Все "чудеса" Беларуси
17.10.2005 17:35
…Беларуси и России, который за прошедшее десятилетие обсуждений пока так и не стал реальностью?

Братские взаимоотношения

Несмотря на некоторую закрытость белорусской экономики, она показывает высокие темпы. Рост инвестиций в промышленность в 2004 году составил 33% в Беларуси и 6,6% в России. Россия занимает более 57% от всего объема товарооборота Белоруссии. В 2004 г. товарооборот между Белоруссией и Российской Федерацией достиг $17,6 млрд. (+41,1% по отношению к 2003 г.).

Экспорт белорусской продукции составил $6,5 млрд. и вырос на 32,4%, импорт из России составил $11,1 млрд. при увеличении на 46,6%. Структура экспорта в Россию: машины и оборудование – 36,9%; продовольствие и сельхозсырье – 16,1%; продукция химпрома – 11,1%; продукция легкой промышленности и сырье для ее производства – 8,5%. Однако по результатам 1-го полугодия текущего года физический объем экспорта Беларуси в Россию снизился на 11,4%, импорта – на 13%, что привело к сокращению доли России в общем объеме экспорта на 11,6%.

Россия покупает в Белоруссии практически весь объем ее экспорта мяса и субпродуктов, а также около 97% сахара. Практически 100% российского импорта телевизоров и видеомониторов поступает из Беларуси, а также значительное количество тракторов и грузовиков. В Беларуси всего 5 предприятий дают треть всего роста, а около 40 предприятий обеспечивают 70% экспорта. И все эти предприятиями являются государственными. Единственный напрашивающийся вывод: росту Беларуси способствует Россия. Объективно говоря, когда рынок сбыта гарантирован, то нетрудно выглядеть умным и успешным.

Политический и экономический циклы в Беларуси жестко регулируются государством, тогда как в России преобладает олигархическая модель. Беларусь не зря опасается российских олигархов, которые могут скупить страну на корню, а приватизировать в ней есть что. А вот рынок в 10 млн. человек, да еще и с жестким госрегулированием, не будет сильно интересен для российских ФПГ, которым необходимы куда большие масштабы.

Кроме этого, белорусские предприятия сталкиваются с проблемой затоваривания складов и большим невозвратом экспортного НДС, что в среднесрочной перспективе негативно скажется на экономике.

В целом отношения стран далеко не безоблачные. В 2002 году наступил очередной кризис в формировании союза, и россияне прямым текстом говорили в духе «хватит нас доить». Несостоявшийся посол России в Беларуси Дмитрий Аяцков выдавал о внутренней политике Беларуси такие комментарии, что белорусы пришли в шок. В свою очередь, белорусы долго морочили голову россиянам в части контроля над «Белтрансгазом» (опять злополучный газ), за что им в прошлом году на сутки был перекрыт газовый вентиль, т.е. на примере Беларуси Россией был обкатан вариант газового шантажа. До 2004 года Беларусь получала российский газ по $28 за тыс. куб., тогда как в 2005 году – по $46,68 за тыс. куб.

В настоящее время Россия успешно дает кредиты (!) на покупку своего же газа (газовый долг Беларуси составляет более $100 млн.), а на базе «Белтрансгаза» стахановскими темпами создают СП с паритетными долями с участием «Газпрома». В свое время «Газпром» был готов купить «Белтрансгаз» за $1 млрд., тогда как белорусы оценивали свою газовую компанию в $4 – 5 млрд.

Союзные цепи

Беларусь и Россия давно строят союзное государство, и, судя по последним событиям, именно «цветные» революции заставили Лукашенко быть более сговорчивым. За последнее время у Беларуси были трения с Литвой, Польшей и даже недопонимания с Украиной, т.е. из всех единственной страной, с которой у нее сравнительно все «пучком», является Россия. По сути, внешнеполитический вектор Беларуси замыкается на России, т.е. у Беларуси не стоит вопрос прочих «интеграций». Сам Лукашенко отмечает среди друзей Китай, Индию и прочие географически удаленные страны.

