Против кого дружить будем?
12.07.2005 08:41
И не зря: понятие врага весьма размыто, если руководствоваться не только геополитическими, но и экономическими интересами.

Из друзей – во враги

С Россией навскидку можно вспомнить газовые проблемы, Тузловскую косу и сбитый на Черный морем самолет. С Румынией - проблему делимитации границы, канал «Дунай - Черное море» и ситуацию вокруг острова Змеиный. С Польшей – исторические обиды и наследие Второй мировой войны. Это были осколки проблем, которые воспринимались как-то обособленно от всего происходящего, почти как недоразумение. За все годы независимости было множество проблемных ситуаций, но до позиционирования кого-то «врагом №1» дело не доходило.

Поскольку до того, чтобы опрашивать внутри страны про распознание «свой-чужой» в Украине еще не дошли, следует обратиться к имеющемуся материалу из ближайшего зарубежья. В майском опросе жителей РФ Украина одновременно входит в десятку друзей России и в десятку врагов. То есть 17% россиян считают Украину другом, а 13% - врагом. Кроме нас отличились в статусе врагов: Латвия (49%), Литва (42%), Грузия (38%), Эстония (32%) и США (23%). В друзья попали: Белоруссия (46%), Германия (23%), Казахстан (20%), Индия (16%), Франция (13%), Китай (12%), США (11%).

В одном из предыдущих опросов (осень 2004 года) врагами были США (25%), арабские страны (7%), Чечня (7%), Грузия (5%), Китай (3%), но все же настоящие враги находятся внутри самой страны (госчиновники и коррумпированность). Друзья - Германия (16%), Франция и Беларусь (по 12%), Украина (9%), США (8%), Китай (7%), Казахстан (5%), СНГ (5%), Европа в целом (4%). Как видим, Украина за полгода на ровном месте стала врагом России. Остается гадать: с чьей же «легкой» руки случились такие скоротечные метаморфозы?..

Энерготерапия

Воспринимать последние нефтегазовые «сюрпризы» можно по-разному – от коррекции внутренних цен к мировым до искусственного нагнетания извне внутренней обстановки. Версия «помощи извне» вовсе не лишена смысла, ибо Россия занялась собиранием вокруг себя «группы поддержки». А инструментарий больших стран никогда не ограничивается нотами протеста.

Резкое повышение Туркменистаном в начале декабря прошлого года стоимости газа с $44 до $58 за тыс. куб. м выглядит нелогичным (существуют договора и тому подобные процедуры, регулирующие цены за период). Получается, что Ниязова испугала некая революция, произошедшая за тысячи километров и не имеющая шанса докатиться до его обители, где 95% ниязовского рейтинга не сможет пошатнуть даже Сорос? Однако последние события в Узбекистане показали, что опасаться дурного примера, который заразителен, можно и вдалеке. А поэтому есть смысл экономически остудить горячие головы «экспортеров» революции, готовых затевать перемены по всему свету.

Прежние «энергодрузья» Украины - Туркменистан и Казахстан - ведут достаточно обособленную от России внешнюю политику, и договариваться против нас самостоятельно у них есть возможность. Это может наполнить бюджеты и удовлетворить самолюбие лидеров, но к конструктиву не приведет. Такими действиями эти страны еще более усилят свой сложившийся негативный имидж.

Так что возможен баш на баш – Украина не участвует в экспорте «революций», а взамен получает энергоносители. Правда, с пересмотром ранее достигнутых соглашений не в ее пользу. Туркменбаши, к примеру, остался доволен небартерными $44 за тыс. куб. м. А мы сделали вид, что остались довольными несколькими сотнями миллионов долларов чистого убытка – лишь бы хуже не было.

Договориться с Россией одновременно и проще, и сложней. Все зависит от того, что является предметом торга и кто произносит провокационные заявления. Количество откровенно абсурдных интервью и комментариев на украинскую тематику со стороны россиян не меньше, нежели комментариев на все случаи российской жизни со стороны новой власти.

Судя по всему, Россия окончательно не решила о линии своей политики по отношению к Украине, что и вызывает поток неструктурированной информации. Но вот европейские цены на газ – это уже не очередная «страшилка» и «имперские амбиции», а почти случившийся факт, осознать реальность которого рядовым украинским гражданам придется совсем скоро – осенью-зимой.

В ответ на газовые претензии Украина имеет несколько вариантов поведения. Но с учетом того, что сегодня 80% российского газа в Европу транспортируется через Украину, договариваться нужно. Продолжение конфликта не выгодно Украине, а его негативные последствия не выгодны России: кран может закрыть любая из сторон. Хотя вряд ли та же Германия, чья экономика на 50% «завязана» на российском топливе, позволит нам «шалить» с газовыми заглушками – свой интерес куда весомее забот «без пяти минут» (или 13 лет?) члена ЕС.

Былых уж нет, а те – далече…

Украина уже давно указывает на фактор своей дружбы с бывшими странами СССР, называя его «рынком сбыта». Собственно, в рамках СНГ и межправительственных соглашений тесной искренней дружбы не было ни у кого, кроме тандема Россия - Казахстан.

Союз России и Беларуси таковым по факту не является - с учетом всех непонятных моментов между двумя странами (в прошлом году россияне даже газ на сутки перекрывали), которые уже лет 10 строят некое союзное государство, но пока не пришли даже к пониманию, зачем и кому оно нужно.

Считать новыми друзьями Украины ее старых друзей - страны ГУАМ (Грузия, Молдова, Азербайджан) - можно. Ни с одной из них Украина пока не поругалась, оттого что делить пока нечего. И они уж точно нечем ей угрожать не будут. Хотя бы потому, что нечем. Впрочем, дружба с ними погоды тоже не делает - кроме Азербайджана, который, в свою очередь, сам не спешит распахивать братские объятия.

Что касается европейских перспектив, то и здесь особого дружеского расположения не предвидится. Разрешение пограничного конфликта с Румынией после многочисленных бесплодных переговоров будет решаться в Международном суде. Евровосторг от Украины дальше Польши не пошел. Самый большой друг новой Украины - США - находится столь далеко, что смысл этой дружбы теряется еще на подлете к аэропорту пересадки. В ЕС имеем сугубо кредит доверия, эффективное использование которого еще под вопросом. Со статусом рыночной экономики нас уже прокатили …

Так что общий итог довольно нерадостен. Новых друзей не нажили, со старыми разругались вдрызг. И сидим теперь со своим вектором внешней политики, как с флюгером, ожидая первого сквозняка…