Преданная революция
02.09.2005 17:20
…революций» на постсоветском пространстве: М. Саакашвили и В. Ющенко. Последний не постеснялся назвать создание «Солидарности» и «оранжевую революцию» явлениями одного порядка. «Украинский Майдан свободы доказал – идеи, которые породила «Солидарность», побеждают и в наши дни. Они просты и понятны всем: гражданское общество сильнее государственной машины». Однако это все официоз. Время, самый неподкупный судья, позволяет сейчас взглянуть более беспристрастно на то, что происходило в Польше 25 лет назад, и, соответственно, понять, есть ли у лидеров «Солидарности» что-либо общее с вождями киевского Майдана.

Истины августа 1980 года

В канун 25-летия в Польше состоялось немало публичных дискуссий, посвященных этой дате и оценке деятельности «Солидарности». На одной из них Лех Валенса сказал: «Уже тогда я знал, что заплатим большую цену, поскольку надо было осуществить громадные изменения – предстояло построить капитализм».

«Однако подобная точка зрения – это не что иное, как переписывание действительной истории «Солидарности», ее фальсификация, – утверждает Марцин Ковалевский, основатель «Солидарности» в Лодзи и делегат первого всепольского съезда профсоюза. – Ничего в то время не свидетельствовало, что Валенса имел такие взгляды. Да, среди советников и экспертов были люди, которые могли стремиться к реставрации капитализма. Однако в своих намерениях они не признавались».

М. Ковалевский также не верит в то, что «Валенса, выступавший тогда в роли руководителя мощного рабочего движения, фактически был намерен привести его участников к безработице, социальному расслоению, жестокой эксплуатации, то есть ко всему тому, что характеризует капиталистические отношения».

С ним соглашается еще один бывший активист «Солидарности» профессор Кароль Модзолевскиий, который сказал о Валенсе следующее: «Он разве что единственный мечтал о капитализме. Я же – нет. За капитализм я бы не сидел не только 8,5 лет, но даже месяца, даже недели».

Действительно, «Солидарность» в начале своей бурной истории была движением, которое тяготело не к капитализму, а лишь к менее или более радикальной перестройке так называемого реального социализма – в направлении социализма демократического, рабочего и самоуправляемого. «Солидарность» выступала за планирование экономического развития, но опосредованное и демократическое, а не бюрократическое. Поэтому, как замечает М. Ковалевский, «Валенса может много рассказывать сказки о том, что движение выступало за реставрацию капитализма, но, чтобы о таком говорить, ему пришлось спрятать от общественного мнения Программный документ всепольского съезда «Солидарности», одобренный в начале октября 1981 года в Гданьске».

Пропавшая грамота

Да, в нынешней Польше эту программу нигде не найти. Не стала она доступной и в дни празднования 25-летия профсоюза. Между тем достаточно прочитать в программе раздел, где речь идет об общественно-экономической системе, чтобы убедиться в том, что предполагалась реформа, которая «усовершенствует планирование, самоуправление и рынок», а также создаст Самоуправляемую Польшу, опирающуюся на рабочее самоуправление, перестроит структуру государства на началах самоуправления. В 1981 году решения I съезда «Солидарности» были повсеместно доступным документом, сейчас никто их не знает и никто на них не ссылается.

Иначе говоря, рабочие Гданьска замышляли революцию во имя углубления социальной справедливости. Вероятно, о том же думали многие участники событий на киевском Майдане. Но получилось иное: революция произошла, но с иным социальным знаком, как и в Украине. Обычно революция может потерпеть поражение вследствие ее подавления или предательства. В Польше случилось и первое, и второе. Сначала она была подавлена, затем предана. Предали ее те, кто ныне представляют политическую элиту и говорят о своем «происхождении из «Солидарности». Свернув на путь реставрации капитализма, они пожертвовали интересами тех, кто привел их, в конечном счете, к власти.

