Тимошенко: два кольоры мои, два кольоры…
14.10.2005 07:28
…соединила синюю и оранжевую ленточку на манер государственного флага Украины - многим стало ясно, что началась новая эпоха в отечественной политике.

Технологические идеалы

Эпоха эта ознаменовалась тем, что, несмотря на риторические обвинения Ющенко сторонниками экс-премьера в «забвении идеалов Майдана», это «забвение» так же неизбежно, как выздоровление после болезни.

Тем более что пресловутые «идеалы Майдана» нигде официально не прописаны, и каждый из «помаранчевых идеологов» волен трактовать их, как ему наиболее удобно. К примеру, обер-полицмейстер Луценко считает, что «на Майдане народ объединился против предвыборных фальсификаций». При этом главный милиционер, видимо, всерьез уверовал, что на площади Независимости и вправду стояли в равных пропорциях представители и Запада и Востока Украины. И на то, куда повернет страна после удачного протеста против «фальсификаций» - в ЕС или ЕЭП, НАТО или СНГ, им было в высшей степени наплевать.

Но куда более откровенно, с намеком на цинизм, высказался другой экс-«силовик» - Александр Турчинов: «Майдан - это всего лишь технология». Что ж, ближайший соратник Тимошенко, может, сам того не зная, блестяще выразил основное понимание истинной сути «помаранчевой революции» своей патронессой. А суть эта, в понимании Леди Ю., как показали дальнейшие события, и вправду практически полностью лишена идеологии, поскольку замкнута на одну-единственную личность - ее, любимой. В принципе, это было ясно еще зимой, когда «правая рука» Президента, горе-админ-реформатор Роман Безсмертный, не без основания предчувствуя дальнейшие события, сразу после инаугурации попытался побыстрее отправить собравшихся на Майдане людей домой. Впрочем, это у него получилось слабо, отчего г-жа Тимошенко и была названа «в сердцах» «шантажисткой» и «авантюристкой». Шантаж увенчался успехом - и вскоре, под ренессанс казачье-вечевого «любо-любо!», «заклятая подруга» Безсмертного и стала премьер-министром Украины. Хотя, по ее же собственным словам, «Ющенко уже подписал Указ о назначении главой правительства Порошенко, но не рискнул огласить его перед собравшимися демонстрантами».

«Париж стоит мессы»

Дальнейшие события показали, что на самом деле подобное «вождистское» понимание «сути идеологии Майдана», когда целью власти становится только власть любой ценой, в той или иной мере присуще всем без исключения «помаранчевым» деятелям. Стоило им переругаться после памятных откровений Зинченко, Турчинова, самой Тимошенко - и былые «принципы» были если не полностью забыты, то «положены под сукно» до лучших времен. Сначала Ющенко, под угрозой лишения реальной власти (то ли «мягко» - через «аппаратный переворот» «освобождения от окружения»; то ли жестко - через импичмент) бросился искать поддержку у оппозиции.

Нельзя сказать, что неэффективно - подписание «Меморандума о согласии» и последующее голосование фракции «Регионы Украины» за доверие Кабинету Еханурова спасла Президента от серьезного политического поражения, чреватого не менее серьезными неприятностями. Но «сверхзадачей» свершившегося противоестественного и поэтому очень непрочного союза стала попытка радикального «помаранчевого» деятеля представить себя в роли некого «отца нации», одинаково относящегося и к своим сторонникам, и к противникам.

Впрочем, речь идет именно о роли и непрочности союза - поскольку Виктор Андреевич так и не излечился от неистребимой привычки «держать фигу в кармане» по отношению к вновь обретенным друзьям. Достаточно вспомнить обстоятельства подписания им, наконец, многострадального Закона о неприкосновенности депутатов местных советов, одного из пунктов «Меморандума». Сначала почти месячное ожидание, потом вымученная подпись под угрозой Януковича разорвать соглашение. И сразу же - обращение в Конституционный суд за экспертизой, с надеждой «загрести жар чужими руками»: «и невинность соблюсти, и капитал приобрести», если суд признает этот Закон «неконституционным». Но это так, к слову. А мимикрия под «миротворца» у главного «оранжиста» получилась вполне на уровне - так что в ней до сих пор разобрались даже не все его противники, мнящие, что такого деятеля можно приручить.

