Черные дни красного вождя
25.06.2005 17:42
…Ильича. Петр Симоненко и руководимая им Компартия Украины продолжают оставаться в оппозиции к власти. Но очередной, 39-й съезд КПУ, проходящий в субботу-воскресенье, 25-26 июня, в Киеве показал, что даже этот «железный класс» претерпевает изменения ради политического выживания.

Левой, левой!

От выборов к выборам результаты КПУ падают, и хотя Петр Николаевич не устает говорить о фальсификациях и «преступном режиме», суть от этого не меняется.

Не секрет, что партии жесткого вождизма принимают обобщенный образ своего лидера. Так можно судить об истеричности «Батьківщини» и БЮТ в целом или нравоучительности «христиан» Л. Черновецкого. В том или ином виде повадки, настроение, манера общения лидера передаются сначала на ближайшее окружение, а затем и на всю партию в целом. КПУ в этом плане, пожалуй, является эталоном.

КПУ, как и ее лидер Петр Симоненко, воспринимаются массами исключительно стереотипно, по очень четко наигранной схеме, вроде дорога-машина-бензин, где дорога – это сама Компартия, машина – П. Симоненко, а бензин – новые идеи. Так вот, с бензином в Компартии обычно напряженка.

С одной стороны, такое стереотипное восприятие помогает партии. Как минимум, в том, что хоть сколько-нибудь голосов на выборах она получает, а за счет «советских» пенсионеров до недавнего времени эти «сколько-нибудь» выливались в приличное количество голосов (почти 20% на парламентских выборах в 2002-м). Но времена меняются, меняются и люди. «Советские» пенсионеры (люди вышедшие на пенсию во времена существования СССР – традиционный коммунистический электорат) уходят, все больше появляется уже «украинских» пенсионеров, а «бензина» у КПУ как не хватало, так и не хватает.

Об этом в ходе съезда настойчиво говорил и сам Петр Николаевич. По его словам, нынешние пенсионеры – уже далеко не тот электорат, на который может безоговорочно рассчитывать КПУ. А посему необходимо расширять электоральную базу. По мнению лидера украинских коммунистов, прежде всего, стоит обратить внимание на среднюю прослойку – работоспособную часть населения, а также молодежь, особенно нетрудоустроенную.

Отдельно П. Симоненко выделил пункт о том, что «союзниками могут быть представители малого и среднего бизнеса. Это активная, открытая часть населения. Эта группа незащищена со стороны грабителей, милиции, налогового прессинга». По его мнению, работа с этой категорией населения даст возможность вести борьбу с тенизацией экономики, влиять на налоговую политику, создать условия для цивилизованного импорта.

Очевидно, КПУ вознамерилась потягаться за электорат с левоцентристами, к которым имеет честь принадлежать значительная часть нынешних оппозиционных партий (СДПУ(О), «Трудовая Украина», Партия Регионов и др.). На этот же электорат рассчитывает и часть нынешних провластных партий, прежде всего БЮТ и Соцпартия.

Вероятно, не случайно П. Симоненко, готовясь к ожесточенной борьбе, заявил о том, что создана некая коалиция, цель которой – перераспределить между собой голоса коммунистов. По его мнению, коалицию составляют Народный Союз «Наша Украина», БЮТ и СПУ.

Как завещал великий Ленин

Стереотипы, связанные с Компартией, фактически связывают ее по рукам и заставляют П. Симоненко говорить то, что он «должен говорить», и делать то, что он «должен делать». И в этом ключе архаичность методов работы партии, ее риторики ограничивает ее действия. Партия так и не смогла перестроиться «в духе времени».

КПУ сегодня напоминает анклав УССР, этакий культурно-исторический заповедник с его неписанными правилами, расписаниями, архаичным языком общения. Вот так, например, начинается биография Петра Симоненко, размещенная на официальном сайте партии. «Петр Николаевич Симоненко родился в Донецке 1 августа 1952 года в семье скромных и трудолюбивых людей. Отец – Николай Иванович, долгие годы работал трактористом, мать – Мария Ивановна, трудилась санитаркой в больнице».

В принципе, и сам Петр Николаевич на съезде не скрывал недовольства тем, что «наши парторганизации на местах часто превращаются в клубы ностальгирующих», что «существенного изменения качественного состава нашей партии не произошло» и что «мы завязли в прошлом». Он также констатировал, что коммунисты «слишком идеализируют свои идеологические постулаты, которые не приближают, а, наоборот, отдаляют нас от отдельных категорий граждан».

Еще одной особенностью Компартии и ее лидера является их полная обезличенность. Имеется в виду то, что широкой общественности совершенно неизвестна ни личная жизнь П. Симоненко, ни его наклонности и увлечения. На упомянутом официальном сайте размещено лишь одно крохотное предложение в самом конце биографии П. Симоненко: женат, имеет двух сыновей, внука и внучку. И все.

Точно так же ведет себя и КПУ. Абсолютно никаких развлекательных акций под эгидой Компартии. Никаких молодежных концертов (заметьте, партия претендует на расположение этой самой молодежи), «дней пива» (это ведь так аморально), футбольно-спортивных мероприятий («футбол заняли эсдеки, а нам с ними не по пути»). Компартия, как и П. Симоненко, совершенно не умеет отдыхать, проводить мероприятия вне поля политики. Зато акций протеста – это сколько угодно, более того, они носят не столько ситуативный (как практикуется в других партиях, т.е. выступать против чего-то конкретно, а не в принципе против всего), сколько плановый характер.

Таким образом, КПУ ориентируется не на разумный конструктив, а на сугубо протестный электорат. Хотя тот, в свою очередь, протест выражает всегда по конкретному поводу, а значит, может просто игнорировать призывы руководства КПУ.

В этом плане характерны действия Компартии в последние полгода. Во время президентской гонки после первого тура все влиятельные политические силы определились со своими «моральными поддержками». Все - кроме коммунистов. Призвать голосовать за В. Ющенко Петру Николаевичу не позволило абсолютно все (начиная с личностной неприязни и заканчивая идеологическими противоречиями между политическими программами двух кандидатов), а за В. Януковича – избитость и буквализм в обозначении «врагов партии». В результате П. Симоненко призвал своих сторонников проголосовать против всех, а коммунистический избиратель дружно предпочел В. Януковича.

Та же ситуация с арестом Б. Колесникова, И. Ризака и иными шумными политическими скандалами последнего времени. Петр Николаевич говорит о политических репрессиях, происходящих в Украине, но называть вслух имена тех, против кого конкретно ведутся репрессии, ему не позволяет догматичная позиция партии.

Пока КПУ и П. Симоненко не осознают, что они уже не являются единственной оппозиционной силой в стране. Однако до тех пор, пока они не прекратят жить выборами 1999 года, действия коммунистов будут восприниматься невнятно, а электоральное поле Компартии, на которое точат зубы многочисленные оппоненты, будет худеть и дальше от выборов к выборам. Выход видится исключительно хирургический. Необходимо меняться изнутри, иначе «реконструкцией КПУ» займутся совершенно другие люди.
Иван Полищук
Семен Столбенко