Генеральная фальсификация

Марцин Ковалевский говорит: «Сегодня, занявшись генеральной фальсификацией характера и истории августа 1980 года, испытаний последующих лет, власти пытаются представить те события «народным антикоммунистическим выступлением», что однако совершенно не соответствует действительности». По его мнению, в 1980 – 1981 годах происходила «типичная рабочая революция».

Но после введения Войцехом Ярузельским в стране военного положения ситуация решительно изменилась. Массовое рабочее движение пошло на убыль. В результате с «Солидарностью» произошла основательная метаморфоза. На место массовых организаций пришли группы и маленькие структуры, в которых распространилось влияние католической церкви, правых консерваторов и либералов. Всех их объединял антикоммунизм, союз с Западом и реставрация капитализма.

Плоды реставрации

Адам МихникАдам Михник, в прошлом один из вождей «Солидарности», а ныне редактор «Газеты Выборчей» и большой друг украинского Президента, как-то сказал: «Из истории мы уяснили, что те, кто начинает со штурма Бастилии, заканчивают тем, что создают свои собственные Бастилии».

Последовавшие после 1989 года в Польше преобразования, которые до сих пор преподносятся на Западе как образец новой модели революции (исключительно мирной), привели к появлению в стране «новой Бастилии». Наличие множества формальных свобод не могут заслонить того факта, что Польша – беднейшая страна ЕС. Она обладает самым низким размером национального дохода в душевом выражении в пересчете по нынешнему курсу евро – 21% того, что приходится на среднестатистического жителя Евросоюза.

Экономическая ситуация в стране с каждым днем обостряется. Объем промышленного производства упал до уровня 80-х годов, а сельскохозяйственного – до уровня 50-х годов XX века. Деградировали государственные железные дороги и автобусное сообщение. Одновременно Польша открыла границы для товаров иностранных концернов. Появился рынок импортных автомобилей, одежды, предметов домашнего обихода. Все большим становится импорт продукции, ранее производившейся польскими предприятиями.

Кризис в аграрном секторе привел к сокращению поголовья скота, свиней, почти полной ликвидации овцеводства. В среднем падение производства в деревне составило 40% по сравнению с 1988 годом. Одновременно Польша получает дотации и часто продукты с просроченным хранением из Западной Европы. После вступления Польши в ЕС у крестьян появились миражи в отношении доплат из фондов Союза. Однако мелкие хозяйства, которые не в состоянии соблюсти многочисленные стандарты ЕС, выпадают из этой системы. Ситуация обостряется тем, что с ростом безработицы в городах примерно миллион бывших рабочих вернулись в деревню. Но хозяйства в 1 – 5 гектаров не в состоянии содержать эту огромную армию обедневших людей. Поэтому в деревне растет безработица. При этом, в результате перепроизводства в аграрном секторе ЕС, в Польше пустует около 2 млн. гектаров плодородной земли.

Словом, от трансформации, ключевую роль в которой довелось сыграть «Солидарности», выиграли буржуазия и работники аппарата управления, живущие за счет госбюджета и органов местного самоуправления. Главными проигравшими являются рабочий класс, бедное крестьянство и работающая интеллигенция.

Между Европой и США

Во внешней политике Польша балансирует между США и ЕС. В Варшаве считают, что присутствие США в Европе и деятельность НАТО являются гарантией от гегемонии Германии и закрепляют необратимость перемен в самой Польше.

На деле же Польша оказалась под политическим, экономическим и военным контролем США, НАТО, государств ЕС, особенно Германии. Появился еврокорпус НАТО, в котором польские вооруженные силы имеют свою долю. В 1999 году Польша официально стала членом Альянса. С другой стороны, Польша старалась войти в структуры ЕС, что случилось 1 апреля 2004 года. В результате этих процессов Польша не только потеряла экономический и финансовый суверенитет, но и оказалась под протекторатом США и руководимого ими НАТО, а также попала в политическую зависимость от ЕС.

