Ваш выход, Владимир Михайлович!
18.07.2005 08:14
…наконец взорвалась. Кульминацией обострившихся отношений стал скандал, разразившийся после провала в парламенте пакета законопроектов, касающихся вступления Украины во Всемирную торговую организацию.

Конец идиллии

Неудача с «пакетом ВТО» вызвала неприкрытое раздражение Юлии Тимошенко и вылилась в бурную критику в адрес Владимира Литвина. В среду, 13 июля, она зачитала заявление правительства, в котором было отмечено, что «на последней сессионной неделе украинская и мировая общественность стала свидетелем спланированной провокации в зале Верховной Рады. Жаль признавать, что к этому непосредственно причастно руководство законодательного органа».

В последующих комментариях Юлия Владимировна ужесточила критику: «Когда счастливая судьба пакетов была практически предрешена, началась мощнейшая разрушительная работа, которую вел лично глава Верховной Рады… Если ты в оппозиции – озвучь свои возражения и выступай против. Если ты часть власти, то тогда не нужно стрелять в спину».

А ключевой частью мессиджа Ю. Тимошенко, пожалуй, можно считать вывод о том, что работа в Раде с наработками правительства идет все хуже и хуже: «Росло сопротивление, организованное руководством парламента и отдельными деструктивными политическими силами в парламенте по принципу: чем хуже ситуация в обществе, тем больше шансов у старого режима остаться в новом парламенте после выборов».

Интересно, из уст Ю. Тимошенко прозвучали обвинения, которые спикеру уже приходилось выслушивать от экс-президента Л. Кучмы. Последний как-то высказался в том духе, что В. Литвин носит патроны сразу в два окопа: пропрезидентского большинства и тогдашней оппозиции. Но можно ли винить политика за стильность?

Арбитр или интриган?

Спикер в долгу не остался. Уже в четверг, 14 июля, согласительный совет руководителей фракций и групп парламента, находящегося на каникулах, был созван для защиты Литвина и огласил «ответ Чемберлену», где говорилось, что заявление Кабмина «втягивает Президента Украины в искусственно созданный политический конфликт, где его авторитет используется только для прикрытия ошибок и просчетов в деятельности Кабинета министров. Похоже, что вместо эффективного решения актуальных проблем национальной экономики Кабмин фактически начал предвыборную кампанию раньше политических партий и их предвыборных блоков».

По мнению самого В. Литвина, в заявлении правительства «налицо желание дестабилизировать работу Верховной Рады, попытка взорвать ее изнутри. Чтобы «деструктивный» парламент выгодно оттенял прекрасные начинания Кабмина».

Положение В. Литвина в нынешней политической раскладке позволяет ему оставаться независимой фигурой, часто определяющей исход того или иного процесса. Следует отдать должное ему как мастеру политической игры, сумевшему серьезно укрепить свои позиции «выскочки из провинции». Не обиженный «старым режимом», Владимир Михайлович сумел сохранить свое положение и при нынешней власти.

Имея в арсенале весомый, но временный пост спикера, В. Литвин в июне 2004 года укрепил свое политическое существование, возглавив Народную аграрную партию Украины, а в феврале 2005 года партия выкинула узкоспециализированное понятие «аграрная». Стремительный рост рейтинга НПУ, составляющего ныне уже около 6 - 7%, позволяет ей уже самой выбирать партнеров по предвыборной гонке. И даже предоставляет вариант самостоятельного участия в предвыборной борьбе.

Во время «оранжевой революции» Владимир Михайлович, делая реверансы на обе стороны, взял на себя функции миротворца. Сумев убедить чиновничью братию, что именно он может быть гарантом защиты их интересов, он обеспечил в конечном итоге победу «революционеров». Львиная доля пресловутого «админресурса» в третьем туре сыграла против команды «бело-голубых».

