Эх, Андрюша...
28.07.2005 11:50
…самых яростных романтиков Майдана. Недобрые предчувствия вдруг закрались в души работников пера и микрофона, еще недавно умилявшихся каждому высокопарному рассуждению нынешнего Гаранта о морали, прозрачности и чистых руках. Тень зловещего Кучмы вдруг померещилась им за плечами нынешнего «отца нации», славного своей приверженностью общеевропейским ценностям.

Красиво жить не запретишь

Впрочем, при большом желании этой самой наследственной любовью ко всему европейскому можно объяснить и непреодолимую тягу Андрея Ющенко к дорогим автомобилям, собранным в Германии, элитным телефонам, произведенным на берегах Туманного Альбиона, и коллекционному шампанскому, разлитому во Франции. Что, собственно, и попытался в простой и доступной форме сделать его заботливый папа. А еще он, как мог, старался донести до черных журналистских душ такое святое понятие, как мужская дружба, которой не помеха ни расстояния, ни презренный металл.

Но тщетно: привыкшие копаться в чужом белье беспринципные репортеры запустили-таки свои грязные руки в президентский пододеяльник. И теперь вся чиновничья рать, позабыв про государственные дела, в спешном порядке занята организацией алиби для попавшего в переплет наследника.

Подыскивается консалтинговая фирма, где студент-очник Института международных отношений может легко подзаработать на аренду не только эксклюзивной «тачки», но и простецкого пентхауза в центре столицы. МВД ломает голову над новой трактовкой старых Правил дорожного движения, которая позволила бы автомобилям марки BMW М6 ездить без номеров и парковаться хоть на полосе встречного движения. А сотрудники ГНАУ выправляют задним числом декларации о доходах членов одной простой украинской семьи.

Окончен бал, погасли свечи…

А пока вся государственная машина напряженно и кропотливо трудится над созданием нового образа президентского отпрыска – бескорыстного, неприхотливого и высокоморального мальца с божьей искрой в глазах, – неутомимые журналисты наперегонки теребят отечественный политбомонд на предмет выяснения мнений его представителей по поводу произошедшего казуса.

Респондентов мучили следующими вопросами. Мог ли в принципе позволить себе Президент Украины подобное поведение? Чем вызвана такая его реакция? Не является ли она первым «тревожным звонком» о начале очередной борьбы со свободомыслием в прессе и о прежнем наличии в высших эшелонах власти, казалось бы, объявленной вне закона коррупции?

Мнения тех политиков, которых удалось обнаружить в разгар сезона летних отпусков, условно разделились на три категории: лояльные, умеренные и радикальные.

К первым, по понятным причинам, можно отнести высказывания дисциплинированных членов фракции «Наша Украина», разглядевших в нашумевшем цикле статей о похождениях Ющенко-мл. исключительно политический «наезд». Павел Качур, к примеру, обнаружил «торчащие уши заказанности этого расследования». Сам же Качур «чисто по-человечески» понял Президента и «по сути» согласен с его «достаточно откровенным обращением к журналисту», которому следует разделять публичную деятельность человека при власти и членов его семьи, на которых эта деятельность не распространяется.

По мнению члена УНП Ивана Зайца, во время злополучной пресс-конференции имел место «эмоциональный срыв». Нардеп посетовал, что «Президент использовал такую лексику», однако трагедии в этом не видит. По его мнению, сегодня идет поиск границ допустимого: и со стороны власти, и со стороны СМИ. А поэтому нужно найти ту «золотую середину», где заканчивается вмешательство в частную жизнь и начинается настоящее понимание роли средств массовой информации в обществе: «Я думаю, из этого конфликта будут извлечены хорошие уроки – как властью, так и СМИ, поскольку здесь движение двустороннее и правила должны быть едиными. Хотя ответственность за соблюдение этих правил лежит, в первую очередь, на власти».

Эмоциональной неуравновешенностью объяснил поведение Виктора Ющенко на пресс-конференции и член фракции «Народная партия» Олег Зарубинский: «Журналисты являются «санитарами» в демократическом обществе, и обижаться на них не нужно». Депутат считает, что начинать Президенту следовало не с агрессивной обороны, а с того «мужского разговора» со своим чадом, о котором он позже поведал в своем письме, адресованном интернет-изданию, опубликовавшему скандальные материалы. Между тем, Зарубинский разделяет озабоченность главы Национального союза журналистов Игоря Лубченко, предположившего, что Президент Украины своей манерой общения с журналистом подал дурной пример своим подчиненным: «Учитывая то, что многие чиновники сегодня не очень соответствуют и по компетенции, и по многому другому своим должностям, они могут ухватиться за такие вещи, как за палочку-выручалочку в борьбе против демократической прессы».

Реакция эсдеков была достаточно сдержанной. Нестор Шуфрич понял Виктора Ющенко «как отца», но не смог найти объяснений тем оскорблениям, которые он произнес во время оценки действий конкретного журналиста и всех журналистов в целом: «Да, нам многие материалы не нравятся, на некоторые мы подаем в суд, но мы не имеем права позволять себе то, что позволил Ющенко».

Также понял желание главы государства защитить свою семью (и особенно сына) от вмешательства в их личную жизнь и член фракции СДПУ(о) Михаил Добкин. Самым неприятным в этой истории депутат видит то, что «если одних сегодня обвиняют во всех смертных грехах и даже сажают в тюрьмы, арестовывая еще до вынесения обвинения (как Дмитренко, Ризака, Колесникова), то другим практически можно все, если они имеют отношение к провластному лагерю».