Отражением этого состояния стало активное участие в «войне в заливе» в 1991 году, против Югославии в 1999 году, в Афганистане в 2001 году, а также против Ирака в 2003 году и участие в оккупации Ирака под официальным лозунгом «исполнения стабилизационной миссии». Польская зарубежная политика в отношении Ирака критически оценена партнерами по ЕС, например, Германией и Францией, что мешает реализации ее интересов в Европе. Такую политику Польши некоторые эксперты называют «сидением на баррикаде»: занятая позиция является невыгодной и опасной для долговременных интересов Польши на международной арене.

Вхождение в НАТО, кстати, обошлось Польше недешево. Это украинский министр иностранных дел Б. Тарасюк уверяет, мол, плати в год за членство $40 млн., и все будет хорошо. Полякам пришлось срочно закупить две эскадрильи истребителей Ф-16. Совсем «дешево», надо сказать, – всего лишь за $7,5 млрд.

Польша правеет

Вскоре в Польше грядут парламентские и президентские выборы. Бездарное правление Союза Левых Демократов (СЛД), являющихся по своей природе, несмотря на «громкое название», откровенными неолибералами чикагского разлива, привело к тому, что в ходе избирательной кампании с впечатляющим отрывом лидируют крайне правые консервативные и националистические партии, которые получат большинство в сейме. Последние опросы населения показывают, что Гражданская Платформа, Право и Справедливость, Самооборона и Лига Польских Семей могут получить в совокупности 56% голосов, тогда как СЛД может рассчитывать на 4%, отколовшаяся в начале года от СЛД Социал-демократия Польская – 4%, Польская Народная Партия (аналог нашей партии Владимира Литвина) – 4%.

Судя по всему, польские граждане, устав от СЛД и оказавшись в плену социальной демагогии правых, вновь проиграют, как проиграли они в 1989 году, пойдя на поводу у потерявшей социальные идеалы трудящихся «Солидарности».

«Солидарность» отдельно, апельсины отдельно

Украинский Президент В. Ющенко, выступая в среду, 31 августа, в Гданьске, посчитал нужным «примазаться» к «Солидарности», заявив, что ее идеалы созвучны идеалам киевского Майдана. Однако если проводить параллели, то окажется, что между польскими профсоюзными лидерами и вождями Майдана мало общего. Начать хотя бы с кажущихся мелочей. Сын электрика Леха Валенсы в то время не ездил на «подарке друга» в 507 лошадиных сил и вообще не катался, как сыр в масле, на средства неизвестного происхождения. Да и сам Валенса не скрывал своих доходов, чего нельзя с полной уверенностью сказать о Викторе Андреевиче. Штаб «Солидарности» не состоял из бывших министров, премьер-министров и иже с ними, работавших при «старом режиме».

Наивно предполагать, что сам В. Ющенко не осознает этой разницы. Тем не менее, и он, и его идеологи уже давно набиваются в родственники польской «Солидарности». Они чувствуют, что земля уходит из-под их ног. Все революции пожирают своих детей, и «оранжевая» не будет исключением. Дело, однако, еще печальнее: дети-то – незаконные, хотя и будут «сожраны». Плодами буржуазной по социальному смыслу революции с первой ее минуты и по сей день пользуется бюрократия. Именно ее интересы представляют В. Ющенко, Ю. Тимошенко и все, без исключения, их назначенцы.

Вот Виктор Андреевич и стремится втиснуть себя в ряд, где ему по определению не может быть места: Гавел, Валенса, Желев, Ландсбергис... Перечисленные деятели уничтожали коммунизм в своих странах. К моменту, когда В. Ющенко оказался у власти, искоренение коммунизма в Украине зашло уже так далеко, что его «друзья по оружию», социалисты, чтобы чувствовать себя более комфортно, кинулись возрождать некоторые его элементы.

Были денечки славныеБыло бы наивным считать участие Л. Валенсы и А. Квасьневского в «оранжевых событиях» исключительно актом доброй воли. Не секрет, что у Польши есть свои интересы в Украине, претворения в жизнь которых первая и ожидает от команды майданных вождей. Идеалы «Солидарности», как показало время, так и не были воплощены в жизнь. Может статься, что спустя несколько лет именно в этом и будет заключаться параллель между польскими и украинскими «освободителями».
Виталий Дзюба
Петр Домский