Ударим меморандумом по согласию!
23.09.2005 14:57
…лишний раз доказали, что Виктору Ющенко по-прежнему лучше всего удается роль ледокола, нежели объединителя нации. Раскалывать на куски общество, политикум, вносить раздор и раздрай у него получается куда успешнее строительства и созидания.

То, что после «раздела имущества» между Ющенко и Тимошенко от памятника «Единый Майдан» остался разве что облезлый постамент, украшенный неприличными надписями, - это уже почти история. Самая «свежатинка» - подписание «Меморандума о взаимопонимании между властью и оппозицией» (этакого «пакта о ненападении») между главными фигурантами последней президентской гонки. Жизнь – она тем и хороша, что богата на сюрпризы. И один из них - встреча двух непримиримых противников (не сказать – врагов), чего совсем недавно не могли себе представить «болельщики» ни одного из них.

О том, почему Президент согласился на это, мнение у многих политиков, аналитиков и простых граждан оказалось единым: он был вынужден это сделать. После того «парафина» с первой попыткой утверждения в парламенте кандидатуры Юрия Еханурова повторение позора грозило низвести проценты народной популярности Гаранта до уровня даже не плинтуса, а кафеля. После чего избирательный блок «Народный союз “Наша Украина”», и без того уже не претендующий на победное шествие в Верховную Раду, и подавно бы проникал туда ползком, рискуя оцарапать филейную часть о проходной барьер. Что в свете скорой реализации столь малоприятной для Президента вещи, как политреформа, грозит ему неприятностями такого формата, в сравнении с которыми сегодняшние нелады с Юлией Владимировной – мелкие брызги.

Другой вопрос – мотивы, побудившие главное лицо сегодняшней оппозиции - Виктора Януковича - согласиться если не на мир, то на перемирие, подписав этот меморандум. Уж ему-то, казалось бы, чем больше неприятностей при дворе нынешнего Президента Украины, тем лучше. Партия Регионов, не замеченная в особой протестной активности, набирала очки как раз на противопоставлении в глазах электората прошлой стабильности в государстве с нынешним бардаком.

Союз неестественный, но не безобразный

Подписание меморандума и последовавшее сразу же за этим положительное голосование фракции «Регионы Украины» по кандидатуре Еханурова вызвало достаточно неровную реакцию в рядах других оппозиционных сил.

Некоторые, как, к примеру, лидер Прогрессивно-социалистической партии Украины Наталья Витренко, усмотрели в этом защиту «регионалами» собственных капиталов. Коммунист Леонид Грач предположил, что на этот шаг Януковича подтолкнуло желание сохранить единство фракции. Как известно, предыдущее голосование показало наличие в ее рядах сторонников прохождения Еханурова, а воспитательное изгнание из «Регионов Украины» двух «соглашателей», при очень возможном повторении этой процедуры (если бы опять кто-то «дрогнул»), грозило уже целостности фракционных рядов.

Мнение эсдеков по этому поводу сдержанно-негативное. Фракция СДПУ(о), решив следовать классическим канонам оппозиционности, оба раза не дала президентскому кандидату ни одного голоса. И на их взгляд, решение Януковича пойти «на мировую» выглядит неестественно (Михаил Добкин) и никоим образом не является фактом единения и консолидации украинской нации (Владимир Заец). Более дипломатично выразился глава партии Виктор Медведчук, сказав, что не хочет давать категоричных оценок, верит в то, что «регионалы» и эсдэки останутся политическими партнерами, но возможность создания их единого предвыборного блока сегодня является малореальной.

Представитель нейтральной стороны - народный депутат Дмитрий Святаш (фракция «Народная партия») - не стал портить уже устоявшееся мнение о соратниках Литвина как о главных политических «миротворцах». А поэтому выразил надежду на то, что меморандум «должен не позволить Президенту проводить политические репрессии», одновременно отметив похвальную для Ющенко «готовность идти на компромисс и выслушивать предложения разных сторон».

«С Майдана – геть!»

Что касается политических сил, находившихся во время президентских выборов по другую сторону баррикад от сторонников Януковича, то и здесь единодушия мыслей не наблюдается.

Руководитель пропрезидентской фракции "Наша Украина" Николай Мартыненко вполне закономерно назвал подписантов меморандума политиками с большой буквы, сумевшими побороть собственные амбиции, переступив «через элементы прошлого ради будущего страны».

Лидер Украинской народной партии Юрий Костенко, так тот вообще усмотрел в участии "Регионов Украины" в переговорах с Президентом и последующим подписанием согласительных документов стремление «регионалов» поменять оппозиционные окопы на «нишу поддержки программы Ющенко» (наверное, как только таковая сыщется в природе).

Но не все «революционеры» были столь благостны. Так, Николай Томенко - верный соратник почти опальной ныне Тимошенко, считает, что отныне действующая власть наглухо отделила себя от настоящих «майдановцев». «Сначала этот неестественный, на первый взгляд, союз выглядел как ситуативный, но после подписания меморандума и голосования за премьера стало понятно, что в команде Президента произошла системная политическая ротация», - убежден отставной вице-премьер.

А Сергей Соболев, на днях отстраненный от исполнения обязанностей постоянного представителя Президента Украины в Верховной Раде, и вовсе фактически обвинил одного из подписантов в двурушничестве, а другого в партизанщине, заявив, что «в этом кризисе надо договариваться c теми, кто был рядом на Майдане, а не с теми, кто стрелял нам в спину».

«Так было надо!»

