Наши жёны – пушки заряжёны
29.06.2005 10:10
…конкурировать с современными самоходками и ракетными установками?

Оказывается, может – поэтому и продолжает оставаться на вооружении армий мира. Более того, разработка новых моделей пушек и гаубиц продолжается.

Ствол с казенником, откатное устройство, лафет да колеса – вот и все, из чего состоит любая полевая пушка или дивизионная гаубица. Главный недостаток, сразу бросающийся в глаза, – необходимость брать эту многотонную махину на прицеп, чтобы поменять позицию. Отсюда и современное название этого класса оружия – буксируемая артиллерия. Во время Великой Отечественной, когда зачастую не то что тягача или автомобиля, а и лошадей было не достать в нужную минуту, перекатывать пушки на сотни метров иногда приходилось вручную – а ведь были они в несколько раз легче современных!

Наверное, именно тогда, глядя, как лихо месят грязь наши самоходки, и пригорюнились полевые артиллеристы: и почему все пушки не на гусеницах с моторами? Кроме того, самоходные установки еще и защищены броней – противоосколочной, а иногда и противоснарядной. Казалось бы, полный кайф – едешь себе, обстрела не боишься…

Но это только так кажется. Представим, что у самоходки закончилось горючее или сломался двигатель. Все! Ни прицепом, ни тем более вручную ее на новую позицию уже не переставишь. Даже развернуть, если у нее пушка не вращается на 360 градусов, не получится. То же самое касается самоходных ракетных установок – вы можете себе представить, как солдаты толкают установку «Град»? А огромную «Ураган»?

Нужно понимать, что каждое оружие имеет свою роль в сражении. Самоходная артиллерия предназначена для быстрого маневрирования в прямом бою. Современной буксируемой, которая ведет огонь с тыловых позиций, этого не нужно. Не нуждается она и в броневой защите, поскольку не находится под обстрелом противника.

А если налет авиации? Согласитесь, что ни одна броня не устоит против специальных противотанковых ракет. Поэтому в этом случае и экипажу самоходки, и расчету буксируемой гаубицы выход только один – бросать все и разбегаться.

В тесной кабине самоходки крайне неудобно вести огонь, да и боезапас там размещается небольшой. В случае попадания вражеского снаряда он может детонировать, превращая машину в братскую могилу. А у буксируемых орудий все это расположено на площади в десятки, а то и сотни квадратных метров.

Но тогда как же быть со скорострельностью, ведь пушка калибром 105 - 210 мм делает всего несколько выстрелов в минуту? Да, действительно, реактивная система залпового огня, например «Град», может за 20 секунд обрушить на врага сорок 122-мм снарядов. Однако мы забываем, сколько времени после этого она будет заряжаться, чтобы сделать новый залп. Кроме того, ракетным залпом целесообразно быстро накрывать скопление противника на какой-то определенной площади, дабы он не успел разбежаться и спрятаться в укрытие. По отдельному же сараю или дзоту лучше стрелять из пушки.

Качественный ствол и снаряд орудия обеспечивают более точное попадание, чем у неуправляемых ракет, причем выстрел из него обходится бюджету дешевле, не говоря уже о сверхдорогих управляемых или самонаводящихся ракетах. Кроме того, современное орудие гораздо универсальнее любой ракетной системы.

Например, состоящие на вооружении украинской армии 152-мм пушки 2А36 «Гиацинт-Б» оснащены арсеналом из классических осколочно-фугасных снарядов, снарядов с реактивным двигателем (они летят на 40 км), управляемых, а также различных противотанковых. Последние позволяют поражать бронетехнику на дистанции 2 - 3 километра, то есть находясь вне дальности прямого прицельного выстрела танка. А из орудия 2Б16 «Нона-К» можно также стрелять минометными минами.

Страны НАТО буксируемой артиллерией никогда не пренебрегали. Во второй половине ХХ века в США были разработаны мощные 155-мм гаубицы, которые помимо всего прочего могли выпускать также снаряды с ядерным зарядом малой мощности – это было самое грозное полевое оружие. Американские, британские и советские орудия применялись во всех локальных войнах прошлого века, а также в последних сражениях в Афганистане и Ираке. Практически, каждая осада города или укрепленного района велась с их участием.

Тем не менее, масса этих орудий приблизилась к 10 тоннам, а южноафриканской G5 Mk3 даже к 14, что сделало их крайне тяжелыми в транспортировке, особенно по воздуху. Поэтому сегодня создание новых образцов ведется в двух направлениях: уменьшения массы орудия почти вдвое и увеличения дальности полета снаряда.

Массу облегчают за счет применения легких сплавов и уменьшения размеров лафета, а чтобы пушка при этом не развалилась при выстреле – создания более совершенных откатных систем и дульных тормозов. В США и Швеции несколько отошли от идеи универсального орудия и для решения чисто полевых задач – уничтожения бронетехники и укрепленных точек – создают новые семейства легких 105-мм орудий и 155-мм десантных гаубиц. Любопытно, что этими гаубицами американцы собираются вооружать свои кавалерийские отряды для будущей войны в горах Азии.

Старые оптические прицелы должны сменить автоматы управления огнем с лазерной системой координации и станциями, учитывающими даже скорость ветра. В качестве корректировщика огня предполагается использование космических спутников.

Увеличение же дальности выстрела достигаются удлинением ствола – они достигают уже 52 калибров (восьми метров у 155 орудий) - и новыми снарядами с реактивными двигателями. Тем не менее, поставленные в этом направлении рубежи едва достигают характеристики «Гиацинта-Б», намного опередившей своих конкурентов.