От Бжезинского – к Путину
17.05.2004 08:48
…украинский премьер прибыл в Первопрестольную в новом качестве. 14 - 15 мая с российскими государственными топ-менеджерами общался не просто чиновник, а политический представитель промышленной бизнес-элиты, контролирующей базовые отрасли украинской экономики. И хотя этот «правящий класс» еще не добился окончательной победы в борьбе за Украину, именно такую символику с сочувствием восприняли в России, где труды национальной буржуазии по укреплению государства уже начали приносить свои плоды.

Разговор через забор

Так уж совпало, что в Москву Виктор Янукович полетел едва ли не со встречи со Збигневом Бжезинским, который пожаловал в Киев с частным визитом. Как эксперт, приехавший более слушать, нежели вещать, американский политолог зондировал мнение кандидата в Президенты от центристской коалиции по основным и, так сказать, тестовым вопросам.

Например, «Не приведет ли интеграция Украины в Единое экономическое пространство к опозданию ее интеграции в ЕС?». Весомо ответить на этот вопрос украинскому премьеру помогла ясность, которую недавно внес в украинско-европейские отношения один из вождей ЕС - Романо Проди. Европейский Союз, сказал Виктор Янукович, не понимает Украину и не воспринимает ее сигналов о готовности активнее интегрироваться.

Бжезинскому пришлось объяснять заявление председателя Европейской комиссии о том, что он не видит Украину в ближайшее время в составе ЕС, «типичным проявлением европейской бюрократии». Но как последовательный критик ошибок Дж. Буша-младшего в европейский делах, в результате чего бывшие союзники по Западному блоку утратили нить общей политики, в том числе и в отношении постсоветского пространства, автор «Великой шахматной доски» не мог не оценить отсутствие реальных стимулов для евроинтеграции Украины.

Что ж до традиционного для американских эмиссаров вопроса о грядущих президентских выборах, Виктор Федорович заверил своего гостя, что в Украине «нет более заинтересованного в прозрачных и демократичных выборах человека», чем он. Тем более, что после свежих соцопросов уже трудно поверить оппозиции, утверждающей, что центристский кандидат честно победить не может. Почти аксиому двухлетней давности развенчали данные о 36,3% за Виктора Ющенко и 26,4% за Виктора Януковича во втором туре, причем динамика рейтинга всецело на стороне действующего премьер-министра.

Збигневу Бжезинскому не оставалось ничего лучшего, как еще раз проговорить любимую американскую скороговорку, что его страну интересуют не персоналии «нашего сукиного сына», а принципы и только принципы…

Вперед, в Зону!

Целью визита Виктора Януковича в Москву было решение конкретных вопросов сотрудничества между буржуазией по ту и эту сторону хутора Михайловского.

Учитывая сложную историю взаимоотношений между Москвой и Киевом, стороны, похоже, еще раньше наметили удобный механизм удовлетворения интересов друг друга. Вначале Украина получает широкий выход на российский рынок (зона свободной торговли). Затем – Россия улучшает свои условия по использованию возможностей Украины для экспорта энергоносителей на Запад (в частности, газотранспортный консорциум, возможно – частичный реверс нефтепровода «Одесса - Броды», полная загрузка Приднепровских магистральных нефтепроводов, реализация нефтеэкспортного проекта «Дружба - Адрия»).

Кстати, в Москве стороны не упустили возможность подчеркнуть, как они оберегают климат взаимного доверия, поскольку и российскому, и украинскому правительству приходится немало трудиться, чтобы убедить своих предпринимателей идти на определенные уступки ради эффективной экономической интеграции. Михаил Фрадков, например, увязал рост товарооборота с тем, что удалось обеспечить синхронную ратификацию соглашений по ЕЭП (иными словами, что «хохлы» не обманули «москалей»).

Ради скорейшего запуска первой «украинской» части интеграционного механизма и приехал в Москву Виктор Янукович. И получил от Владимира Путина подтверждение готовности России создать полноценную, без изъятий зону свободной торговли с Украиной: «Мы будем продолжать конструктивную работу по созданию полноценной зоны свободной торговли». Хотя никто, в общем-то, не стал скрывать, что для России введение зоны свободной торговли, да и ЕЭП в целом, сопряжены с экономическими трудностями.

