Камо грядеши, СПУ?
26.05.2004 08:55
Вернее, пользуясь случаем, опять ввела в состояние нервного напряжения всех потенциальных соратников видимой неопределенностью своих планов…

На данный момент тактика СПУ довольно туманна. Активные лево-правые телодвижения Александра Мороза в зазоре между правооппозиционной двойкой и условным альянсом КПУ и центристов трудно окрестить глаголом «мечется». «Лавирует» - это было бы, пожалуй, точнее.

Охота на Мороза

Еще несколько месяцев назад перспектива того, что Мороз «сблокируется» на период президентских выборов с Ющенко и Тимошенко, выглядела вполне реальной. Однако политреформа вбила между потенциальными союзниками клин. Александр Александрович после неудавшегося голосования за реформу прямым текстом заявил, что, дескать, если до президентских выборов политреформы не будет, социалисты выдвинут кандидата на высший пост страны самостоятельно.

Юлия Тимошенко после этих заявлений Мороза объявила на него «охоту». Правда, каким образом Леди Ю. намерена возвращать Сан Саныча в оппозиционную семью, она толком так и не рассказала. Одним словом, «вернись, мы все простим».

Александр Александрович же призывы дамы просто проигнорировал. А дабы правые не расслаблялись, член фракции Николай Рудьковский в запале с парламентской трибуны заявил, что, дескать, социалисты войдут в предвыборный блок с Тимошенко только если последняя съездит в Сан-Франциско, даст показания по делу Лазаренко и вернется из-за океана без наручников.

В то же время и ставить точку в отношениях с правыми Александр Мороз, судя по всему, вовсе не намерен. Во время рассмотрения в парламенте мукачевских выборов социалисты ретиво поддержали «Нашу Украину». Распространили соответствующее заявление, поругали «преступную власть» - одним словом, сделали все, что нужно.

Левее, левее, еще левее!

Довольно любопытно складываются отношения социалистов и с коммунистами. Тишь да гладь между левыми царила лишь в ходе реализации той самой политреформы.

Зато потом Петр Симоненко в одном из интервью сделал «туше» Александру Александровичу, бодро заявив, что половина Соцпартии-де «сдала Мороза» и начала работать на лидера «Нашей Украины» Виктора Ющенко. По словам лидера КПУ, часть членов фракции СПУ обратились после первого голосования за политреформу 24 декабря 2003 г. к рядовым коммунистам с призывом переизбрать руководство Компартии.

Социалисты это, конечно, так не оставили. Главный «глашатай» СПУ Юрий Луценко заявил, что все сказанное Петром Николаевичем – это сплошная неправда, и посоветовал ему не переоценивать роль КПУ в истории СПУ. «Понимая чувство горечи, которое переживает Симоненко из-за явной ненужности его услуг для Администрации Президента Украины и России в ходе следующих президентских выборов, я бы посоветовал ему больше отдыхать на недавно полученной от антинародного режима госдаче», – заявил Луценко.

Все эти обмены любезностями можно было бы списать на принцип «милые бранятся – только тешатся». Ведь взаимные выпады происходили на фоне разговоров о возможном выдвижении единого кандидата на выборах от СПУ и КПУ. Но, тем не менее, о возможном расколе в стане социалистов вдруг заговорили с завидным упорством.

И действительно, слишком уж смелый «шпагат» между двумя противоборствующими лагерями вызывает резонные опасения – хватит ли седалища?.. Существует мнение, что одна часть СПУ таки тяготеет к союзу с коммунистами, а то и шире – к лево-центристскому альянсу против «американского кандидата». Другая, радикально-оппозиционная, вроде бы как не мыслит иного будущего, как в братском содружестве с «Нашей Украиной» и БЮТ.

Но насколько к столь своеобразному политическому организму, как Социалистическая партия, вообще применим термин «раскол»?

