Наш веселый Первомай
01.05.2004 15:09
… на удивление мирно. В отличие от того же Берлина, где в результате разборки между стражами порядка и анархистами 58 полицейских получили травмы и 111 человек были задержаны.

А ведь и в Украине задумки погулять на полную мощь были…

Маевки по-взрослому

Главные показательные выступления намечались, разумеется, в Киеве. Причем желающих пройтись в колоннах с транспарантами было так много, что даже просторных улиц украинской столицы могло не хватить для того, чтобы сторонники враждебных друг другу идеологий не пересеклись.

Коммунисты намеревались шествовать от метро «Арсенальная» по улице Грушевского на Европейскую площадь, а затем, дойдя до Бессарабской площади, совместно с социалистами возложить цветы к подножию бронзового Ильича. На Крещатик претендовали и прогрессивные социалисты во главе со своей настырной предводительницей Натальей Витренко.

Одновременно центральную улицу Киева планировали заполонить стотысячным митингом представители блока «Наша Украина». Украинские правые, проникшиеся любовью к пролетариату, подали заявку на проведение демонстраций с четырех сторон центральных улиц Киева к Европейской площади, да таким образом, что путь движения национал-демократов никак не мог не пересечься с маршрутами их идейных оппонентов.

В планах правых и левых явно просматривалось желание вернуться к прежним формам общения (вплоть до физического воздействия), которые приносили им любовь электората. Теперь, когда объединительный бум в стане украинской оппозиции сошел на нет, они просто решили побыть самими собой.

Одним словом, в субботу 1 мая в центре Киева должно было быть тесно, особенно если учесть, что на Крещатике собрались праздновать сами трудящиеся - профсоюзы Киева. Только центристы решили выразить свою солидарность трудящимся без лишнего ажиотажа. Партия регионов собралась на площади Леси Украинки и прошла в Печерский парк, а Социал-демократическая (объединенная) провела митинг в парке у Верховной Рады.

Настоящее политическое шоу ожидалось и во Львове. Местные политики давно жаловались на горькую судьбину, вынудившую их оставить традиционные кулачные бои по «престольным» праздникам и стоять дружно в шеренгах, покрикивая одинаковое «Кучму геть!». Долгожданной отдушиной послужил прошлогодний День Победы, когда соратники Юлии Тимошенко и Петра Симоненко немного помяли друг друга, дискутируя об итогах Второй мировой войны.

Теперь все встало на свои места. Левых и правых оппозиционеров более не связывают союзнические обязательства, поэтому самое время делать своему дезориентированному электорату манящие жесты.

Зная не понаслышке горячий темперамент львовских политиков, магистрат обратился в суд, который мудро запретил шествия 1 мая. Левых и правых решили локализовать в разных частях города, дабы хоть как-то попридержать изголодавшихся вождей местного масштаба. Тем паче, что, похоже, провести «веселый Первомай» не было чисто низовой инициативой.

Киевская мэрия тоже, дабы избежать массового выяснения правоты противоположных идей в центре города, обратилась к Фемиде. 30 апреля Шевченковский суд запретил демонстрации в центре столицы, предложив партиям просто помитинговать о счастье трудового народа, каждая в своем уголке. КПУ и СПУ выделили парк Славы, ПСПУ – арку Дружбы народов, а «Нашей Украине» досталась самая почетная точка – Европейская площадь (в аккурат на заявленные 100 тысяч человек).

Карнавала нет!

Не секрет, что главной первомайской интриги ожидали от блока Виктора Ющенко. Сторонникам наирейтинговейшего кандидата в президенты социологи не зря советовали вести кампанию «на порядок динамичней», чем ранее – только в таком случае появляется шанс выиграть гонку у премьер-министра Виктора Януковича.

Задача понятна – ибо с чего бы это еще правобуржуазные политики на мерседесах и в роллексах вдруг взялись бы за чисто левую риторику. В своем листовочном обращении к соотечественникам Виктор Ющенко негодовал в адрес «кланов, которые узурпировали власть стране, которые грабят ее, ежедневно залезая в карман честных труженников. Мы не хотим и не будем терпеть такую несправедливость». И тем самым потешил многих, ибо несправедливость возникла не вчера, а в своем дооппозиционном прошлом Виктор Андреевич относился к ней куда терпимее. И вообще, читая в листовке различные обороты со словом «трудящиеся», в конце ожидалась подпись Петра Симоненко или Александра Мороза, но уж никак не праволиберала В. Ющенко.