Как заявил российский президент, на первом этапе «будут определенные издержки для российского бюджета», причем «немаленькие». Тем не менее Владимир Владимирович заверил, что эффект от расширения экономического взаимодействия между двумя странами «будет настолько положительным, что он перекроет, компенсирует прямые потери бюджета РФ». Издержки эти связаны, в первую очередь, с конкуренцией, которую украинские предприятия составят российским, а также со снижением доходов от продажи сырья, которое ранее экспортировалось в Украину по более высоким ценам. Поэтому над компенсацией российских потерь посредством расширения транзита энергоносителей в Европу придется потрудиться столь же ударно.

Что ж до конкретики в решении «украинского вопроса», то, как сообщил глава правительства РФ Михаил Фрадков, в течение двух-трех недель будет подписан протокол «об отмене тех изъятий, которые сегодня существуют в рамках зоны свободной торговли». А в начале июля в Москве режим ЗСТ будет окончательно согласован межправительственной комиссией.

При этом украинский премьер настаивал на сокращении сроков ликвидации изъятий из зоны свободной торговли, которые пытаются сохранить россияне, чтобы смягчить удар по некоторым отраслям своей экономики (ряд изъятий предполагается отметить аж в 2010 - 2012 гг.). И, надо полагать, ему пойдут навстречу.

А как иначе?

Свой визит в российскую столицу Виктор Янукович впервые совершил в качестве единого центристского кандидата в Президенты. Однако сам он заявил, что его посещение Москвы не связано с желанием заручиться политической поддержкой руководства России на выборах.

«Эти вопросы не обсуждались», – сказал Виктор Федорович и вряд ли покривил душой. Ибо сегодня cудить об отношениях между правящими элитами Украины и России как о вояжах удельных князей в Орду за ярлыком на княжение уже не приходится. Субъектами договоренностей являются хотя и разные по весовой категории, но тем не менее вполне самодостаточные экономические силы, которые в своем дальнейшем развитии сильно зависят друг от друга.

«Сезонные» колебания украинского внешнеполитического маятника на сей раз, похоже, двинулись в сторону Востока по какой-то другой, более осмысленной траектории. Все определяющие факторы слились воедино.

Во-первых – впервые за много лет Запад не оказывает на Украину консолидированного давления – пожалуй, впервые с начала 1990-х гг. наша страна оказалась не между двух враждующих лагерей, а в более комфортном треугольнике Вашингтон - Москва - Брюссель со сложными внутренними взаимоотношениями.

Во-вторых, США, наиболее заинтересованные в прежнем «буферном» статусе Украины, слишком завязли в иракской, афганской и прочих «антитеррористических» проблемах. Доходит до того, что Киеву удается контролировать стабильность украинско-американских политических отношений едва ли не при помощи 1600 украинских солдат, окопавшихся в песках Месопотамии.

В-третьих, украинская и российская бизнес-элиты наконец нашли модель сотрудничества, при котором каждый удовлетворяет свои стратегические интересы, не ставя другого в неловкое положение. Мечта российского капитала – транзитные возможности Украины - и мечта капитала украинского – необъятный рынок России плюс относительно дешевые энергоносители - сливаются воедино.

В-четвертых, Европейский Союз наконец сделал Украине одолжение, которого она ждала вот уже несколько лет. Устами Романо Проди Европа отказала украинцам в перспективах стать членом ЕС в обозримом будущем, причем не из-за «недоевропейскости» Украины, а по причине отсутствия у Евросоюза желания двигаться далее на восток, вступая в противоречия с интересами России.

Как это всегда бывало в таких случаях, настроения общественности вновь поколебались вместе с «генеральной линией правительства». Сегодня 51% украинцев считает, что Украина должна иметь открытые границы с Россией и не вступать в Европейский союз. 44% участников опроса высказали мнение, что Украине следует интегрироваться в ЕЭП, но только на условиях, что это не повредит ее дальнейшему вступлению в Евросоюз. А дальнейшему вступлению Украины в ЕС, как видим, уже ничто не может повредить в силу объективного отсутствия перспектив такового…

Итак, все факторы встали на свои места. Внешнеполитические приоритеты Украины в полной мере совпали с внутриполитическим потребностями ее «правящего класса», вступившего в решающий этап борьбы за место под солнцем с прозападной оппозицией. А российская буржуазия в этом деле становится ее объективным и долгосрочным союзником…