А у нас отняли газ. Это раз...
28.09.2005 14:50
…цен на этот стратегический вид топлива горят синим пламенем. На днях «Газпром» на ближайшие пять лет вперед законтрактовал все мощности газотранспортной системы Узбекистана. А это значит, что все вдохновенные рассказы главы «Нефтегаза Украины» Алексея Ивченко про увеличение объемов закупки природного газа в Туркмении в ответ на российское недружелюбие и корысть – пустой звук.

Нет газа – нет проблем?

В то время как всеобщий интерес прикован к формированию нового украинского Кабмина, без внимания остался более важный вопрос: как этот Кабмин будет выводить страну из экономического кризиса?

Впрочем, это и не удивительно. Настоящий «жареный петух» Украину еще не клюнул, только лишь прокукарекал. Еще ярко светит теплое сентябрьское солнышко, нет перебоев с электричеством, есть кое-какие деньги в казне, дымят домны. Спад же ВВП заметен пока только на бумаге и аукнется материально не раньше первых заморозков. Поэтому так хорошо, не думая о плохом завтра, рассуждать сегодня о чем-то хорошем: о глубоком смысле перехода Кинаха из кресла вице-премьера на пост секретаря СНБО или о тайных причинах «переезда» в Киев Виктора Балоги и т.п.

Да что там – даже Президент Ющенко, который по долгу службы просто обязан знать и понимать ситуацию в стране, еще недавно ласково улыбался Юлии Тимошенко и ставил ей «пять с плюсом», а та бодро докладывала народу о своих небывалых успехах (что, впрочем, продолжает делать и сейчас). И только вот недавно, скрепя сердце, Виктор Андреевич признался, что не все спокойно в «украинском королевстве».

Тем не менее, оптимист-романтик постоянно перебарывает в нем прагматика-реалиста: на днях Ющенко заявил, что проблем ни с нефтью, ни с газом у Украины не будет. На что сразу же хочется заметить, что, наверное, он имел в виду «нет газа – нет и проблем». Поскольку факты свидетельствуют пока что об обратном: Украине реально угрожает дефицит газа, а возможно, и нефти.

Невероятно? Отнюдь. Дело в том, что собственной добычи этих энергоносителей Украине недостаточно, чтобы покрыть все насущные потребности. Казалось бы, в чем проблема – рядом есть Россия, есть Кавказ и Каспий с их богатыми нефтегазовыми залежами, покупай сколько душе угодно, только деньги плати! Но в том-то и дело, что денег нет. Точнее, пока что они еще есть, однако если платить за газ и бензин по мировым ценам, то они сразу кончатся.

Вся загвоздка в рентабельности украинской экономики. Германия может себе позволить покупать газ по 200 долларов за тысячу кубометров и при этом иметь пусть небольшой, но все же рост. США могут себе позволить покупать нефть по 65 - 70 долларов и тоже иметь какой-никакой рост. Украинские же предприятия при цене на газ еще в 140 долларов будут уже иметь нулевую рентабельность. При более высокой – работать в убыток, даже если прекратят платить рабочим зарплату. Однако мы понимаем, что в убыток никто работать не станет, а просто прекратит покупать дорогой газ, и за неимением иного остановит производство.

Та же ситуация в коммунальной сфере. Если поднять цены за отопление в несколько раз, то большая часть жильцов просто не сможет платить. Нет оплаты – нет возможности закупить газ для котельных. А много ли смогут залить в свой бак украинцы, когда цены на бензин и солярку превысят рубеж в 1 евро за литр? Причем если у цивильных граждан есть вариант пересесть на велосипеды или ходить пешком, то как быть с грузовым транспортом, без помощи которого даже хлеб в булочную не завезешь? Ведь бесконечно перекладывать расходы автоперевозки на конечную цену товара нельзя – кошелек потребителя не бездонен, а это значит, что сократятся продажи и, как результат, закроются многие магазины.

Таким образом, возникнет коллизия - вроде бы вот они, энергоносители, да только покупать их невыгодно. А ограниченное количество своих – если они будут дешевыми – на всех не хватит, отсюда и вероятность дефицита.

Но нынешняя власть даже то свое, что есть, использует крайне неэффективно (имеются в виду интересы государственные, а не частных компаний и сомнительных структур). Например, с помощью собственных 3,8 миллионов тонн нефти Украина могла бы значительно помочь дешевым топливом сельхозпроизводителям, которые сейчас находятся в полном отчаянии. Однако «чесна влада», похоже, на село «положила» с оранжевой ленточкой, предпочтя продавать эту нефть по «настоящей» цене. Причем еще неизвестно кому – своим НПЗ или европейским, где цена на «черное золото» выше.

