Вторичный рекламный продукт
09.11.2005 14:41
...образовался застой в плане новых (о качестве просто лучше умолчать) рекламных идей.



Губки бантиком, брови домиком

Вариант промоушна, когда на огромном формате изображалась физиономия господина X, рекламщики давно уже обозвали строками из учебника для советских первоклашек: «Хлопченя з розумними очима і з чолом високим та ясним». Пик популярности такой вид графики пережил в начале прошлого века, когда дядя Сэм и безымянный красноармеец смотрели в глаза реципиентам. В Украине с плакатов в избирателя пальцем не тыкали (пока), но за годы независимости бумажные прищуренные глаза и таинственная целлулоидная улыбка а-ля Джоконда, граждан страны уже порядочно утомила и вызывает у некоторых даже рвотные позывы.

Апогея «игра в гляделки» достигла в ходе последних президентских выборов, тогда же биг-борды превратились в биг-морды, а сходить по ветру на автостраде было почти невозможно – интимность процесса нарушал нарисованный взгляд какого-нибудь кандидата в президенты. Популярности смотрящему это, само собой, не добавляло.

Танцы на граблях окончательно стали украинским национальным видом спорта, и агитационная кампания (официально, кстати, еще не стартовавшая) подтверждает данный тезис. С календариков, листовок, плакатов, лайт-боксов, биг-бордов на Украину опять смотрят знакомые все лица. Продукция, «продвигающая» Юрия Костенко, вызывает грустную ухмылку (слоган лидера УНП использовали еще в начале 90-х годов прошлого века), агитация за Алексея Костусева и его «Союз» у сердобольных людей рождает желание набрать на телефоне 03.

Отдельного внимания заслуживает красивая женщина Инна Германовна Богословская. Название возглавляемой Богословской партии «Вече» сначала обыграли пиарщики – «Краще віч на віч, ніж око за око», а потом подключился глас народа – «вече» ассоциировали и со свечкой, и с овечкой, и даже со страшной аббревиатурой ВИЧ. Улыбка Инны Германовны от злопыхательств, к счастью, не померкла.

Оригинальность и ее производная

Полстолетия назад Аркадий Райкин открыл мировому обществу одесское ноу-хау – вчерашняя шутка, сегодня уже смешной не является. Так случилось и на рекламном рынке Украины осенью текущего года.

«Разбавить» паноптикум улыбающихся политиков, которые стремятся попасть в парламент, удалось Народному блоку Владимира Литвина. Спорить об эстетике и смысловой нагрузке ностальгических изображений колхозниц, спортсменов, летчиков, выступающих «бэк-вокалом» бирюзового овала с начертанным миротворческим «МЫ», не будем. Отметим лишь, что на фоне агитпроповской галереи портретов сильных мира сего, удручающей своей однообразностью и даже трафаретностью, это была эдакая чёрно-белая вспышка какого-никакого, а эксклюзива. Пусть наивного, вопиющего к временам, когда и снег был белее, и лысина меньше, но эксклюзива.

А когда литвиновские «агитки» стали привычным элементом столичного ландшафта, в процесс вступила «Наша Украина». Реклама блока, некогда возглавляемого действующим Президентом, тоже была безличностной, но в отличие от рубенсовских селянок «народников», подкову и восклицательный знак «ющенковцев» дополнили вполне урбанизированные «он» и «она». Ностальгию этюд в багровых тонах не вызывал, слоган «Це твій Київ!» возбуждал меньше, чем лаконичное «МЫ», но было в них что-то неуловимо общее.

Интуиция не подвела. По информации, которая сначала просочилась из одного из избирательных штабов, а после была дополнительно конкретизирована на совсем уж недавнем «светском рауте» - авторами и овального «МЫ», и банального креатива «Нашей Украины» были одни и те же люди. При помощи винных паров было установлено, что инициаторам и реализаторам идей после того, как к ним поступило предложение от команды Ющенко, пришлось минимально попотеть над работой для НСНУ.

Дальше следствие зашло в тупик – по одной из версий, идей у криэйторов не осталось, и они просто «адаптировали» под политику картинку, которую с успехом можно использовать для рекламы развлекательных заведений, агентств недвижимости, конфет и слабоалкогольных напитков. Согласно другой версии, заказчики исполнителей финансово не удовлетворили (или не до конца удовлетворили), и они ответили адекватно в стиле отечественного фольклора – «на тобі, небоже, що мені не гоже». Кто кого кинул в данном случае, остается загадкой. Вместе с тем, как отмечают знакомые психологи автора этих строк, НСНУ сформулировал неплохой фрейдистский посыл самому… Сан Санычу Омельченко. Мол, «Це твій Київ», но – наша Украина. Ну, прямо как у Островского: ничего, свои люди – сочтёмся…

Фактом является лишь то, что на улицах Киева теперь политическая реклама разного сорта фактически вытеснила рекламу обычную. И то ли еще будет, ведь пока полноценно не вступили в «биг-бордовую гонку» Блок Юлии Тимошенко и Партия регионов. Тем временем рекламщики тихо радуются – по самым скромным подсчетам, парламентская кампания станет причиной 40%-ого дефицита в сфере визуальных носителей. Аналогичные предварительные подсчеты для теле- и радиоэфира демонстрируют еще более устрашающие цифры. И почему-то в то, что агитпроп будет впредь более оригинальным, не верится.