Разумеется, оставить без ответа такой удачный ход бывшего шефа его экс-соратница никак не могла. Причем, видимо, памятуя о «двух ленточках» и необходимости угодить сразу и Западу и Востоку Украины, контратака повелась сразу в двух направлениях. Во-первых, радикалы на манер Томенко немедленно начали громкую кампанию против главы государства с обвинениями в «предательстве идеалов помаранчевой революции». С призывами организовать «второй Майдан» (благо, повод есть - годовщина помаранчевого действа) и прозрачными намеками на желание «разобраться с предателями».

А во-вторых, «ходом в ответ» стала блиц-поездка в Москву, где Леди Ю. устроили очень теплую встречу. Сразу сняли прежние обвинения в том, что Тимошенко в свое время нагрела российское Минобороны на кругленькую сумму. Дали выступить на придворной радиостанции «Эхо Москвы» и даже, как говорят, устроили встречу с Путиным. Конечно, россиян можно понять: тезис «враг моего врага - мой друг» может оказаться весьма эффективным. Так что поддержать все без исключения силы, которые хотят положить конец царствованию Ющенко, с намерением разобраться после, кто именно это сделал и кто займет его место - тоже один из методов. Хотя и не бесспорный.

Но при всем при этом оригинальнейшим образом выглядит сама «борец за чистоту революционных принципов». Приход к власти на основе почти «зоологической» русофобии (вспомним постоянное «кликушество» о «российских спецназовцах» в здании Администрации Кучмы), апеллирование к «европейским ценностям» - и вдруг заигрывание с теми, против кого раньше проводил «пятиминутки ненависти»…

Такое «сидение на двух стульях» - «визитная карточка» Юлии Владимировны. Даже в мелочах. Так, недавно состоявшаяся свадьба дочери Тимошенко и англичанина Шона Карра прошла по оригинальнейшему сценарию. Сначала было объявлено о намерении провести венчание в Киево-Печерской Лавре, наместник которой, владыка Павел, по словам самой «рабы Божьей Юлии» является ее «духовным отцом». Как видно, не без дальнего прицела - попытки заручиться поддержкой самой массовой и, главное, канонической Православной Церкви Московского Патриархата. Однако обряд был проведен в Выдубицком монастыре, относящемся к юрисдикции самозванного «Патриархата» Киевского, возглавляемлого «патриархом» Филаретом. Согласно каноническим нормам, причем любой из церквей, - это вопиющий скандал. Но, похоже, желание понравиться - на этот раз русофобски настроенным сторонникам - перевесило опасения потерять их в «восточном» электорате.

Идеология или мешанина

Можно ли считать вышеописанные примеры признаками какой-то органической «объединительной» идеологии? Вряд ли… Скорее это можно оценить как банальную «эклектику», «смешивание несмешиваемого». При этом - с откровенной недооценкой, чтобы не сказать презрением, к обеим сторонам потенциальных сторонников. Ну не идут люди на крайние меры, подобные Майдану, лишь в желании «иметь сытую жизнь». Разве что если уж совсем «житья нет», но в Украине пока до революционной ситуации в ленинском понимании дело еще не дошло. На площади - не только киевские - шли за принципы.

Дружить ли с теми, с кем целое тысячелетие делили радости и горести - или искать счастья там, где на тебя смотрят, в лучшем случае, как на докучливых «гастарбайтеров».

Обеспечить равные условия всем без исключения талантливым деятелям культуры - или защищать мерами государственного протекционизма бездарную «шароварщину», лишь бы она была на украинском языке.

Обеспечивать развитие свободы отдельных личностей в гармоничном соединении с сильным и социальным государством - или гробить его непрерывными реформами в направлении «дикого» либерализма образца 19-го века.

Похоже, что объединить подобные взгляды можно лишь на манер анекдота о том, как «скрестили ежа с ужом - и получили полтора метра колючей проволоки». А на деле «сидение на двух стульях» рано или поздно закончится неизбежным падением…