А Украине тем временем грозит еще и хлебный кризис. Всеукраинская ассоциация пекарей заявила о дефиците продовольственного зерна (на конец сентября запасена только треть от необходимого годового минимума) и прогнозирует, что если не будут предприняты меры, то украинцам придется кушать хлеб из муки низкого качества «послевоенных времен».

Тем не менее, в колокол бьет пока что только оппозиция - коммунисты, прогрессивные социалисты. Серьезное заявление о возможности широкомасштабного энергетического кризиса сделала 27 сентября СДПУ(о). Однако власть продолжает делать вид, что все хорошо, и строить воздушные замки…

Вперед, в прошлое!

Впрочем, в политике принято сохранять хорошую мину при плохой игре. Поэтому было бы напрасно ожидать от Виктора Ющенко, что он, в рубище, позванивая веригами, обратится к народу со словами: «Простите меня, люди добрые!» Это касается и внешней политики: мчаться в Кремль с извинениями, мол, «погорячились, Буш попутал», было бы, может, и благородно, но уж очень унизительно для медалированного со всех сторон демократа.

Однако то, что Россия заявила о намерении перейти на рыночные отношения с Украиной в газовой сфере после того, как новая власть начала давить на российские нефтяные компании, выдавать проекты обходящих Россию трубопроводов и играть в перманентную «оранжевую революцию» - неоспоримый факт.

Утверждать, что это «происки москалей», которые таким образом желают задавить украинскую демократию, нет никаких причин. Напротив, Россия все эти годы исправно поставляла Украине энергоносители по льготной цене. На этом она несла некоторые убытки – но компенсировала их своим политическим влиянием на Украину и, частично, какими-то совместными производственными проектами. Как только Киев в 2005 году решил обрубить политическую связь с Москвой, у последней, естественно, тут же исчезла причина дотировать украинскую экономику дешевым газом.

Предложение «Газпрома» платить Украине за транзит газа деньгами по мировой цене, на первый взгляд, можно только приветствовать. Однако при этом устоит учесть, что туркменский газ, который Киев покупает у Ниязова, транспортируется по территории России. За что она получает право уже с Украины брать оплату за транзит «живыми» деньгами и по мировым же ценам. Понятно, что в этом случае конечная цена туркменского газа резко возрастает.

А из-за того, что дорогой импортный газ будет невыгодно покупать украинским предприятиям, теряется еще и такой доходный бизнес, как реэкспорт газа – на котором весьма неплохо все эти годы зарабатывали государственные и частные фирмы Украины. И еще неизвестно, кого больше обеспокоили планы «Газпрома» – украинских промышленников или реэкспортеров.

Как бы там ни было, выход из положения для украинской власти виделся только один – попытаться вернуться на прежние позиции. То есть уговорить Кремль отказаться от планов перехода на денежные расчеты по мировым ценам. Ну а самой, в свою очередь, отказаться от антироссийских прожектов и эмоций.

Для Украины это вопрос экономического и даже государственного выживания – ведь Запад не сможет содержать ее, как маленькую Грузию. И России тоже невыгоден коллапс Украины: зачем ей иметь на своих южных границах государство с 47 миллионами оголодавших граждан, являющееся потенциальным источником всевозможных неприятностей (от наплыва «заробитчан» или набегов на белгородские огороды до возможности начала гражданской войны)?

Трубу на газ не поменяем!

Конечно, пойти на мировую непросто. Россия при этом понесет только материальные убытки, недосчитавшись дополнительной прибыли. Размеры ее стабилизационного фонда позволили бы снабжать дешевым газом не то что Украину, но и всю Восточную Европу. А вот для многих «оранжевых» легче засунуть руку в костер, чем протянуть ее «москалям».

Но и этого было бы недостаточно – слишком уж часто Киев, сжав в кармане кукиш, поворачивался спиной к Москве. Так что кредит доверия давно исчерпан. К тому же Россия расценивает Кабмин Еханурова как временный. Весной в Украине пройдут парламентские выборы, может вступить в силу политреформа – и кто знает, в какую сторону она повернется опять. Поэтому неудивительно, что «Газпром» заговорил о гарантиях украинской дружбы: для начала в виде возобновления газотранспортного консорциума по управлению украинскими газопроводами. Проще говоря, требует в залог «трубу».

Вопрос этот серьезный, и думается, что его следовало бы спокойно обсудить на высоком уровне – хотя бы во время поездки Юрию Еханурова в Москву. Глядишь, и пришли бы к какому-то соглашению. Однако вместо этого из Киева раздались возгласы: «Не отдадим, не поступимся!».

Беззаветными защитниками украинского майна оказались глава «Нафтогаза Украины» Алексей Ивченко и министр топлива и энергетики Иван Плачков. Их позиция состоит в том, что Украина в состоянии сама управлять собственными газотранспортными магистралями, а консорциум ей нужен для создания новых проектов. Собственно, они повторили позицию самого Ющенко, который, говоря недавно о консорциуме, подчеркнул, что газопроводы являются собственностью Украины, а совместно управлять можно только проектами.

