Ирак: взгляд изнутри
30.04.2004 16:10
Андрей Б. – гражданский специалист одной из российских компаний. По долгу службы работает в Ираке.

From-UA:Когда Вы приехали в Ирак? Какое было Ваше первое впечатление об этой стране?

А.Б.: – Я приехал в Багдад в начале осени прошлого года. Это была моя первая зарубежная командировка, поэтому меня, естественно, поражало все, как и любого туриста. Первое, на что обратил внимание, – огромное количество американских солдат. Кстати, многие из них соврали родным, что уехали не в Ирак, а куда-то в другое место.

Например, один мой знакомый американец захотел показать жене песчаную бурю. Вышел на балкон и просто начал снимать улицу цифровой камерой. А фотографию подписал так: "Песчаная буря в Триполи". А потом получил ответ жены: "Откуда в Триполи на улице американские солдаты?" Оказывается, он просто их в пыли не заметил.

From-UA:Как к украинцам относится местное население?

А.Б.: – Для местных существует особый способ идентификации украинцев. Если на вопрос "Вы откуда?" ответите: "Из Украины", то обычно следующее, что Вы услышите: "А-а-а… Андрей Шевченко!" Это можно назвать паролем и отзывом. Так отвечает примерно 70% местных.

А вообще иракцы к украинцам относились нейтрально. Правда, сейчас, после начала восстания, мне кажется, лучше лишний раз не лазить по городу. А так, что касается безопасности, то в основном тут действует фактор везения.

From-UA:Влияет ли на отношение к украинцам наличие нашего контингента в Ираке?

А.Б.: – По моим личным наблюдениям – нет. Даже к американским солдатам осенью в Багдаде отношение было нормальное. Американские патрули спокойно ездили по улицам. Я наблюдал, как местные жители выносили патрульным булочки из пекарни, а солдаты платили им пару долларов, заезжали за угол, ели и ехали дальше. Хотя, конечно, это зависит от района.

From-UA:Есть ли в Ираке гражданские специалисты из других стран, и как у украинцев складываются с ними отношения?

А.Б.: – Конечно, есть, и мы с ними сотрудничаем. Самое главное, это чтобы люди понимали по-английски. Сейчас это основной международный язык.

From-UA:А как же арабский?

А.Б.: – Ну, это уже как кому повезет. Хотя это модно. Для деловых отношений вполне достаточно английского. Ведь серьезные люди из местных иракских бизнесменов имеют хорошее образование и сносно разговаривают на этом языке. Это для них очень важный вопрос бизнеса.

Конечно, владение арабским языком желательно. Даже на базаре. Например, если вы с местным продавцом общаетесь на арабском, он вам сделает большую скидку. А базары там есть практически везде. При каждой военной базе. В каждой провинции. На армянском базаре в Багдаде можно достать даже свинину.

From-UA:А магазины?

А.Б.: – Магазинов в Багдаде очень много. Причем самой большой популярностью почему-то пользуются спутниковые тарелки. Их складывают прямо на тротуарах. Это основной метод торговли в Ираке. Все товары – холодильники, стиральные машины и т.д. выносят на улицу.

From-UA:Женщины ходят в хиджабе?

А.Б.: – Это зависит от конфессии. Шиитки все ходят в хиджабах. Другие мусульманки ходят или в платке, или с непокрытой головой. Ну а о христианках я вообще не говорю. Они хиджаб никогда не носили. В Ираке христиан очень много.

From-UA:А какие в Ираке сейчас бытовые условия?

А.Б.: – Как у кого. У солдат – одни, у чиновников – другие, у местного населения – третьи. Это зависит от уровня личных доходов. Очень трудная ситуация в провинции, даже в городах. Там нет даже элементарных вещей: нет чистой питьевой воды, стабильного электроснабжения. Это очень плохо.

Канализации в Ираке нет по определению. Особенно в провинции. В Багдаде и Тикрите – земли Саддама – еще было более-менее нормально. Все арабские страны Персидского Залива в открытую жалуются, что Ирак – главный поставщик помоев в Залив. Нечистоты сливаются прямо на улицы или, в лучшем случае, за чертой города. И никакой системы утилизации или очистки нет.

From-UA:Чего больше всего Вам не хватало из того, что было дома?

