Новый праздник города Глупова
06.09.2005 12:45
...отрывок из знаменитого произведения Салтыкова-Щедрина «История одного города». Там приводятся краткие биографии градоначальников сего занимательного места. В том числе и такая: «Перехват-Залихватский, Архистратиг Стратилатович, майор… Въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки».

Конечно, время заставило всех последователей пресловутого «майора» значительно модифицировать весь этот «джентльменский набор». «Науки» ныне не «топорно» «упраздняются», а всего лишь «приспосабливаются» к нуждам «заказчиков». Например, социология в совсем недавние времена усилиями любителей цитрусовых тонов и их «пиара» практически заменила результатами своих опросов результаты законного народного волеизъявления. Причем, по странной случайности, эти «социологические опросы» совпали с заранее анонсированными «помаранчевыми» прогнозами об исходе выборов. «Победитель» которых был объявлен в телеобращении самого же претендента еще за сутки до голосования.

После «честной победы» новому «квази-упразднению» подверглись юриспруденция и экономика. В трогательном единстве усилий назначенных новой властью «кураторов» каждого из направлений.

«Правоохранители» занялись разработкой новой ррреволюционной «юриспруденции», основанной на принципах такой же ррреволюционной «целесообразности». Когда с самого «верха» доводится «разнарядка на посадку». Группы «бандитов», «сепаратистов», «казнокрадов», «виновных в нецелевом использовании госсредств» и прочих нехороших товарищей. Повод же объявляется прежде всего экономический: если «вернуть государству все наворованное» - наступит настоящий рай. Даже суммы приводятся - недавно «обер-полицмейстер» назвал цифру в «16 с половиной миллиардов». То, что подавляющее большинство наспех состряпанных дел разваливается еще до суда - мало кого смущает. Главное - потрафить вкусам тех, кто все время хочет кого-то «сажать», для улучшения экономической жизни. А как же иначе - ведь если дать время народу задуматься, он довольно быстро поймет, что настоящее ухудшение жизни идет от неограниченного ничем популизма и вопиющего непрофессионализма.

Так, только снижение валютных экспортных поступлений за полгода в результате непродуманной ревальвации гривны составило ни много ни мало - 2 с лишним миллиарда «вечнозеленых» - больше 10 миллиардов гривен. Идет невосполнимое «проедание» того, что было накоплено предшественниками, под громогласные заверения о наступающем «экономическом чуде». Что ж, падение темпов роста производства с 14-ти прошлогодних процентов до нынешних 4-х, с перспективой снижения до целых 2-х, и впрямь можно назвать «экономическим чудом».

Теперь понятно, почему «гимназии сжигать» не пришлось. Если будущие «специалисты» будут изучать нынешнюю практику в качестве «нормы» - особой разницы в уровне подготовки специалиста «дипломированного» и «недипломированного» попросту не будет.

Но есть в «триаде» великого классика пункт, который так и не подвергся изменению за прошедшие века. А именно - традиция «въезжать в город на белом коне». Символа появления победителей в ЗАХВАЧЕННОМ городе. Нет, в начале «новой помаранчевой эры» это было бы как раз понятно. Говорил же нынешний «главкум» (по совместительству - секретарь СНБО) на «майданном» телемарафоне: «Судьбу выборов будут решать не в Донецке и Луганске».

А неистовая «буревестница революции» добавляла о желании еще и обнести нежелательный регион «колючей проволокой». «Коронуй» торжествующий «народ» президента прямо тогда, начихав даже на формальное соблюдение Конституции и Законов, - «белый конь» в ознаменовании «победы» фаворита северо-западной части страны над юго-восточной был бы вполне к месту. Но ведь потом «революционному процессу» таки пытались придать видимость какой-то «законности». Ну там суд созвали, который и принял «бесстрастное решение» под доносившиеся с улицы дружные крики «ганьба!» из уст многотысячной толпы. Потом под те же крики и попытки прорыва в здание Верховной Рады парламент столь же «свободно» принял изменения в законодательство. Законная власть капитулировала, более пассивные, чем «пассионарии», «контрреволюционеры» были этой капитуляцией просто деморализованы (а пенсионеров-инвалидов еще и откровенно не допустили на «третий тур») - и дело было сделано. Сделано формально вполне законно - после чего «законно избранный» президент и вступил в должность, поклявшись на той же Конституции, что и его предшественник.