Понимая всю значимость и неоднозначность сделанного их вождем шага, не стали отмалчиваться и представители самой Партии регионов. Народный депутат Виталий Хомутынник сообщил журналистам, что партия остается в оппозиции и ни в коем случае не претендует на места ни в правительстве, ни в каком-либо другом из органов государственной власти. А подписанный меморандум – лишь основной элемент договоренности по вопросу голосования за кандидатуру Еханурова: «Мы не хотим, чтобы наше голосование принималось обществом как шаг к формированию парламентского большинства».

Раиса Богатырева назвала решение возглавляемой ею фракции «РУ» все же поддержать кандидатуру Юрия Еханурова поиском компромисса: «Этим мы не подыгрываем власти, так как наша позиция в отношении власти остается неизменной. Но для нас превыше всего остаются народ и страна».

Ну а чуть позже Виктор Янукович сам объяснил свой поступок. По его мнению, подписание меморандума стало необходимым в силу опасной близости политического кризиса, грозящего Украине непредсказуемыми последствиями. Подробно перечислил Янукович и те пункты документа, которые, на его взгляд, определяют его ценность. Это – признание недопустимости политических репрессий, восстановление на работе около 20-ти тысяч незаконно уволенных специалистов, подтверждение неизбежности политреформы, прозрачное формирование правительства представителями всех фракций на основах обособления власти от бизнеса и ускоренное принятие Законов Украины «О Кабинете министров», «О Президенте Украины», «О гарантиях прав собственности» и т.д.

По его мнению, подписание меморандума - свидетельство того, что лидеры и власти, и оппозиции способны ставить интересы государства и народа над собственными амбициями, давними обидами и взаимными претензиями.

Кто слаб, тот виноват

Политологи, в отличие от политиков, были менее эмоциональны. В частности, директор Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский констатировал, что Ющенко, столкнувшись с расколом собственной команды и убедившись в отсутствии способов исправить эту ситуацию, был вынужден «вести политическую игру не в формате войны на уничтожение или жесткого противостояния, а в формате сотрудничества, пусть даже с оппозицией, пусть даже с оппонентами». При этом Погребинский уверен в ситуативности подобного сближения и отрицает возможность его продолжения.

Не видит точек для дальнейшего соприкосновения между Ющенко и Януковичем и директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев. На его взгляд, подписанный ими документ является не декларацией о сотрудничестве, а «меморандумом о ненападении», где зафиксированы гарантии от политических репрессий.

А вот политолог Дмитрий Выдрин считает, что подписание меморандума свидетельствует о силе Януковича и слабости Ющенко: «Когда власть не может провести ничего без оппозиции, даже утвердить премьер-министра, это говорит о том, что у власти нет большинства в законодательном органе и власть не контролирует исполнительный орган».

Мир, труд, март?

Желание Виктора Януковича, а равно и большого числа его ближайших соратников, «легализоваться», вернувшись в большую украинскую политику, вполне понятно и объяснимо. Как и стремление относительно спокойно вести свою предвыборную кампанию – без «участия» в ней Луценко и Пискуна, не особо брезгующих способами выполнения поставленных «сверху» задач.

Янукович, лишенный возможности заниматься привычным делом – менеджментом, явно тяготится ролью оппозиционера-изгнанника. Что тоже, в принципе, логично: человек почти никогда не бывает одинаково успешен в двух совершенно разных ипостасях: менеджера и революционера. Это правило, кстати, подтвердило и недолгое премьерство Юлии Владимировны, преуспевавшей на революционном поприще, но потерпевшей полное фиаско при попытке перенести отработанные на площадях методы руководства в Кабмин.

Вполне возможно, что именно это, а также намерение не дать до конца разрушить то, что нарабатывалось его командой, и попытка хоть как-то защитить своих симпатиков, испытывающих сегодня на себе всю сомнительную прелесть утверждения «Горе побежденным!», и подвигли Януковича на переговоры с Ющенко.

Другой вопрос – насколько оправдан этот компромисс? И даже, в первую очередь, не с точки зрения самых верных сторонников «бело-синего» лагеря, которые могут не понять такой примиренческой позиции своего вождя. Более «спокойную» часть его электората вполне устраивает «мирное» возвращение Януковича – тем паче, что оно выглядит уступкой Ющенко. Кстати, увеличивается число думающих также и среди украинцев, голосовавших за нынешнего Президента – и, что самое показательное, в регионах Западной Украины.

Но насколько вообще можно доверять готовности Президента Ющенко держать данное им слово и соблюдать подписанные соглашения? И где гарантии, что на этот раз, почувствовав, что опасность отступила, он не пойдет на попятную, аннулировав все ранее достигнутые договоренности?

Янукович обещает пристальное наблюдение за их выполнением и подчеркивает, что нарушение хотя бы одного пункта подписанного меморандума недопустимо. Что дает ему такую уверенность – пока неясно, ибо надежных механизмов (вроде толп на Майдане) в его распоряжении нет.

Однако можно припомнить, что в Киев, после отставки Тимошенко и начала кризиса, он прилетел из Москвы - той самой, куда теперь, в преддверии зимы и неясной ситуации с энергоносителями, будут весьма регулярно кататься министры нового КМУ. А также то, что первый вице-спикер российской Госдумы Любовь Слиска, комментируя события в Украине, сказала, что в свете грядущей политреформы куда злободневнее другой вопрос - кто будет следующим главой правительства, добавив, что «лучшим премьером был бы Виктор Янукович».

Сопоставив эти два факта, можно предположить, что сегодня лидер Партии регионов, всерьез претендующей на значительное количество мест в новом парламенте, имеет весомые аргументы, способные убедить Президента быть аккуратным со своими обещаниями. Насколько эти аргументы окажутся действенными – мы, думается, увидим совсем скоро.