Стоп машина?
14.09.2005 15:26
…либо политреформа в руках конкурентов похоронит его самого как всесильного руководителя государства, а возможно, и политика. Судьи КСУ вынесли вердикт, которым признали отвечающим статьям 157 и 158 основного закона страны законопроект «О внесении изменений в Конституцию Украины» за номером 3207-1. Таким образом, политреформа может вступить в силу еще до 1 января 2006 года, и Украина станет парламентско-президентским государством.

«Шановні друзі!»

Ответ Президента не заставил себя долго ждать. Не критикуя политреформу, он заявил, что согласно соцопросам две трети граждан не осведомлены с содержанием и заданием политреформы и поэтому не поддерживают ее проведение. Поэтому, по его мнению, каждое изменение в Конституцию должно пройти путь открытой «дискуссии и полемики в обществе».

В положительное для политреформы решение Конституционного суда многие не верили, и на то были веские причины. Основная среди них – практически открытое недовольство будущими изменениями Конституции со стороны В. Ющенко. Высказывать его он начал еще задолго до Майдана, называя политреформу не иначе как кознями «режима», а его фракция «Наша Украина» вместе с БЮТ активно противодействовала первому чтению законопроекта в Верховной Раде, блокируя трибуну, трубя в дудки и поливая спикера водичкой. Оно и понятно: стремившийся к власти В. Ющенко совершенно не имел никакого желания делиться этой властью с парламентом.

И только в неспокойные дни Майдана «оранжевые» таки согласились поддержать «законопроект 3207». С одной стороны, этого требовал их союзник Александр Мороз, а с другой, это было одним из условий процесса мирной передачи власти – вкупе с политреформой был проголосован закон, вносивший изменения в избирательный процесс. Голосовать за изменения в Конституцию отказалась только фракция БЮТ.

Однако к весне в стане победителей зазвучали голоса, ставящие под сомнение необходимость претворения политреформы в жизнь. Аргументация была проста и до боли цинична – дескать, раз у власти находится самый «народный» за всю историю Украины Президент, то какой смысл урезать его полномочия? Экс-госсекретарь А. Зинченко даже предложил провести по этому поводу референдум, то бишь повторить путь экс-президента Л. Кучмы.

Затем высказался и сам В. Ющенко, предложивший вынести дальнейшую судьбу политреформы на всеукраинский референдум. Мотивация была, как это всегда водится у властей предержащих, самая благородная – узнать мнение народа и в дальнейшем размахивать этим мнением как аргументом. Идея шефа тут же очень понравилась министру юстиции Роману Зварычу, который даже заявил о готовности созвать инициативную группу для сбора подписей.

Это можно было бы расценивать как признаки долгожданного торжества демократии – наконец-то власть начала советоваться с народом, если бы не подозрение, что «это ж-ж-ж неспроста». Ведь власть в Украине традиционно к референдумам относится с опаской и отваживалась проводить их всего лишь дважды, да и то будучи уверенной в положительном для себя результате.

Причем Виктор Андреевич со своей командой не исключение. Все прошлые годы партии и политики, с 2002 года объединившиеся в «Нашу Украину», были активными противниками референдумов по вопросам языка, о необходимости которых все время говорили коммунисты. Или, говоря о том, что вопросы вступления Украины в НАТО и ЕС хорошо бы вынести на всенародное одобрение, В. Ющенко с горечью добавлял, что делать это пока рано. Мол, народ еще не просвещен обо всех прелестях членства в евроатлантическом военном блоке и может проголосовать неправильно.

То есть, в отличие от своих коллег из Европы, Виктор Андреевич отнюдь не склонен узнавать и выполнять волю народа. Из его высказываний можно предположить, что он более расположен склонить народ к собственным взглядам – и только затем формально провести референдум, чтобы «освятить» этим свои планы, сделав их неподвластными критике со стороны оппонентов. Ведь тогда можно будет любому закрыть рот фразой «шановний, вы що, проти волі народу?».

Итак, вопрос о дальнейшей судьбе политической реформы В. Ющенко хотел вынести на всенародное обсуждение. Но вряд ли для ее скорейшей окончательной ратификации. Это можно сделать и без всякого референдума, силами депутатов Верховной Рады. Достаточно было бы Президенту прийти в парламент, положить руку на сердце, произнести свое волшебное «шановні друзі» – и попросить поторопиться с демократизацией власти.

Исходя из обратного, нетрудно догадаться, что Виктор Андреевич хотел бы получить от народа твердое «нет» политической реформе. И причиной этого, надо полагать, было то, что более убедительно и гораздо легитимнее отвергнуть ее «гласом народа», чем «зарезать» в Конституционном суде, в котором он, видимо, был не уверен и, как оказалось, не зря.

