ЕЭП: что такое хорошо…
24.05.2004 18:25
Теперь, когда ялтинский саммит позади и под первым этапом формирования Единого экономического пространства подведена черта, России, Украине, Белоруссии и Казахстану предстоит до конца 2004 года подготовить пакет соглашений для формирования нормативно-правовой базы ЕЭП (по различным подсчетам, в него входит от 80 до 100 документов). Эту задачу на себя возьмет рабочая группа экспертов, труд которых будет оплачивать каждая страна в общей сумме $2 млн. Приоритетная группа документов будет рассмотрена на следующем саммите глав стран ЕЭП в середине сентября этого года в Астане. По мнению президента России, подписание этих документов должно завершиться максимум в 2006 году.

В свою очередь глава украинского государства отметил, что для наполнения ЕЭП реальным экономическим содержанием необходимо постепенно переходить от простых форм торговли к производственной кооперации и интеграции финансовых ресурсов, а также проявлять больше настойчивости в реализации совместных проектов. В этом смысле Украина делает ставки на работы по созданию транспортного самолета АН-70, сооружение казахстанско-российско-украинского предприятия по производству топлива для атомных станций и, конечно же, газотранспортный консорциум.

Надо принять во внимание неоднородность экономических потенциалов договаривающихся сторон. Иначе говоря, что хорошо одному, может вполне оказаться нехорошо или не очень хорошо другим (одному или нескольким). Например, положения основных законопроектов по ЕЭП предусматривают создание единых для всех государств торгово-тарифных норм, но к зоне свободной торговли некоторые российские отрасли (например, металлургическая и текстильная) оказались пока не готовы, и уже из России начали раздаваться голоса ряда производителей с просьбой «повременить».

Между тем Украина намерена форсировать создание зоны свободной торговли (ЗСТ) в ЕЭП без изъятий и ограничений. Украинский лидер определил его в качестве «первоочередной задачи в контексте формирования Единого экономического пространства». По словам Президента Украины Леонида Кучмы, согласование и подписание 13 соглашений, основополагающих для создания ЗСТ, вполне реально провести на протяжении первого квартала 2005-го года, сказал Президент.

Однако законодательное поле стран «четверки» по-прежнему остается неоднородным: помимо общих экономико-правовых норм, в каждой стране продолжают действовать нормы внутренние, однако при условии взаимного согласия остальных участников ЕЭП. Естественно, каждая сторона будет стремиться оговорить себе определенную свободу действий. Наконец, предстоит пройти процесс гармонизации национальных законодательств в бюджетной, налоговой и кредитно-финансовой сферах. А вот здесь придется поработать: даже если и удастся подписать все 100 документов по ЕЭП в начале 2005 года, гармонизация может затянуться на несколько лет. А ведь Украина еще провозглашает намерение адаптировать свое экономическое законодательство к действующему в Евросоюзе! Да и сами россияне признают, что основные работы по созданию механизмов функционирования ЕЭП продлятся не менее 3 - 4 лет.

С остальными членами «квартета» тоже не легче. Например, Казахстан в лице его президента продолжает декларировать необходимость создания ЕЭП «в кратчайшие сроки», при этом отмечая преимущества стран «четверки» при продвижении во Всемирную торговую организацию. При этом, когда дело доходит до реальных совместных проектов, лукавые степняки меняют свою позицию. Например, отказываются помочь братской Украине в наполнении нефтью трубопровода Одесса - Броды, хотя на словах и декларируют такую готовность. Но давно подмечено, что казахи обращаются к украинским партнерам только тогда, когда в России им не удается чего-то получить.

Беларусь тоже достаточно осторожно и сдержанно поддерживает ЕЭП – куда холоднее, чем год тому назад. Оно и понятно: официальный Минск пережил недавно газотранспортное противостояние с Москвой, очередной перенос сроков введения единой валюты и т.п., поэтому и занимает выжидательную позицию. А белорусский президент Александр Лукашенко неожиданно стал «интегратором», высказавшись за то, чтобы формирование ЕЭП осуществлялось с учетом норм и правил Всемирной торговой организации. Как будто Белоруссию не сегодня-завтра туда примут.

Россию же, судя по высказываниям на саммите президента России, интересуют «согласованная внешнеторговая политика, формирование общего таможенного тарифа, единой конкурентной среды, создание единого регулирующего органа». В этой ситуации Киев со своим видением «единоэкономического» проекта явно не вписывается в общий процесс. Первоочередная заинтересованность Украины в зоне свободной торговли практически торпедирует саму идею создания ЕЭП. Но, видимо, зона свободной торговли, дающая Украине «оперативный простор» для сбыта готовой продукции в остальные три страны, не устраивает остальных участников Соглашения по ЕЭП, поскольку чревата существенными потерями, особенно для россиян. Вот они и не уступают. Раздражает россиян и то, что Киев по-прежнему против создания в рамках «четверки» Таможенного союза, подобного тому, который существует в ЕврАзЭС.

Более того: ход переговоров в Ялте показал, что Украина может решать актуальные для нее проблемы и на двусторонней основе. Смогли же договориться Л. Кучма и белорусский лидер Александр Лукашенко об устранении торговых изъятий между Украиной и Белоруссией, в том числе по сахару.

Думается, экономическую политику ЕЭП во многом будет определять сырьевая направленность экономик России и Казахстана. То есть возможный долгосрочный сценарий развития Объединения региональной интеграции заключается в некоем частичном задействовании украинского и белорусского производственных потенциалов для обслуживания российской и казахстанской добывающих промышленностей. Об укреплении украинской (или белорусской) экономики в качестве самодостаточных, технологически развитых национальных комплексов в этом случае можно говорить с натяжкой.

А что из себя сегодня представляет российская экономика в условиях «управляемой демократии»? Жесткий контроль со стороны власти, одержимой, к тому же, идеей «собирания русских земель». И этой самой власти менее всего интересны проблемы других стран-участниц «единого экономического». Не секрет, что и сегодня российский капитал имеет достаточно сильные позиции в Украине. Но в случае обретения законодательной основы в виде ЕЭП в его московском видении мы получим ту самую «либеральную империю», идею которой озвучил небезызвестный Анатолий Чубайс в минувшем году. И тогда никто и ничто не будет ограничивать вечно недовольного «старшего брата» в его намерениях править «братьями меньшими».

Поэтому, думается, понятия «хорошо» и «плохо» для Москвы и Киева со временем будут все менее тождественны. А поскольку именно эти две страны являются ключевыми в ЕЭП, отношения между ними будут влиять и на весь «единоэкономический проект».