А.Б.: – Главное – чтобы был Интернет. А вот чего в Ираке действительно нет, так это нормальных кинотеатров. Точнее, они все закрыты. Поэтому теперь в Киеве я буду ходить в кино.

From-UA:А какие в Ираке есть развлечения? Бары, дискотеки, женское общество…

А.Б.: – Для мужчин это больной вопрос. С последним придется потерпеть. Раньше – до войны – в Багдаде была Центральная улица… Как Тверская в Москве или бульвар Шевченко в Киеве. Но сразу после взятия Багдада местные исламисты казнили всех девочек легкого поведения. А те, что уцелели, залегли на дно.

From-UA:А бары есть?

А.Б.: – Бары? Ну, как... Вообще в Багдаде купить спиртное – это не проблема. Причем всех видов и расцветок. Кроме, наверное, украинской горилки. Ее туда лучше захватить с собой. Наши солдаты так и делают. А так есть водка "Столичная", "Московская", "Кристалл". Достать – не проблема. По традиции, торговлей спиртным занимаются только христиане.

From-UA:И почём?

А.Б.: – От 8 до 14 долларов за бутылку.

From-UA:Как там погода? Не жарко было?

А.Б.: – Когда уезжал, пахло грозой. Очень высокая влажность, жарко и не очень комфортно. Ну, такое и в Украине бывает. А так… Жара в Ираке переносится достаточно легко из-за низкой влажности. Вот в Кувейте или на побережье – в Ливане, Сирии или в Израиле, в Хайфе – можно умереть. А в Ираке… Иногда на градусник смотришь – и своим глазам не веришь, что такая жара может быть, а ты так легко ее переносишь.

From-UA:Попадали ли Вы под обстрелы?

А.Б.: – В Багдаде стрельба – обычное дело. Это уже образ жизни. Свадьба или победа сборной Ирака по футболу всегда отмечается длинными очередями из автомата в воздух. А самая страшная стрельба, которую довелось пережить… Это было в начале ноября. Она длилась минут сорок. Впечатление было, что соседи во всем квартале решили перестрелять друг друга. Мы выключили свет и легли на пол. А потом, когда включили телевизор, оказалось, что это просто сборная Ирака выиграла у сборной Северной Кореи.

From-UA:Вы не жалеете, что поехали в Ирак?

А.Б.: – Я – нет. А что тут жалеть? Пусть жалеют те, кто сидит в Украине. Это хороший опыт. Главное – поменьше смотреть телевизор. Потому что когда его включаешь и смотришь новости, то слышишь только о перестрелках. Но ведь в Киеве тоже гибнут люди! Это то же самое, что смотреть одну программу "Ситуация". Там кого-то придавило, в другом месте кто-то сгорел, кто-то попал под машину, кто-то разбился. Тоже страшно будет по улицам ходить. А если не знаешь, так вроде и не дергаешься.

From-UA:Часто ли у Вас бывало свободное время?

А.Б.: – Как сказал знакомый американец: "В этой стране каждый день – понедельник". Все зависит от объема работы. Если есть работа, то понятие выходного исчезает. А если работы нет, то можешь загорать. Выходной может быть тогда, когда захочешь.

Правда, если вы живете в городе (не в гостинице или на базе), то вам придется свыкнуться с тем, что пятница – это в Ираке "мертвый" день. Хочешь или не хочешь – отдыхать придется. Даже продукты не купишь. Поэтому съестным я бы посоветовал запастись с четверга.

From-UA:Были проблемы с едой?

А.Б.: – Да нет, в общем-то. Самое обычное дело здесь пойти и купить, например, курицу-гриль. Она в Багдаде стоит около 2 баксов. Правда, сейчас курс доллара сильно упал. Точнее, курс иракской валюты сильно вырос. Иракскими деньгами это около 5 тысяч динаров. В ресторанах – 7 тысяч. Обычно к курице прилагаются лепешки – хубз, какая-то нарезка и салат. Это все входит в стоимость курицы.

С напитками проблем тоже нет. Упаковку пепси- или кока-колы можно купить в среднем долларов за 5. Это 24 банки. Лично я рекомендую покупать местную пепси-колу. Она лучше. А оптимальный вариант – пить соки местного разлива. Персиковый и ананасовый.

From-UA:Чтобы Вы хотели пожелать нашим читателям?

А.Б.: – А что можно пожелать после Ирака? Чтобы не было войны. Это, наверное, главное…