После торжества демократии Владимир Михайлович стал единственным пристанищем для тех из «бывших», кому оппозиционность могла присниться только в страшном сне. А в этой когорте оказались как бывшие чиновники, так и весомая часть бизнеса. Глава парламента стал, кроме всего прочего, основным политическим представителем интересов «олигарха» Виктора Пинчука и его бизнес-группы.

Таким образом В. Литвин не только сохранил свой статус, но и обзавелся прочным экономическим базисом. Обретение надстройки при этом оказалось делом техники. Помимо фракции Народной партии, под его крылом находится группа «Демократическая Украина» (которую образовали в большинстве своем бывшие «трудовики» во главе с В. Пинчуком и И. Шаровым) и «Единая Украина» Б. Губского, всего порядка сотни голосов. Таким образом, без его голосов невозможно принятие парламентом ни одного более-менее значимого законопроекта или постановления.

Чего стоит хотя бы принятие постановлений ВРУ о политических преследованиях, лоббируемых оппозицией. Вначале не получившие поддержки большинства депутатов, они прошли во второй раз, когда в ситуацию вмешался спикер и был проведен согласительный совет. После него «за» проголосовали фракции, находящиеся под крылом В. Литвина, и вопрос был решен в пользу оппозиции.

Более того, спикер даже позволяет себе высказывать время от времени симпатии в адрес оппозиции. Так, в одном из своих интервью, говоря о преследованиях оппозиции, он отметил: «То, как у нас пытаются бороться за справедливость, вызывает вопросы у людей, далеких от политики».

Так что не стоит удивляться судьбе, постигшей голосование по «пакету ВТО». Попытка провести его через парламент «кавалерийским наскоком» потерпела фиаско, а Владимир Михайлович в очередной раз продемонстрировал, что с его мнением придется считаться. И ни о каком парламентском большинстве, если он того не захочет, речи идти не может.

Плюсы и минусы

Проблемой для В. Литвина остался кадровый вопрос. Губернаторы Хмельницкой и Днепропетровской областей, назначенные из числа членов его партии, впоследствии были вытеснены со своих постов конкурентами из «оранжевого» лагеря. Что стало для спикера лишним поводом для укрепления своих позиций в парламентском бастионе.

Владимир Михайлович воздерживается от прямой критики Президента. Виктор Ющенко для спикера пока что фигура за скобками. Несмотря на прозвучавший на 1-м съезде НСНУ отказ блокироваться с НПУ, эту возможность пока лидеры обеих партий не отбрасывают. Во всяком случае, теоретически.

Критика «Нашей Украины» сводится к тому, что в партии В. Литвина нашли пристанище многие «осколки преступного режима». НПУ со своей стороны не устает критиковать НСНУ за авторитарные замашки. «Мы не воспринимаем «ценных указаний» по поводу того, кто должен быть в партии, кого мы обязаны принимать, а кого исключать, с кем сотрудничать и кого слушаться. Когда с нами разговаривают в таком тоне, да еще через посредников, это, наверное, означает только одно: нашу организацию не желают видеть партнером», – считает В. Литвин.

О блоке Ю. Тимошенко с НПУ после публичной ссоры Кабмина и спикера, говорить даже и не приходится. Чисто теоретически данный блок возможен, если Юлия Владимировна лишится к осени премьерского поста. Однако растущие рейтинги как «Батьківщини» (21%), так и НПУ (7%), дают возможность прогнозировать, что обе силы предпочтут скорее самостоятельное плавание. Да и вряд ли Народная партия захочет брать на себя балласт правительственных неудач, которыми будет отягощена фигура Леди Ю. даже в случае ее ухода из Кабмина.

Для многих политических сил В. Литвин остается одним из главных защитников политической реформы. Тот факт, что она была принята в пакете с законом, предрешившим исход третьего тура, – во многом заслуга спикера. И Владимир Михайлович публично продолжает настаивать на необходимости внедрения в жизнь конституционных изменений, отмечая, что противники реформы – это «политические силы, не заинтересованные в установлении нормальных взаимоотношений в треугольнике Президент – парламент – правительство и не желающие четкого разделения полномочий ветвей власти». Эта позиция, кстати, тоже не добавляет ему симпатий со стороны пропрезидентского Народного Союза, желающего сохранить полномочия Виктора Андреевича в нынешнем объеме.

