Иногда лучше жевать, чем… Тарасюк
29.06.2005 18:30
…был внесен проект резолюции «Тенденция ущемления таких прав человека, как политические права и права собственности в некоторых постреволюционных странах Совета Европы».

Эта тема на некоторое время приковала внимание и российской, и украинской прессы. Причем рассматривался проект этой резолюции исключительно как российская инициатива.

Председатель Комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев на пресс-конференции, состоявшейся 23 июня, заявил, что «Россия продолжит обращать внимание Парламентской Ассамблеи Совета Европы на факты преследования лидеров политической оппозиции в странах "цветных революций". В частности, это касается преследования сторон, проигравших на выборах в Украине, Киргизии и Грузии».

Агентство РИА «Новости», распространившее эту информацию, в качестве дополнительного «материала для размышлений» дает сообщение: «Напомним, что ПАСЕ, несмотря на заявление делегации РФ, не приняло соответствующую резолюцию». Полное впечатление единоличной борьбы российских чиновников против «цветных революций».

Неудивительно, что после таких заявлений глава МИД Украины Борис Тарасюк отметил, что этот документ предложила к рассмотрению Совета Европы небольшая группа российских парламентариев, и заявил, что дух той резолюции противоречит идеям стратегического партнерства между Украиной и Россией».

«Российские парламентарии-члены ПАСЕ молчали, когда в Украине рос авторитарный режим Кучмы, когда власть использовала административный ресурс во время избирательной кампании», – добавил он.

На совместной пресс-конференции, которую Борис Тарасюк давал вместе с министром иностранных дел Бельгии Карлом де Гухтом, глава украинского МИДа снова повторил: «Резолюцию подписали только 12 депутатов из 600. Это свидетельствует о том, что даже не все члены российской парламентской делегации подписались под этой провокационной резолюцией».

Гневная отповедь Тарасюка базируется исключительно на результатах изучения общедоступных СМИ (!), которые никогда не скрывают, что используют при подаче материалов достаточно провокативный взгляд на самые очевидные вещи. Причем сам ответ министра ничем не отличается от того, который мог бы дать любой «маленький украинец», имеющий соответствующую политическую ориентацию. От главы украинского МИДа поневоле ожидаешь большего.

К примеру, прежде чем давать подобный комментарий, можно было бы узнать, что проект уже упоминавшейся резолюции в ПАСЕ внесли совсем не русские дипломаты, а британские. А если конкретнее – зарегистрирован проект в канцелярии как творение М. Хэнкока и внесен на рассмотрение Ассамблеи за подписью 12 депутатов.

Кроме России и Великобритании, под проектом подписались представители Нидерландов, Швейцарии, Румынии, Монако и Азербайджана.

Причем подписи россиян не являются определяющими. Куда большее значение имеет тот факт, что первым в списке подписантов идет англичанин Хэнкок. Кроме того, в числе поддержавших проект резолюции такие «зубры», как лорд Ф. Джадд, ветеран заседаний ПАСЕ Т. Кокс, занимающий свое кресло более четверти века и глава нидерландской делегации Д. Деес.

Б. Тарасюк так спешил заклеймить Россию, что не только забыл посмотреть, кто же подписал документ, поданный на рассмотрение евродепутатов, но и упустил из виду тот факт, что для того, чтобы подать такой законопроект, необходимо просто заручиться поддержкой 10 депутатов как минимум из 5 стран.

Проект резолюции ни при каких обстоятельствах не мог быть «российским», так же как «британским» или «монакским». Сам регламент работы международных организаций устроен так, чтобы не допустить этого.

Борис Тарасюк делает заявление, которое можно объяснить только одним из двух: либо он сознательно вводит общественность в заблуждение, либо попросту незнаком с нормами работы такой организации, как ПАСЕ.

В пользу последнего варианта говорит и оценка перспектив документа. «Бюро ПАСЕ решило не рассматривать эту резолюцию на сессии, а лишь на профильном комитете. Это значит, что фактически ПАСЕ не будет рассматривать этот документ», – сказал Б. Тарасюк.

Позволим себе не согласиться с главой украинского МИДа. То, что ПАСЕ будет рассматривать документ на профильном комитете, означает лишь, что ПАСЕ, как и украинский парламент, многие вопросы перед вынесением в сессионный зал «прогоняет» через свои комитеты.

Конечно, цифра 12 человек из 600 возможных производит впечатление на неискушенного читателя. Однако Борис Тарасюк снова игнорирует особенности организации работы ПАСЕ. Например, для утверждения резолюции о ситуации в Украине (январь 2004) хватило 43 голосов.

Вероятность принятия резолюции при таких условиях высока, учитывая, какие политические фигуры уже подписали документ. Сам Тарасюк признает, что не все российские дипломаты его подписали. А значит – запас прочности у документа есть. А если прибавить еще английскую делегацию, от имени представителя которой документ подан, и нидерландскую, глава которой тоже поставил свою подпись, шансы на принятие документа очевидно высоки.

Стратегически мыслящий чиновник мог бы понять, что документ могли отправить в комитет просто потому, что его принятие вызовет куда больший резонанс накануне парламентских выборов, на осенней или зимней сессии. Тут бы Тарасюку бросать все и мчаться в Страсбург – каяться и просить дать еще один шанс, чтобы Украину не клеймили позором (к слову, нынешняя оппозиция, в отличие от прошлой, ябедничать на свою страну в ПАСЕ не пошла).

Вместо этого Тарасюк сыплет громкими заявлениями, фактически подменяя своей позицией мнение тех депутатов, которым предстоит осенью-зимой решать судьбу резолюции, и настраивая их тем самым против себя и своей политической силы.
Создается впечатление, что министр иностранных дел больше озабочен внутриполитическими проблемами, чем решением проблем взаимоотношений со структурами объединенной Европы, куда Украина якобы стремится… Впрочем, у господина Тарасюка, как в том анекдоте, «как железки до кучи ни складывал, а все ручной пулемет получается» – какие бы заявления не делал, а все Россия виновата.