Но видно, где-то в глубине души у победителя засела мысль: «Ну как то все слишком буднично прошло. Неинтересно. Лучше бы на «белом коне»… Не помогли повышению настроения даже безграничные возможности волюнтаризма по принципу «горе побежденным» в кадровых, юридических, экономических, культурных и прочих вопросах. По сравнению с которым иной самый революционный «беспредел» выглядел бы просто образцом законности.

Реванш за слишком обыденную зимнюю инаугурацию был взят через 7 месяцев - на праздновании Дня Независимости. Первым впечатлением от сего действа было «громадье» оранжевых флагов, среди которых скрывались, как «бедные родственники», сине-желтые государственные. Речь главы государства изобиловала угрозами дальнейших «кадровых чисток» с обещанием «найти вместо плохих чиновников новые высокопрофессиональные кадры». Где возьмутся эти самые «новые высокопрофессиональные» - можно только догадываться. Неужто они и вправду где-то в «глубоком подполье» дожидаются «часа Х»? Когда на государственные должности или иссякнет очередь «кумов, сватов и братов» властей имущих, или же этих «родных человечков» все-таки решат поменять за полный дилетантизм? Или, выражаясь словами мультика о «Трех псах-мушкетерах», эта власть на неимением «лучших» намерена взять «лучших из худших»?

Но подобные рассуждения вряд ли занимали участников мероприятия, исполненных революционного победного восторга. Для полного апофеоза которого, пожалуй, не хватало лишь торжественного марша под барабанный бой «сводного революционного полка» с бросанием «трофейных» бело-голубых знамен к подножию президентской трибуны - на манер «парада Победы» 1945-го.

Так чествование праздника, который, в общем-то, является общегосударственным, превратилось в еще один заурядный «помаранчевый» митинг. Проведенный, правда, на этот раз уже на деньги не «спонсоров», а из «общего кармана» - государственной казны. В которую, кстати, платят налоги и те граждане, «победу» над которыми и отмечали де-факто на Майдане 24 августа. Неудивительно, что большинство лидеров политических партий, а также оба бывших президента не стали участвовать в этом узкопартийном действе.

Но это отнюдь не охладило страсти определенных особ к «белым лошадям». Чуть позже в интервью «первое лицо» призналось, что неплохо бы сделать «День помаранчевой революции» общегосударственным праздником. Тем самым, наконец-то, было официально признано - свой приход к власти ощущается этим самым «лицом» не как победа, пусть и весьма оригинальная, на выборах, а именно как «революция». Которая, если абстрагироваться от неких «благих намерений» (которые можно найти всегда), есть «насильственное ниспровержение существующего строя». Языком УК - «мятеж». Конечно, по словам поэта «мятеж - он, в случае удачи, немножко называется иначе». Но «удача» - дама капризная, может когда-нибудь и отвернуться…

Что ж, пока «банк сорван» - можно и «побанковать». Хотя можно предположить, что в ближайшее время новый судьбоносный праздник так и не установят. И даже не потому, что все больше помаранчевых «союзников» в парламенте начинают «глядеть в сторону». Ввиду катастрофических «ляпов» новой власти и не менее катастрофического снижения ее рейтинга (уровень поддержки правительства снизился с 49-ти майских процентов до 31-го августовских). Просто очень трудно определить точную дату этой «революции». То ли считать ее началом «первый выход» на Майдан, то ли самочинную «президентскую присягу»? То ли «пропомаранчевое» решение Верховного Суда, то ли совершенно абсурдный «третий тур»? Или на манер «дня взятия Бастилии» отметить день, когда науськиваемые «железной леди» «революционеры» чуть не устроили погром в высшем органе законодательной власти? А может, праздновать «присягу» настоящую? Хотя нет, это уже вроде и не «революционное событие» вовсе, а занудно-неромантичное «возвращение в правовое поле» - чего его отмечать?

Так, за «спорами о дате» может минуть и несколько месяцев. А потом, после мартовских выборов, не исключено, что придется увековечивать уже другую дату. И уже другим победителям. Потому что, хотя «великий кормчий» Мао Цзедун и говорил: «Винтовка рождает власть», другой не менее великий государственный муж Наполеон Бонапарт отмечал: «На штыках можно ПРИЙТИ к власти, но СИДЕТЬ на них неудобно - колется». И триумфальный «въезд на белом коне» уже никогда не будет востребован. Потому что еще со времен Древнего Рима уважающими себя полководцами было не принято устраивать себе «триумф» за победу в гражданском конфликте…