Универсальная идеология премьера
25.08.2005 11:47
...идеологий, однако всем и сразу быть невозможно и премьера, вероятнее всего, ждёт крупное парламентское разочарование.

Со времён независимости система политических представлений и взглядов в нашем государстве была довольно условным понятием. С переменным успехом идеологическую чистоту сохраняли лишь партии левого и правого толка, такие как коммунисты, социалисты и националисты. Многочисленные центристы, декларирующие в своих названиях и программах приверженность либеральной и демократической идеологии, как правило, ориентировались больше на реализацию практических интересов руководства партий, нежели на воплощение заявленных идеологических установок. Однако даже ортодоксальные партии нередко демонстрировали удивительные политические союзы. К примеру, в 2001 году, во время проведения акции «Украина без Кучмы», под одними лозунгами объединились такие, казалось бы, непримиримые политические силы, как коммунисты, националисты и либералы. Прошлые президентские выборы также продемонстрировали склонность разнонаправленных сил к объединению вокруг одной цели. Как мы все помним, на сцене Майдана нашлось место как радикальным националистам, так и либералам вместе с социалистами Мороза. Украинские политики, ставшие на сторону тогдашнего кандидата в президенты Ющенко, смогли подчинить свои политические программы общему набору «общечеловеческих» лозунгов. Проще говоря, предвыборная демагогия была одна на всех: и для социалистов, и для демократов, и для националистов.

С окончанием выборов, как и прогнозировалось ранее, окончилась и консолидация разновекторных политических сил. Каждый вернулся в свою идеологическую нишу. Однако демагогическое наследие Майдана, которое смогло привлечь симпатии большей части украинских избирателей, оказалось очень привлекательным, и очень быстро нашлись желающие использовать это наследие в своих политических целях. Главной же наследницей Майдана стала Юлия Тимошенко, которая и ранее не являлась выраженной сторонницей какой-либо идеологии, а после последних выборов, очевидно, решила представлять все украинские политические направления одновременно.

Основной способ привлечения электората у Юлии Владимировны остался тем же, что и на Майдане – популизм и демагогия. Став премьером, Тимошенко превратилась в сторонницу возвращения стратегических предприятий в госсобственность, перехватив у социалистов Мороза и коммунистов Симоненко один из главных пунктов их программ. Однако при первых же успехах реприватизации Тимошенко начала агитацию за перепродажу предприятий иностранным инвесторам, перейдя на позиции сторонников тесной интеграции Украины в мировую экономику. Подобные метания наблюдаются и в вопросах внешнеполитической ориентации Украины. Так, Юлия Владимировна постоянно заявляет о себе как о последовательной стороннице евроинтеграции, тем самым привлекая к себе сторонников вступления Украины в ЕС. Одновременно с этим не забывает Тимошенко повторять и о необходимости развития более тесных связей с Россией, чем пытается заработать симпатии пророссийской части украинских избирателей. И подобных метаморфоз в политической деятельности нынешнего премьера немало.

Популизм – мощное политическое оружие. Политик, прибегнувший к такому средству, обычно говорит избирателям именно то, что им хочется слышать. Прогнозы, обещания и планы такого политика могут не иметь ничего общего с реальностью, но до какой-то степени это действует на избирателей. Однако долго так длиться не может, постепенно даже самый наивный и доверчивый избиратель начинает замечать всё увеличивающийся разрыв между сладкими речами и действительностью.

Тимошенко слишком рано начала свою замешанную на популизме парламентскую избирательную кампанию. Украинские избиратели из самых малообеспеченных слоёв общества, которые обычно составляют основу электората коммунистов и социалистов, уже успели убедиться, что обещанное Юлией Владимировной повышение уровня жизни в течение первых ста дней работы правительства – не более чем слова. Сторонники евроинтеграции уже поняли: заверения Тимошенко о том, что едва ли не в следующем году Украина станет ассоциированным членом ЕС, оказались незамысловатой пропагандой. Те, кто верил, что украинские стратегические промышленные предприятия окажутся в руках государства, уже убедились, что приоритетными владельцами таких объектов Тимошенко видит индусов и французов, а не украинцев. А постоянные выпады премьера в сторону россиян не оставляют надежды пророссийским избирателям найти в ее лице выразителя своих интересов. Массированно применяя демагогию, обещая всё, всем и очень быстро, Тимошенко к апрелю-маю достигла пика своего рейтинга, однако удержаться на такой высоте, не имея ни возможностей, ни желания нести ответственность за свои обещания, Юлии Владимировне до парламентских выборов явно не удастся.