Сама задумка с усилением социальной части предвыборных призывов «Нашей Украины», вне сомнения, удачна. Поскольку и состав, и история, и общая направленность блока с ее националистическими и прозападными акцентами приводит к однозначной ассоциации Виктора Андреевича только с Западной Украиной. Но даже если Ющенко соберет на западе страны 99% голосов, это составит не более чем 25 - 30% от общего числа избирателей. Поэтому главе правой оппозиции необходимо завоевать красно-розовый восток, что само по себе очень сложно.

Но проблема «наших украинцев» оказалась, как всегда, не в задумках, а в исполнении. Если бы они поступательно наращивали свою социальную пиар-кампанию ну хотя бы год-полтора, сегодня избиратели, возможно, уже привыкли бы к тому, что господа в костюмах ценою в месячный доход сотни пенсионеров тоже в общем-то могут искренне бороться за их права. Но начинать вдруг борьбу с чисто левым запалом и даже с бронебойной левой риторикой за 8 месяцев до выборов – это все равно, что ЦК Компартии в полном составе истово биться лбом на молебне.

Бютовцы, кстати, оказались вновь проницательнее своих партнеров. Заявив, что «это не наш праздник», коллеги Юлии Тимошенко отправились отдыхать на природу с шашлыками. Так сказать, праздновать вместе с народом.

Уже совсем накануне праздника вдруг опомнились и «наши украинцы». Штаб блока решил отказаться от акций протеста и провести на Майдане Незалежности… караоке! Правда, это решение прозвучало раньше, чем суд запретил проведение демонстраций, поэтому возмущение «наших» тем фактом, что власти «запретили стотысячную акцию» (как в анекдоте – «а кто вам мешает говорить?» - почему бы и не двухсоттысячную) прозвучало не очень удачно.

Почти всегда отмена каких-то шагов воспринимается хуже, чем если бы их не было вовсе. Поэтому «первомайский демарш» «Нашей Украины» выглядит более чем странно: то ли в штабе и впрямь засели злостные враги Виктора Андреевича, которые выставляют его в невыгодном свете как политика, вечно шагающего «раз вперед и два назад»; то ли оппоненты отреагировали на намерение «наших» как-то очень уж каверзно – хотя предполагать, что левые не выведут своих дедушек и бабушек 1 мая можно было только в совсем бессознательном состоянии… То ли налицо какой-то уж очень хитрый шаг «Нашей Украины». Например, чтобы показать кому-то «там», что мы, мол, все делали, но нам помешали…


Мир, май, труд

Так или иначе, но 1 мая в Украине обошлось без особых инцидентов. Во Львове правые тоже отменили свои акции – «во избежание провокаций со стороны коммунистов и эсдеков». Левые же под охраной милиции прошествовали небольшой колонной к Мемориалу воинам-освободителям, где уютно отмитинговались.

Зато небольшая потасовка имела место в Луганске – кое-кто из коммунистической колонны пытался руками доказать свою правоту немногочисленным сторонникам «Нашей Украины». Милиция развела оппонентов, и дело обошлось без жертв.

Кстати, в том же Луганске накануне вечером милицией был задержан глава областной организации УПН Валентин Ткалич, который рисовал на стенах свастику с надписью «СДПУ(О)»…

В столице левые, убедившись, что увлеченные пением «наши украинцы» им не помешают, пренебрегли решением суда и таки прошествовали по своим делам. Наталья Витренко продефилировала по Крещатику к памятнику Ленина, а коммунисты и социалисты, спустившись по улице Грушевского, провели митинг на Европейской площади.

Конфликт возник только между пожилыми «нашими украинцами» и молодыми социалистами. Бывшие соратники по оппозиции обменялись обвинениями в финансовых мотивах участия в мероприятиях, однако и тут серьезного скандала не получилось.

В отличие от выборов в Мукачево, на Майдане Незалежности в Киеве 1 мая было буквально пару народных депутатов от «Нашей Украины». Сам Виктор Андреевич Ющенко присутствовали лишь в виде глянцевого картонного силуэта (совсем уж по-американски!), на фоне которого охотно фотографировались его сторонники, чтобы потом, приехав домой в провинцию, рассказывать онемевшим от восторга землякам: «Я Ющенко видел!»

В половине второго дня, когда центральную улицу Киева заполонила нарядная публика, о политических акциях напоминала лишь оранжевая палатка у подножия Монумента Независимости, которую неспешно убирали молодые активисты.

А трудящиеся, благодарные своим политикам за часы спокойного времяпрепровождения, радовались солнцу и налегали на охлажденное пиво.

Ну что ж - с праздником вас!