Сезон охоты на спикера закрыт. Или отложен?
21.09.2005 17:30
...спокойно спать его завистникам. А поэтому они нет-нет да и норовят припудрить ее черной пылью компромата.

Григорий Омельченко - отчаянный следопыт и верная рука Юлии Тимошенко – во вторник, 20 сентября, сподобился наконец обнародовать результаты возглавляемой им комиссии по расследованию обстоятельств гибели Гонгадзе. И среди фамилий прочих фигурантов этого запутанного дела, которых отставной «особист» подозревает в злодействе, отдельной и красной строкой был упомянут председатель Верховной Рады.

Впрочем, назвать оглашение «черного списка» большим откровением нельзя при всем желании. За все три года существования комиссии добытая ею «конфиденциальная и сверхсекретная» информация неоднократно «сливалась» по всякому удобному поводу. Что, впрочем, неудивительно: главной доказательной базой для парламентских сыскарей служили знаменитые «пленки Мельниченко», в которых ковырялись многие люди и с разными целями.

Не в первый раз публично упоминался и Литвин, в те далекие годы, когда заваривалась знаменитая каша с исчезновением журналиста, еще скромно трудившийся на посту главы Администрации Президента Украины. И понятное дело, что его голос никак не мог отсутствовать в «фонотеке» блудного майора, раз уж там, по слухам, нашлось место голосам таких майданных столпов, как Порошенко, Зинченко и даже, страшно сказать, самого Ющенко!

Не далее как этой весной по СМИ гуляла уж совсем экзотическая версия участия Владимира Михайловича в тех далеких событиях. Дескать Литвин, ревнуя Гонгадзе к главреду «Украинской правды» Алене Притуле, «заказал» убийцам в погонах более счастливого соперника. Но, вопреки нынешней увлеченности украинцев «мыльными операми», этот сюжет как-то не вызвал особого ажиотажа.

Насколько долговечнее окажется новая попытка пробудить нездоровый интерес публики к персоне главы парламента, пока судить сложно. По мнению директора Киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаила Погребинского, недостатка в желающих компрометировать стремительно набирающего политический вес Литвина не наблюдается. И в первую очередь в этом заинтересованы те, кому он угрожает своим политическим будущим. В этой ситуации политолог отметил опережающий шаг самого спикера, который фактически выбил оружие из рук противников, самолично предложив огласить результаты деятельности комиссии, чтобы эта тема не педалировалась ближе к выборам.

Как считает директор украинского филиала Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Малинкович, рассказ председателя комиссии Григория Омельченко о причастности Литвина к организации убийства журналиста является не более чем версией. «Присутствие Литвина при том разговоре и те замечания, которые он делает, свидетельствуют о том, что есть какая-то причина для недовольства власти, но нигде нет даже малейшего указания на то, что Литвин провоцирует убийство Гонгадзе. Это, мягко выражаясь, интерпретация, версия, а выдавать версию за реальность не стоит».

Политолог убежден, что пока нет никакой уверенности в том, что «пленки Мельниченко» не были смонтированы из фрагментов разного времени записи с целью провоцирования обострения политической ситуации в Украине. «Никто, конечно, арестовать Литвина не может на основании того, что сказал Омельченко, а вот подпортить ему имидж могут», - уверен политолог.

Усматривает в поведении Григория Омельченко попытку «засветиться» в предвыборный период заместитель директора Института информационного общества Алексей Голобуцкий: «Цель выступления Омельченко не совсем ясна – разве что воспроизвести уровень гражданской протестной активности образца осени 2004 года и воспользоваться им для возвращения в парламент в 2006 году».

Весьма прохладную, если не отстраненную реакцию спикера на заявленные с трибуны Верховной Рады обвинения в его адрес политолог объясняет тем, что Литвин сегодня старается позиционировать себя, свою партию и свой блок «гаванью спокойствия» для той части электората (и, как во всяком нормальном обществе, она составляет большинство), что ищет в политике государства компромисса и стабильности. А поэтому даже не пытается ввязаться в бой с оппонентами, попросту игнорируя их.

Политолог уверен, что вряд ли будет интересной эта тема и для оппозиции «первого набора», у которой сейчас есть более соблазнительная, лёгкая и выгодная цель: Президент с серьёзно ослабленными позициями и экс-премьер, лишённая мощного оружия в виде СБУ. Особо рьяным праведникам из пропрезидентского и бывшего пропремьерского лагеря топить Литвина также нет резона – могут ещё пригодиться, во-первых, ресурсы, требующиеся для организации серьёзного противостояния, а во-вторых, сам Литвин в качестве союзника, если не партнёра.

Так что Владимир Михайлович, чья парламентская фракция на сегодняшний день стала третьей по численности, оставив позади "Нашу Украину" и БЮТ, вроде как может и расслабиться. Пар выпущен, стрелы супротивников не достигли своей цели, а комиссия неутомимого Омельченко прекратила свое существование.

Другой вопрос: стоит ли совсем уж безоглядно терять бдительность? Стахановские темпы построения «третьей силы» во главе с маститым спикером не могут не раздражать многих.

Особенно если учесть, что их чудо-юдо-блок под названием «Народный союз «Наша Украина» вызывает все больше сомнений в его жизнеспособности и блестящих перспективах. Да и, наконец, конституционному Гаранту, совсем недавно разве что в буквальном смысле не оплеванному в стенах парламента, тоже ничто человеческое не чуждо. И уж тем более – неприязнь к чужим успехам, особенно заметным на фоне собственных неудач.

Так что материалы расследования, ушедшие в Генпрокуратуру прямо в умелые руки Святослава Пискуна, еще могут доставить Литвину малоприятные хлопоты. Да и Тимошенко, не без основания подозревающая улыбчивого Владимира Михайловича в содействии ее катапультированию из премьерского кресла и тесной дружбе с Пинчуком и Порошенко, надо думать, ближе к финальной части выборов не раз обратится к прошлому вождя парламентариев.

А кто сказал, что быть хорошим – легко?..