В. Литвин дал понять, что в случае, если попытка ревизии политреформы будет осуществлена через Конституционный суд, работа последнего может быть заблокирована парламентом, благо вскоре у судей истекает срок полномочий и предстоит новая комплектация. «Конфликт прогнозируем, он способен стать острым и затяжным. Лучше его избежать, чтобы не пришлось в очередной раз неприятно удивлять свою страну», – предупреждает спикер.

Наконец, после «оранжевой революции» В. Литвин заметно активизировал свои отношения с Россией. Так, он трижды встречался с В. Путиным: в январе, в марте и, наконец, в июне. Очевидно, В. Литвин не прочь заручиться на выборах поддержкой со стороны России. И в качестве политической силы, на которую мог бы сделать ставку восточный сосед, предлагает себя, любимого, гаранта стабильности.

Наследие Кучмы

Один из главных козырей противников В. Литвина – это его политическое прошлое. И они не замедлили ему об этом напомнить. В четверг, 14 июля, вице-премьер-министр Н. Томенко обвинил спикера в том, что он «слишком долго писал выступления для Леонида Кучмы… и поэтому, наверное, до сих пор по инерции продолжает делать свои заявления свысока, почти президентским тоном». Вице-премьер полагает, что В. Литвин объединяет свои усилия с «ведущими представителями команды Кучмы, которая дестабилизирует парламент… с целью дискредитировать новую властную команду».

В тот же день с аналогичными обвинениями выступил министр труда и соцполитики Вячеслав Кириленко. По его мнению, «в парламенте оформилась коалиция, ключевыми лицами в которой являются Литвин и бывший президент Кучма. Последний все еще хорошо контролирует парламент при посредничестве своего зятя Виктора Пинчука… Как и раньше, махинаторы активно пользуются услугами коммунистов, чтобы заблокировать инициативы новой власти. Это, по их мнению, должно дискредитировать новую власть».

В этой связи интересным представляется мнение Валерия Коновалюка, нынешнего лидера «Трудовой Украины» (одним из основателей которой был как раз зять экс-Президента). По его словам, правительство хочет переложить ответственность на парламент в преддверии ожидаемого осеннего кризиса. Однако Валерий Ильич прошелся и по спикеру, заявив, что «Литвин всегда подстраивался под ситуацию вместо того, чтобы принципиально вырабатывать те действия, которые предполагают полномочия председателя Верховной Рады».

Тот факт, что Владимир Литвин – бывший любимый помощник и даже ученик (а кое-где и учитель) Леонида Кучмы, а Виктор Пинчук – любимый зять того же экс-Президента, делает спикера весьма удачным объектом для атак новой власти и обвинений в «злом сговоре» против правительства. Насколько готов к такой вынужденной оппозиционности Владимир Михайлович – сказать пока сложно. Рейтинг своей партии за счет властной квоты до 7% он уже повысил, теперь, видимо, не прочь подобрать и несколько процентов с оппозиционной стороны.

Предпринятый весной подкоп под В. Литвина с помощью «пленок Мельниченко» временно утих. До сих пор в персоне спикера заинтересованы как оппозиция, так и провластные силы. Однако возникает дилемма: не вступая в открытый конфликт с властью, Литвин вряд ли может рассчитывать на серьезный результат на выборах. А начиная конфронтацию, он рискует нарушить баланс, и тогда весь революционный задор власти переключится с «бело-голубой» оппозиции, уже изрядно потрепанной «борьбой с преступностью», на Литвина и его соратников. Несладко придется обеим сторонам, ибо за спиной спикера довольно влиятельные силы, причем свежие и почти не пострадавшие в вихре революции. Однако и власти, пожалуй, будет интересно повыковыривать из нор притаившихся «врагов народа», поскольку добивать тех, кто принципиально сопротивляется, – убыточно для авторитета…