Роль Беларуси в регионе достаточно невелика, просто ее политика раздражает многих ее соседей. Дружба с Россией – гарантия сохранения Александром Лукашенко своего поста, хотя Кремль подспудно опасается харизмы Лукашенко, и в этой связи у Союзного государства может не быть руководителя. ЕС, США и прочие «доброжелатели» проглотят Беларусь и не заметят, если оная не будет иметь поддержки России.

В нынешних же условиях союзный договор с Беларусью для России носит формальный характер. В рамках ЕЭП, ЕврАзЭС и прочих образований Россия предпочитает азиатское направление и имеет достаточно козырей, чтобы диктовать свои условия. Транзитный потенциал Беларуси существенно ниже украинского, но Россия не против иметь стабильность на своем западном направлении в отдельно взятом «генерал-губернаторстве».

Собственно, сам Минск неоднократно затягивал процесс объединения. Например, в свое время за отказ от «зайчиков» Москва, по предложению белорусов, должна была бы выплатить компенсацию почти в 3 млрд. долларов. Россия еще не окончательно отказалась от союза с Беларусью, однако на протяжении нескольких лет две страны не могут договориться относительно распределения должностей и о переходе РБ на российский рубль.

На данный момент многие условия для создания союза уже выполнены - Беларусь де-факто получила гарантии поставок энергоносителей по льготным ценам и обеспечивает текущее военное сотрудничество с Россией (совместные маневры и зенитно-радиоэлектронное прикрытие). К условиям введения российского рубля относятся создание ЕЭП и равных условий для субъектов хозяйствования обеих государств. Переход на российский рубль позитивно отразится на экономике Белоруссии, однако пути назад уже не будет. В свою очередь Александр Григорьевич ведет достаточно самостоятельную политику, и прогнозировать ход его мыслей до последнего времени было проблематично.

Где же наша хата?

Начавшиеся разговоры про объединение России с Казахстаном можно воспринимать двояко. Не объединившись с Белоруссией, Россия начала осваивать восточное направление. Даже если все пойдет как по маслу, раньше, чем через 5 лет, такого союза не будет, а в 2008 году в России президентские выборы. Казахскому президенту такой союз сегодня не особенно нужен – он собирается идти на выборы, и после победы будет еще 7 лет беспечно править.

Россия является для Беларуси своеобразной внешнеполитической «крышей», а проблем такого плана у Батьки хватает. Недавно в очередной раз европейские дипломаты предлагали проучить непослушного Лукашенко усилением уже не только визовых санкций, но и внедрением торговых, а также замораживанием зарубежных активов официальных лиц. В связи с тем, что у Лукашенко явно не наблюдается активов за рубежом, да и экономика страны не завязана на Европе, эти санкции – просто сотрясание воздуха.

Характер влияния союза Россия – Беларусь на Украину сложно оценить из-за того, что самого союза пока нет. Если с ситуацией влияния на Украину расширения ЕС все было более-менее понятно, то тут ничего не ясно. Более того, о последствиях нельзя говорить до тех пор, пока законодательно не будут утверждены все правила игры, а это произойдет никак не раньше 2008 года.

Украине более интересен рынок России, но последняя, по понятным причинам, ограничивает доступ украинских товаров на свой рынок (антидемпинговые расследования и ограничения по трубам, электродвигателям и кондитерским изделиям). Однозначным является то, что при союзе будут установлены единые правила доступа на рынки, но в данном случае членство в ВТО всех трех стран (даже Беларусь собирается в ВТО) ограничит возможности наступления для Украины негативных событий.

А пока Украине от возможного союза Россия – Беларусь ни холодно, ни жарко. И хотя она имеет неплохие шансы приобрести определенные экономические дивиденды, все будет зависеть от того, чем закончится бесконечная украинская трагикомедия со вступлением-невступлением в ЕЭП.