Вышли они из бюджета
04.08.2005 15:53
…потугах Гаранта отделить мух от котлет – бизнес от власти.

В кошмарном сне не привидится, чтобы, презрев плоды своего непосильного труда, секретарь Совбеза Петр Порошенко продал бы чужакам любимый концерн «Укрпроминвест» и букет «сладких» фабрик, а Евгений Червоненко, министр транспорта и связи, будучи в здравом уме и памяти, толкнул бы с молотка свой «Орлан». Революционеры – люди практичные, а потому к управлению личной собственностью мигом подключили дочерей, жен, братьев и даже, потревожив пенсионный покой, пап и мам.

Зарплатные новации

В середине мая правительство повысило зарплату министрам и другим высокопоставленным чиновникам. Согласно нехитрым подсчетам, проведенным одним всеукраинским изданием (по-другому не получается, «наверху» напустили туману по этому вопросу), на основании принятых законов и постановлений, зарплата первого человека державы составляет 7,54 тыс. грн. Его верный паладин Юлия Владимировна имеет на 40% меньше, т.е. 5,39 тыс. грн. Каждый из бригады министров получает по 4,95 тыс. грн. казенного денежного довольствия.

Сбылась мечта Юлии Владимировны: «В рамках борьбы со взяточничеством установить достойную зарплату министрам и высшим чиновникам других ветвей власти» . До этого глава Кабмина, по ее признанию, имела ставку 1200 грн. И впрямь – казенная зарплата, соответствующая доходу удачливого реализатора на блошином рынке уездного города или стоимости пары домашних тапочек и кабинетной раскладушки, не могла не оскорблять честь и достоинство государевых мужей! Например, в России, купающейся в нефтедолларах, министру начисляют около $3 тыс. , в Польше, где бушует массовая безработица, в два раза больше – €5 тыс.

Но сколько ни плати, человеческая потреба всегда бежит впереди возможностей. Про это и великий пиит поведал в сказке о старухе с разбитым корытом. Хотя, конечно, никто не против того, чтобы люди на государевой службе получали достойное денежное вознаграждение, а не популистские подачки. Но пока новые должностные оклады не выводят министров из разряда фактических иждивенцев: Червоненко, вон, в Монте-Карло пришлось как-то добираться за счет супруги, за что и получил прозвище «Альфонсович». Ну как тут не разрыдаться от сочувствия? А уж за что Юлия Тимошенко обновляет гардероб (бдительные журналисты насчитали за полгода более 200 обнов) – вообще большой женский секрет…

Сиротское детство

Всматриваясь в скромные цифры зарплаты Гаранта, в памяти всплывают образы, почерпнутые в розовом детстве из книжек про «родного и близкого» вождя мирового пролетариата В.И. Ленина. Снова, как живые, перед взором проходят: нарком продовольствия, падающий ниц в голодном обмороке, и солдат, достающий из походного сидора краюху зачерствевшего хлеба и протягивающий ее оголодавшему вождю.

Утрировано, конечно. Но как объяснить, что глава семьи на 6,3 тыс. грн., получаемых за вычетом налогов, может исправно содержать в Киеве семью из шести человек: жену-домохозяйку, сына-студента, трех очаровательных карапузов и помогать старшей дочери с ребенком?!! А еще – поддерживать в надлежащем убранстве двухуровневое восьмикомнатное семейное гнездовище близ Крещатика, размером в 352 метра, и прочую многочисленную недвижимость: частный дом в Новых Безрадичах под Киевом, «родовое гнездо» в селе Хоруживка Недригайловского р-на Сумской области, частный домик в селе Горганы (Прикарпатье), недостроенный дом в Яремче. И при этом оставлять некоторые средства на «недорогое» хобби (глава семейства имеет слабость коллекционировать произведения народных умельцев разных эпох).

Тут уж даже доходов жены-миллионерши не хватит. Недаром же не так давно оскандалившийся Андрей Ющенко был вынужден принимать дорогостоящие подарки и услуги от неизвестных широкой публике «друзей». Купить самому все это великолепие бедному студенту было просто не по карману! Понятна и реакция Ющенко-старшего, болезненно отреагировавшего на вопрос журналиста: какому отцу будет приятно признаться в своей неспособности сделать любимому чаду приятное?