Реакция России не замедлилась. «Превращение консорциума в СП по строительству труб в Украине не соответствует ни первоначальным целям предприятия, ни интересам “Газпрома”», - сообщил источник компании. Таким образом, «Газпром» довольно четко обозначил, что его интересует не развитие украинских магистралей, а контроль над ними.

Можно было бы снова говорить о кознях Москвы, однако давайте рассудим. Расширять или реставрировать украинские газовые магистрали, которые будут под полным контролем Киева, у «Газпрома» действительно нет причин. А зачем? Чтобы своими же руками (или деньгами) поднять на ноги того, кто недавно грозился перекрыть транзит российского газа в Европу, не говоря о традиции «тырить» газ? Да плюс к этому еще и снабжать Украину газом по льготным ценам. Вполне логично, что «Газпром» на предложение «Нафтогаза» не согласится.

В итоге результат будущих переговоров повис в воздухе. А тут еще начали подливать масла в огонь озорники из «Нафтогаза» и Минтоплива. Иван Плачков уверенно заявил, что украинская сторона будет настаивать на сохранении старых цен на газ. А уверенность свою он аргументировал тем, что «заинтересованность России в прокачке порядка 112 млрд. кубометров метров газа в Европу подтверждает то, что этот вопрос будет решен». То есть по сути Киев снова начал шантажировать «Газпром» некими проблемами с транзитом, которые могут возникнуть в случае неуступчивости россиян.

Экспертами уже не раз было отмечено, что хотя при прежней власти энергетической отраслью Украины занимались «люди Кучмы», они, по крайней мере, были профессиональны и умели вести переговоры. Теперь же в руководстве «Нафтогаза» и Минтоплива царит дух Майдана – с сопутствующими ему скандалами, прожектерством и бахвальством.

Такие заявления могут только затянуть подписание газового договора между Украиной и Россией, содержание которого можно спрогнозировать не со слов господина Плачкова, а исходя из реальных интересов двух стран: Украина не выживет без дешевого газа, а Россия не отдаст его просто так. Когда придут к соглашению и в какой степени эти интересы будут в нем учтены – зависит от доброй воли сторон. Но можно сказать уверенно, что на стороне России важный союзник – время. Она успешно проживет и год, и два, и пять без всякого консорциума. А вот дотянет ли Украина без газа хотя бы до весны?

Семь бед – один ответ

Собственно, вопрос «трубы» для Украины сугубо политический. Как в свое время политическим был вопрос об украинских НПЗ. Тогда тоже много говорили, что продавать их нельзя, но ситуация вынудила. Причем проданы они были как раз во время премьерства Ющенко – как теперь выясняется, большого патриота и борца с «имперскими амбициями» Москвы.

С огромной вероятностью можно предположить, что украинская газотранспортная система рано или поздно тоже пойдет с молотка, потому что все к тому идет. Свою позицию транзитной державы, диктующей условия России и Европе, Украина практически утратила. Скорее всего, нынешняя власть это понимает, но только не хочет, чтобы «труба» досталась одной только России, и ждет также покупателя из Европы (но не хочет проводить эту резонансную сделку до парламентских выборов).

На всем этом фоне у Юрия Еханурова хорошие перспективы решить проблему с газом – нужно только остудить пыл ура-патриотов, до которых еще не дошло, видимо, осознание грядущей катастрофы. Гораздо сложнее будет решить другие вопросы - в частности, с нефтью. Цена на нее от политической воли Кремля почти не зависит – она растет по всему миру, а российские нефтяные компании, в основном, руководствуются собственными интересами. Поэтому, как обуздать цены на заправках, уверенно ползущие к европейским, вряд ли знает и сам Ехануров. Можно только предположить, что административные меры он применять не решится, помня опыт своей предшественницы. А для рыночного регулирования у Кабмина нет возможностей.

Зато проблему зернового кризиса можно будет удачно решить вместе с газовым – то есть снова занять хлеба у России, как это уже было в 2003 году. В принципе, россияне не должны возражать, но, надо полагать, что все же предложат предварительно подписать газовый договор. Кстати, это дает им еще один козырь на переговорах: мол, «мы вам и газ, и зерно в нагрузку, а вы трубу зажали». И опять же, Украине деваться некуда – без белой муки экономика не погибнет, но народ уж точно возропщет.

На этом список главных проблем украинской экономике пока что завершается. Будет ли он закрыт или продолжен до бесконечности, во многом зависит от результата поездки Еханурова в Москву. Но не от него самого, а от украинской власти в целом – будет ли она продолжать стоять в позе или вовремя прочувствует и оценит масштаб грядущей катастрофы…