Видимо, это сразу же поняли давние сторонники украинского парламентаризма – социалисты. Народный депутат Иван Бокий, в частности, заявил, что отказ от политреформы превратит Украину в азиатскую страну «с просвещенным монархом во главе», очевидно, имея в виду возможность превращения Виктора Андреевича в «Украин-баши». Александр Мороз был еще резче – и предрек в этом случае новую «оранжевую революцию».

Впрочем, вряд ли В. Ющенко убоялся откола довольно скромной по численности и влиянию СПУ или протеста пребывающей в растерянности «синей» оппозиции. Главная причина находилась, что называется, по правую руку.

«Царь горы»

В прошлом, когда ребятишки не просиживали сутками в залах компьютерных игр, у них была такая игра – «царь горы». Кто столкнет всех с вершины снежной или песчаной кучи, тот и «царь». Игра незамысловатая, но очень точно отражающая социальные особенности мира взрослых.

В Украине, согласно Конституции, таким «царем горы» является Президент. По ней же, столкнуть его с вершины власти можно на следующих выборах в 2008 году (в особом случае – путем импичмента). В желающих сделать это недостатка не будет, можно быть уверенным. Причем не только среди нынешней оппозиции. В рядах «оранжевой коалиции» было много желающих замахнуться на руководство державой, однако наибольшие шансы были и есть только у одного человека, чей рейтинг, согласно ряду опросов, превышал рейтинг В. Ющенко: это экс-премьер Ю. Тимошенко.

В 2004 году стать Президентом Юлия Владимировна не могла потому, что предвыборная стратегия «оранжевых» была рассчитана конкретно на В. Ющенко. Ему в течение нескольких лет создавали имидж, под него Запад выделял финансы на неправительственные организации, именно его Запад поддерживал политически. Наконец, целый ряд партий и отдельных политиков ставил именно на В. Ющенко, составляя его личную «гвардию» и рассчитывая, в случае победы, стать правящей элитой. И они отнюдь не хотели менять своего Мессию на Ю. Тимошенко, у которой имелась личная гвардейская команда, чтобы получить статус «союзников».

Ну а так как разброд и ссоры в предвыборный период означал бы поражение, то Юлия Владимировна благоразумно согласилась не выставлять свою кандидатуру и довольствоваться постом премьера. Это было все же лучше, чем быть одним из лидеров оппозиции, да еще и в розыске!

Но после Майдана ситуация несколько изменилась. Во-первых, как только «оранжевая» коалиция пришла к власти, в ней начался естественный процесс борьбы за кресла и сферы влияния между составляющими ее командами. Во-вторых, до выборов эту коалицию скрепляла борьба против достаточно сильного противника в лице старой власти. Теперь она сама стала властью, а ряды «бело-синей» оппозиции были ослаблены вначале дезертирством многих депутатов, чиновников и бизнесменов, а затем арестами тех, кто не сдался. Поэтому у многих «оранжевых» возникла мысль, что к власти они пришли чуть ли не на всегда и теперь можно без опаски заняться внутренними интригами.

Надо полагать, что Тимошенко с самого начала прекрасно представляла, как шатко ее положение в качестве премьер-министра. Вроде бы и второе лицо в государстве, и своя день ото дня растущая фракция в парламенте, и рейтинг отличный, но достаточно Президенту подмахнуть указ – и «украинская Жанна д’Арк» отправится в опалу. Что, собственно, он и проделал.

Причем это не только потеря одной из самых «хлебных» должностей. Это и утрата возможности едва ли не ежедневно появляться в СМИ. А это Юлии Владимировне нужно позарез – для роста своего рейтинга к будущим парламентским выборам. Поскольку от количества мест, набранных БЮТ, напрямую зависело будущее «железной леди».

Все очень просто: большая фракция в парламенте плюс союзники – и набираются 226 голосов, необходимые для утверждения Юлии Владимировны премьером. Причем обладающим расширенными полномочиями, на которого уже не будет прикрикивать Президент.

В свою очередь В. Ющенко видел пирамиду власти в Украине как всю ту же «гору», «царем» которой является он сам. И его долгие призывы «давайте жить дружно» и планы единой «оранжевой коалиции» на парламентских выборах ставили одну цель – остаться на вершине вместе с ближайшим окружением, которое, возможно, еще более, чем он, заинтересовано в сильной президентской власти во главе с кумом… пардон, с Виктором Андреевичем.

Не исключено, впрочем, что Петр Порошенко в душе тоже был не против политреформы – при условии, что премьером избрали бы его. Возможно даже, что это было одной из целей создания коалиции НСНУ – НПУ (в планах). Тогда понятно, почему так скептически относились к идее этой коалиции былые союзники «Нашей Украины».