К слову сказать, финансовая слабость Виктора Андреевича уже не в первый раз вызывает интерес к его детям. Несколько лет назад ему пришлось объясняться за появившиеся в прессе ведомости, согласно которым ныне покойный банк «Украина» оплатил учебу в Институте международных отношений (где нынче учится и Андрей Ющенко) некой девушки Виталины – дочери главы его правления В. Ющенко.

Кстати, о дочерях. Евгения Тимошенко – единственный и неповторимый ребенок нашего премьер-министра – как известно, вот уже восемь лет томится в далеком и туманном Лондоне. И даже не так давно обрела там себе жениха. Поскольку один внешний вид этого татуированного с ног до головы люмпена-музыканта убеждает в его полной некредитоспособности, возникает естественный вопрос: кто же будет оплачивать свадебное веселье в старинном замке Рипли (графство Йоркшир)? Уж не будущая ли теща британского балалаечника за свои-то министерские 5,39 тыс. грн.?

Не в окладах счастье

Но, похоже, для нас пытаются сочинить очередной миф о скромных нестяжателях-министрах, довольствующихся содержанием в 1 тыс. долл. Увеличение должностных окладов чиновников имеет мало общего с истинной борьбой с девятым валом лихоимства. Подобными мерами нельзя не то что искоренить мздоимство, но и всерьез его поколебать.

Ведь ясно даже бабушке, торгующей петрушкой на рынке, что во власть идут не за мизерным должностным довольствием, и не столько из желания прикоснуться к великим державным делам, а за право «первой брачной ночи» с госбюджетом, т.е. за возможность первым распасовать бюджетные средства по закоулкам народного хозяйства.

Очень многие нынешние борцы за справедливость «поднимались» на бюджетных средствах: кто начинал скромно, с городских и районных, а кто-то сразу пластал центральный бюджет. Только таким способом можно в наших условиях в кратчайшие сроки сделаться олигархом разной степени финансовой упитанности или просто авторитетным членом свободного общества, украшенным титулами «шоколадного короля», «газовой принцессы» и пр. Увы, такова проза жизни: торгуя контрафактными видеокассетами, за 3 – 4 года не выбьешься в надежду и опору нации.

Ответственность рождает предложение

Поэтому не надо делать культа из величины зарплаты чиновников как главного способа искоренения зла. Собака зарыта в другом месте. Почему Петр Великий держал подле себя махрового комбинатора Александра Меньшикова? Император неплохо был осведомлен о шалостях «светлейшего», и не раз царева дубина хаживала по могучей спине первого помощника. Но Петр ведал истину: укравший на рубль должен сделать прибыльное для государства дело на 1000 рублей. А потому, скрепя сердце, ограничивался домашней нахлобучкой первого мздоимца империи.

Борьбу с корыстолюбием во властных структурах необходимо перевести в русло суровой ответственности служивых перед законом за качество исполнения своих обязанностей. Госчиновников, особенно высших (рыба портится с головы), необходимо поставить перед угрозой уголовной ответственности за неуспехи в своей работе.

Ничего оригинального здесь нет. Не только Китай через УК сурово изучает конкретные итоги деятельности своих чиновников. Есть и такая страна Мексика, где в начале 90-х годов прошлого века случилась одна поучительная история.

В этом латиноамериканском государстве в 1988 году президентом стал Карлос Салинас – приверженец радикальных экономических реформ. Америка души в нем не чаяла, всячески стимулируя его реформаторское рвение. Приватизация, реприватизация, отмена квот, пошлин, тарифов на импорт – короче, весь джентльменский набор фундаментальных либералов двинул новый президент в дело. Обличье Салинаса не сходило с обложек экономических журналов, ему навешивали цацки вроде звания «человека года» и прочили ему, после истечения срока президентства, непыльную работенку главой ВТО.

Однако реформы по лекалам МВФ осенью 1994 года закончились катастрофой – резкое падение промышленного производства, жизненного уровня, девальвация песо и пр. Не помогла и беспрецедентная для мировой практики кредитная помощь США на сумму 51,8 млрд. долл. Видя, что дело плохо, любимец либералов ударился в бега. И кажется, до сих пор отсиживается с семьей в Ирландии. А не сделай вовремя ноги, ему по закону светило бы длительное тюремное заключение за служебную некомпетентность, приведшую к экономическому кризису.

Ничего подобного у нас и в проектах нет. Хотя было бы нелишним перенять и такой опыт зарубежья. Может, тогда многие взвесят все «за» и «против», прежде чем набиваться народу в услужение, корыстолюбие станет скромнее, а контингент мессий и реформаторов поубавится?