Говорим «Мороз», подразумеваем…

За почти 13-летнюю историю СПУ Александру Морозу удалось сколотить небольшой, но очень устойчивый «кооперативчик» по сбору политических дивидендов. Во фракции социалистов уже давно не осталось случайных людей. Костяк фракции СПУ, кроме самого Мороза, составляет «узкий круг» верных соратников, прошедших вместе с Морозом политический «Крым и Рим».

Иосифа Винского в СПУ традиционно считают «серым кардиналом». Он тянет на себе основной воз организационной работы, а также является негласным главным «кассиром» партии. Внутри самой СПУ отношение к Винскому неоднозначное. Тем не менее, он, по сути, является первым замом Мороза. И Александр Александрович как-то заявил, что, если Иосиф Викентьевич уйдет из партии, он уйдет тоже (а кто ж останется?).

Юрий Луценко – такая себе социалистическая «птица-говорун». Он является одновременно одним из первых лиц фракции социалистов и личным пресс-секретарем Мороза. Свою верность Морозу Юрий Витальевич доказал во время прошлых президентских выборов и кассетного скандала, после чего попал в пятерку списка. В последнее время Ю. Луценко стал сдержаннее в речах, однако делает все, дабы СПУ не спадала с информационного потока.

Валентина Семенюк также «сняла сливки» с кассетного скандала. Ее палатка одной из первых появилась на Крещатике во время тогдашнего противостояния власти и оппозиции. И ее, получившую милицейской дубинской по голове, посещал в больничной палате с букетом сам «демон украинской политики» – Виктор Медведчук.

Довольно влиятелен в СПУ и Виталий Шибко, считающийся близким к лидеру человеком. В партии он главный по международным контактам, что в свете стремления СПУ стать членом Социнтерна автоматически добавляет ему внутрипартийного веса.

Николай Рудьковский в последнее время стал едва ли не самым активным в стане социалистов законотворцем. Среди прочего, он приложил руку и к одобренному Верховной Радой законопроекту о пропорциональной системе выборов в парламент. Кроме того, Николай Николаевич прошел вместе с Морозом через «горнило революции» «Украина без Кучмы». Именно на квартире тогда еще помощника Мороза Николая Рудьковского правоохранители искали знаменитые пленки Мельниченко. А это, знаете ли, сплачивает. Как сплачивает нынешний костяк партии и вся ее история, которая напоминает сплошную борьбу с обстоятельствами.

Одним словом, такими людьми не разбрасываются. И, хоть и поговаривают, что Мороз в последнее время держит фракцию в ежовых рукавицах, дело, думается, совсем не в этом. Команда Мороза работает без сантиментов, четко и слажено. А этого из-под палки добиться практически невозможно.

Нынешняя СПУ создавалась методом проб и ошибок. Не так давно вот А. Мороз заявил, что в ближайшее время фракция СПУ может принять решение об исключении из своих рядов нескольких депутатов. Во фракции, по словам Александра Александровича, есть «кое-кто, кто голосует не так, как нужно».

… После долгого затишья, во вторник, 25 мая, социалисты скромно раструбили свой очередной тактический успех. Политсоветы Соцпартии и блока «Наша Украина» договорились о «непротиводействии и координации решений при принятии политической реформы». «Мы сошлись на том, чтобы не подставлять друг другу ногу», – сообщил на пресс-конференции в Чернигове Александр Мороз.

А Виктор Ющенко тем временем сообщил, что разработан проект соглашения между «нашими украинцами» и социалистами по поводу сотрудничества во время выборов Президента. В таком договоре «кандидата с кандидатом» многие разглядели тихие похороны надежд на единого кандидата от оппозиции.

Сегодня «стреляный воробей» Александр Мороз и его маленькая, но очень гордая фракция, несмотря ни на что, остаются одними из ключевых игроков в украинской политике. Поэтому все-таки очень интересно: камо грядеши, социалисты?..
Катерина Кудржинская