«Уходя – гасите всех!»

Покуда Тимошенко была премьером, она благоразумно не высказывала свое положительное отношение к политреформе. Однако теперь Леди Ю. прямо заявляет о своих планах: выиграть парламентские выборы и возглавить правительство. Рейтинг у нее довольно хороший – она набрала очки даже на своих провальных экономических экспериментах. Да, бизнес остался ею недоволен – но бизнесменов в Украине от силы 5% (считая рыночных торговцев), а вот пролетариата и крестьянства на порядок больше, и они охотно верят в заговор украинских, американских и российских капиталистов во главе с П. Порошенко против «народного премьера». Тем более что на ее стороне будет и «глашатай правды» А. Зинченко, которого пока сложно заподозрить в нелюбви к Юлии Владимировне.

Конечно, блок при любых раскладах не получит свыше половины мест в Раде. Поэтому Ю. Тимошенко, комментируя свое отношение к политреформе, отметила, что «если вдруг так сложится, что нам нескольких голосов не хватит, нам, конечно же, придется с кем-нибудь блокироваться».

Эти «несколько голосов» она рассчитывает получить от УНП, ПРП и, возможно, НРУ – «раскольников», которые выделились из «Нашей Украины» и пока уверяют, что пойдут на выборы самостоятельно. Плюс к этому нелишне будет вспомнить, что у Юлии Владимировны есть такой хороший знакомый еще по временам акций «Украина без Кучмы», как Сан Саныч Мороз, чья партия, судя по рейтингам, тоже будет обладать в парламенте «несколькими голосами». Возможно даже, что у них существуют собственные планы постреформенного распределения власти. Например, А. Мороз мог бы претендовать на место спикера и пару-тройку дополнительных министерских портфелей для своей партии.

Что же до остальных необходимых голосов, то в Раде существует несколько десятков депутатов, с которыми можно «договориться» практически о чем угодно, а также смекалистые «перекати-поле», с радостью поддерживающие любую реальную силу.

Понятно, что Президенту и его команде политреформа с такими перспективами нужна еще меньше, чем раньше, поскольку неизвестно, какой из будущих полномочных премьеров страшнее – кто-то из «синих» или горящая желанием мести Юлия Владимировна. А времени до 2006 года, когда политреформа должна вступить в силу, остается все меньше.

В отчаянных метаниях у команды В. Ющенко, похоже, родилось несколько новых идей. Во-первых, с каждым часом становится ясно, что власть решила Юлию Владимировну «топить», обрушивая на нее ведра компромата с целью снижения ее рейтинга. Во-вторых, под предлогом формирования правительства «спасения», Президент попытался заручиться поддержкой у лидеров парламентских фракций.

Казалось бы, что тут особого? Страна докатилась до такой ручки (зафиксирован отрицательный рост ВВП), что впору бросать политические раздоры и срочно латать протекающую крышу. Однако лидер СДПУ (о) Виктор Медведчук, ссылаясь на слова экс-вице-премьера Н. Томенко, заявил, что власть разворачивает сценарий отмены политреформы. Все очень просто – в обмен на министерские портфели В. Ющенко может попросить фракции «завалить» политреформу в парламенте. Или хотя бы затянуть ее введение в действие до последнего. По его словам, после того, как представителями парламентских групп и фракций была подписана Декларация единения и сотрудничества, Верховная Рада получила хорошую возможность «посмотреть на тему политреформы без давления и манипуляций».

Однако на чашу весов в пользу политреформы ложатся не только СДПУ (о) и КПУ, которых попросту не пригласили на встречу Президента с руководителями фракций, но и отказавшиеся подписывать декларацию БЮТ, «Единая Украина» и (что удивительно) «Реформы и порядок». Судя по всему, последние, «слиняв» из «Нашей Украины», делают ставку на Ю. Тимошенко. Во всяком случае, несколько ключевых фигур «рипки» – Н. Томенко, С. Терехин – до сих пор были вполне лояльны к новоиспеченной оппозиционерке.

Следует также помнить, что давним и принципиальным сторонником политреформы остается А. Мороз. Лидер лояльной спикеру фракции «Вперед, Украина!» И. Шаров заявил, что их объединение будет выступать за введение политреформы в действие с 1 октября нынешнего года. Наконец, лидер Партии регионов В. Янукович также в своем заявлении призвал к ее немедленному запуску.

При таком раскладе голосов «Нашей Украины», даже при гипотетическом содействии «народников» В. Литвина, будет явно недостаточно, чтобы «засыпать» политреформу.