«Сепаратист» на свободе
26.08.2005 16:37
…в Харьков. Хотя когда речь идет о лишении человека свободы, «всего лишь» звучит как-то не очень – в камере пусть даже предварительного заключения измерение времени совершенно иное, чем в нормальной жизни.

Формальная причина, позволившая лидеру «Новой демократии» вернуться на малую родину значительно быстрее другого известного «сидельца» Бориса Колесникова, – совершенно свежее решение Генпрокуратуры впредь широко применять практику замены ареста денежным залогом. За исключением тех случаев, когда заинтересовавшая следователей персона подозревается в совершении убийств, насилия и причинении большого ущерба.

И хотя в отношении Евгения Кушнарева следствие готовит обвинения именно в финансовых нарушениях (а именно – взятии Харьковской облгосадминистрацией кредита на строительство двух станций метро), предполагаемый экономический ущерб, будто бы нанесенный государству экс-губернатором Харьковщины, очевидно, не столь огромен, как рассказывал на недавней пресс-конференции глава МВД Юрий Луценко.

Кого-то интересует исключительно сумма залога. Но это, по словам адвоката Кушнарева Вячеслава Стовбы, есть тайна следствия. Ею же он объясняет и свое нежелание комментировать даже приблизительные сроки, в которые прокурорские работники намерены вызвать его подзащитного на очередной допрос.

Мотивирует свою неразговорчивость Вячеслав Григорьевич просто: нежеланием разделить судьбу адвоката Андрея Федура, который за излишнюю, по мнению Генпрокуратуры, профессиональную активность был не только отстранен от представления в суде интересов Бориса Колесникова (и Леси Гонгадзе заодно), но и «удостоился» возбуждения против себя уголовного дела.

Но эти трудности абсолютно не испугали главного милиционера Луценко, буквально на следующий день рассказавшего всей стране о полутора миллионах долларов, доставленных в ГПУ едва ли не в чемодане. Правда это или очередные «версии» Юрия Витальевича, судить сложно. Но то, что закон в Украине писан по-разному для силовых министров и адвокатов (а равно с ними и других граждан, не сподобившихся вскарабкаться на властные вершины), стало ясно окончательно.

Между тем, кроме формальных причин, существуют и другие факторы, по мнению некоторых аналитиков способствовавшие именно такому разрешению ситуации с задержанием Кушнарева. И один из самых весомых – подготовка генпрокурора Святослава Пискуна к сессии Верховной Рады, на которой, вполне вероятно, будет решаться судьба его пребывания на этой должности.

Было совершенно ясно, что не особо скрываемая работа Генпрокуратуры по четкому политическому заказу «сверху» станет основным козырем у представителей парламентской оппозиции и основанием их требования об отставке главы ведомства. Поэтому намерение Святослава Михайловича загодя «подсластить пилюлю», по возможности умиротворив своих противников, выглядит вполне логично.

Разумеется, не последнюю роль сыграл и сам задержанный, который вел себя во время всех перипетий последней недели очень решительно. Объявленная голодовка, не ставшая пустой угрозой, да еще на фоне гипертонического криза, могли запросто досрочно освободить его – но уже без участия Генпрокуратуры – от всех земных забот разом. Однако именно этого меньше всего желала бы и власть: мертвый оппозиционер еще страшнее живого. Это уже не человек, а знамя. А поэтому не исключено, что следователи предпочли вовремя избавиться от пошедшего на принцип Кушнарева.

Ну и нельзя полностью отвергать то самое «общественное мнение», которое на этот раз было чересчур единодушно далеким от воспетого на Майдане «Бандитам – тюрьмы!». Слишком четко прослеживалась аналогия с делом Колесникова, слишком явно угадывалось прокурорское угождение скромному желанию Президента Украины любой ценой покарать «северодонецких сепаратистов», слишком надуманным был повод, доставить неприятности по которому можно любому госчиновнику – вплоть до нынешнего Гаранта. И, наконец, слишком неприкрытым стало пренебрежение действующей властью этим самым «общественным мнением». Что накануне парламентских выборов отнюдь не добавляет очков симпатизирующим ей политическим силам.

Промежуточный итог кушнаревской эпопеи известен: он на свободе. Пока. Насколько долго продлятся его «каникулы», предугадать сложно: правоохранительные органы Харьковской области в ответ на его освобождение в срочном порядке возбудили еще целый «букет» уголовных дел. Разумеется, сугубо по «хозяйственным» статьям: «дело о сепаратизме», по признанию Луценко, его «орлы» намерены оставить «на сладкое».

Не так давно спикер ВР Владимир Литвин, комментируя задержание Евгения Кушнарева, назвал аресты людей, которые играли определенную роль на региональном или общеукраинском уровне, «системной дуростью». Юрий Луценко на него за это обиделся. И зря. Потому что из-за обилия «сладкого» Украина однажды рискует проснуться с диатезом на все лицо…