Наталья Витренко полагает, что вместо того, чтобы воспитывать своего отпрыска, приучая его к скромности, Президент избрал метод нападения на журналиста, перейдя к прямым оскорблениям. Причем в своем стремлении выгородить сына он допустил искажение действительности, заявляя о якобы арендованном автомобиле. Такова, на ее взгляд, жизненная позиция Ющенко: он будет и дальше защищать свой личный клан и клан, его окружающий, никоим образом не отстаивая ни свободу слова, ни справедливость, ни демократию. «Журналисты должны понимать, что тот период ожиданий и надежд на то, что будет лучше, чем при Кучме, завершен. И не только с сохранением, а усугублением всех прошлых проблем, потому что этот «оранжевый» режим еще более мерзкий, чем кучмистский», - уверена лидер прогрессивных социалистов.

«Мы все – взрослые люди, и каждому из нас хотя бы раз в жизни хотелось убить какого-нибудь журналиста. Но дело в том, что после этой пресс-конференции Ющенко вряд ли имеет право выдвигать Кучме какие-то обвинения по поводу Гонгадзе», - считает лидер партии «Братство» Дмитрий Корчинский. По его мнению, Ющенко точно так же ненавидит свободу слова, невосприимчив к критике, как и прошлое руководство. А поэтому следует ожидать возобновления преследований средств массовой информации и их сотрудников. «Боюсь, что мы снова увидим убийства журналистов, поскольку враждебная атмосфера к свободе слова сейчас в стране прогрессирует», - подчеркнул главный «братчик».

Разделяет это пессимистичный прогноз и Леонид Грач: «Тот, кто кричал о высоких демократических ценностях, обвинял Кучму в убийстве Гонгадзе, сегодня, по сути, открыто угрожает журналисту». Вождь крымских коммунистов полагает, что обществу еще раз было продемонстрировано несоответствие заявленных самим Президентом претензий на высокую мораль: «Ющенко все еще пребывает в предвыборном экстазе, а не в послевыборных проблемах государства».

Богдан Бойко считает, что если бы журналисты были по-настоящему независимыми, им бы следовало объявить на некоторое время бойкот пресс-конференциям главы державы. Лидер партии "Народний Рух України за Єдність" привел пример ровенского журналиста Васлииля Геруса, недавно осужденного за препятствование осуществлению избирательного права кандидата в Президенты Украины Виктора Ющенко: «Я не знаю, что там этот парень написал или кто давал ему это напечатать. Но когда прокурор просил один год тюрьмы, а местные блюдолизы дали целых три за написание будто бы неправдивой информации о Ющенко, это достаточно серьезный сигнал. И журналистам пора увидеть истинное лицо космополитичной «помаранчевой» власти, безжалостного капитала, наступающего сейчас на Украину».

«Друзья, прекрасен наш союз!»

Между тем, кроме морально-нравственных аспектов, охотно обсуждавшихся на протяжении всей последней недели, как-то раз за разом выпадало главное. «Если звезды зажигаются, значит это кому-нибудь нужно». Если в сверхлояльном до недавнего времени к Президенту издании систематически публикуются особо болезненные для него материалы, уповать исключительно на теперь почти легендарную (скорее – мифическую) журналистскую непримиримость ко всякому злу, немного наивно.

Упорное нежелание Виктора Ющенко идентифицировать неких безымянных «хлопцев», делающих его сыну дорогостоящие подарки и оказывающих не менее дорогостоящие услуги, не помогло избежать появления на страницах все того издания упоминаний о Давиде Жвании и Александре Третьякове – легальных миллионерах, членах его команды, чья близость к семье Ющенко широко известна. И если эта версия, согласно которой «друзья семьи» имеют прямое отношение к росту благосостояния президентского чада, имеет под собой основания, становится понятным многое.

В частности, почему Юрий Луценко, доселе не стеснявшийся заявлять об отсутствии для него «неприкасаемых» и умевший оперативно находить резонансные вещдоки (от путешествовавшего через украинскую границу диоксина до карпатских дач оппозиционеров), на этот раз ведет себя крайне вяло. То во Львове посоветует журналистам найти темы поинтереснее. То никак не может выяснить судьбу «арендованного» Андреем Викторовичем BMW М6, который, по некоторым сведениям, зарегистрирован в чешском городе Усти над Лабем, считающемся центром «украинской мафии». То долго и мучительно гадает: нарушал ли гражданин Ющенко А.В. закон, управляя транспортным средством, не прошедшим растаможку? А что еще остается делать Юрию Витальевичу, как не стараться обойти стороной президентский «мозоль» накануне столь возможных этой осенью кадровых перестановок?

Угадывается и другое. «Недопонимания» внутри президентской команды дошли до той критической точки, когда «группировки» в своей борьбе за место возле Ющенко уже не перебирают способами, используя, в том числе, и компромат на него самого. Возможно и то, что одна из «группировок» не исключает свой выход из этого «пула» и загодя топит шансы «Народного союза “Наша Украина”» на предстоящих выборах путем нанесения темных пятен на его главное «знамя».

Как там говорили французы: «Шерше ля фам?»…