение действовало как закон. Тем более, Ю. Луценко сам говорил, что надо вносить изменения в действующее законодательство. И вот мы это делаем.

Кроме того, мы будем рассматривать еще раз вопрос о политических репрессиях в нашей стране. Граждане Украины, по крайней мере, узнают, что эти проблемы в нашей стране существуют.

From-UA: – Уже раздаются призывы к В. Ющенко наложить вето на закон, дающий возможность 150 депутатам брать на поруки. Ваш комментарий?

Т. Прошкуратова: – В. Ющенко всегда признавал верховенство права и законы Верховной Рады, как самые важные нормативные документы. Если он наложит вето, это будет говорить о том, что В. Ющенко выполняет какой-то политический заказ.

Есть опыт многих европейских стран. Если Президент наложит вето, то наши действия будут намного радикальнее, чем они есть сейчас. И кроме того, это будет вето раз и навсегда на наше вступление в Евросоюз.

Тут не стоит вопрос о том, что мы будем защищать права только «своих». Народные депутаты могут взять на поруки любого гражданина Украины. Но получить такую поддержку будет очень непросто. Я, когда буду ставить свою подпись, должна быть уверена в порядочности этого человека, в том, что он никуда не убежит, не уедет, будет являться для общения со следователями. Но этот закон раз и навсегда скажет «нет» политическим репрессиям, которые сейчас происходят в стране.

From-UA: – Вы часто бываете в регионах, к Вам обращаются за помощью местные жители. В чем суть этих обращений?

Т. Прошкуратова: – Например, недавно жители Тернопольщины в своем письме рассказали о том, как местная власть игнорирует решение суда, и местного, и Верховного, о приватизации земли. У них свое видение этой проблемы. И конечно, я сделала депутатский запрос, и думаю, что независимо от того, какая сейчас власть и где, мы заставим ее уважать закон.

Эти люди писали своим депутатам, которые состоят в «Нашей Украине», писали Президенту. И вот только сегодня от оппозиции они получили защиту своих интересов.

From-UA: – Какую оценку Вы могли бы дать действиям власти в сфере социальной политики?

Т. Прошкуратова: – Снято 20 млн. грн. с программы поддержки украинского книгоиздания. И это в то время, когда везде говорят о том, насколько любят украинцев, украинскую литературу, что всем надо говорить на украинском языке. Сокращены статьи на такие важные проблемы, как компьютеризация школ, программа «Школьный автобус» и «Онкология». Эти важные программы не получили даже обещанной поддержки.

Украине многое обещали, но все, что обещано, не сделано. Например, поправка Джексона-Веника не устранена, хотя это было обещано. Обещали, что Украине дадут статус страны с рыночной экономикой – этого мы тоже не получили, потому что было ручное управление ценовой политикой. Все, что обещали, ничего не выполнялось. «Помаранчевая паранджа» у людей постепенно падает, и ее срывает эта же новая власть.

Я бы хотела сказать и о нашей оппозиционной деятельности. Мы всегда будем поддерживать социальные законы, которые предлагает правительство и Президент. Наша главная цель в оппозиции – заставить власть выполнить все свои обязательства, которые были даны на встречах с избирателями и на Майдане. Мы не будем создавать конфронтацию, если все это будет выполняться.

Но если это выполняться не будет, если будет двойная политика, мы будем оказывать противодействие. Например, на Майдане говорилось о том, что вступление в ЕЭП – это большая угроза национальным украинским интересам. В то же время после избрания Президентом, В. Ющенко подписал эти документы. Как это можно объяснить? Наш Леонид Макарович и тогда голосовал против, и сейчас он против. Но Президент В. Ющенко почему-то думает совсем по-другому. За это время полностью поменялось мышление, у него теперь другие взгляды? Нет, это политика двойных стандартов. Ни душой, ни умом я этого никак не могу принять.

Когда я выступала в Тернополе, меня спросили, почему у СДПУ(О) такой низкий рейтинг. Я ответила, что его умышленно показывают таким низким. А если так и есть, то потому, что мы не обещаем ничего того, что не можем исполнить. Не говорим о том, что будут заоблачно большие зарплаты или пенсии, о том, что как только придем к власти, всем сразу станет хорошо. Нет, это проблема не одного дня.

From-UA: – Как бы Вы оценили деятельность Министерства образования после прихода новой власти?

Т. Прошкуратова: – Почему-то у министра образования С. Николаенко (член Политсовета Соцпартии – прим. Ред.) резко поменялись взгляды на сферу образования и систему ее финансирования. Когда он был депутатом, он требовал выполнения очень многих законопроектов, даже популистских. Сейчас, когда мы берем даже – пусть это дешевый популизм – то, что было им задекларировано, когда он был народным депутатом, это не выполняется.

Например, обещания относительно 57-й статьи закона об образовании (о реструктуризации выплат по задолженностям работникам сферы образования – прим. Ред.). Его поправку я подала как новый законопроект. Слава Богу, она прошла на комитете, но нынешняя власть за это не голосовала. Взгляды резко изменились. Я думаю, что граждане это видят. Обещать – это одно, а быть при власти и понимать, что денег столько, сколько их есть – это уже совсем другое. Но это надо выполнять, надо финансировать.

Например, было решение - слава Богу, мы его упразднили – отменить зарубежную литературу. Ко мне обратились учителя зарубежной литературы, мы провели круглый стол, провели пикетирование Минобразования. Все-таки зарубежная литература – это мировое искусство, и его в школе оставили.

Теперь начали подходить к тому, что в школе надо из двух часов уроков труда оставить один. Это в то время, когда дети вообще не приучаются к труду, их только на уроках и приучают к этому. В новой школьной программе на следующий год уже только один час уроков труда. И ко мне снова обращаются учителя, чтобы я защитила их право на еще один час трудового обучения. Дети обязательно от этого пострадают. Кроме того, многие учителя останутся без работы. Власть обещала, что с каждым днем рабочих мест будет все больше и больше, – к сожалению, их сокращают.

Обещали, что будет упразднена коррупция. Я только за. Но никаких шагов новая власть, Президент для этого в системе образования не делают. Взять тот же Тернополь. Если раньше в школе после сдачи экзаменов были цветы и конфеты, то сейчас уже требуют по сто гривен. К сожалению, я не могу апеллировать к какому-то факту или фамилии, потому что это была просто записка, которую подали мне из зала. Люди даже боятся вслух об этом говорить, чтобы не пострадать.

From-UA: – Готова ли СДПУ(О) к самостоятельному участию в парламентских выборах-2006?

Т. Прошкуратова: – Это будет решать съезд. Я считаю, что СДПУ(О) как самостоятельная политическая сила обязательно на выборах победит. Это не значит, что мы обязательно возьмем самый высокий процент, нет. Если пойдем в блоке, этот процент будет гораздо больше. Но если мы пойдем сами и закон о выборах не изменится, наша партия с небольшим процентом в парламент, конечно, пройдет.

From-UA: – Как Вы относитесь к возможности повышения проходного барьера на выборах?

Т. Прошкуратова: – В нашей стране может быть все. Закон нельзя менять за полгода до выборов. Хотя может быть закон в новой редакции. Это очень сложный путь прохождения, мое мнение, что успеха в Верховной Раде подобный проект иметь не будет. Ведь тогда многие партии просто не будут представлены в парламенте. Мы даже имеем обращения, чтобы снизить уже существующий барьер или убрать его совсем.

From-UA: – Благодарим за интересную беседу!