Казахстан, зачем тебе Майдан?
18.11.2005 14:38
...вполне возможно, ждет и его.

В декабре в Казахстане пройдут очередные президентские выборы нынешнего года. Поэтому республика мгновенно превратилась в объект пристального внимания всего мира, особенно тех его частей, где без устали выражают озабоченность «проведением честных, открытых и демократических выборов». Экстренный визит в Астану Кондолизы Райс еще раз подтвердил, что схватка за власть в республике будет жесткой.

Политический долгожитель и Конституции Казахстана

Дело в том, что согласно п.5 ст.42 Конституции Республики Казахстан «одно и то же лицо не может быть избрано Президентом более двух раз подряд». Нурсултан Назарбаев впервые стал президентом 24 апреля 1990 года, является им уже 15 лет и в отблесках цветных революций выглядит просто политическим долгожителем.

Однако не стоит забывать, что ему удалось дважды (ноябрь 1993 и март 1995 года) распустить парламент и уже дважды поменять Конституцию. Не говоря уж о том, что он единственный в СНГ умудрился поменять и столицу, дважды ее переименовывая (Целинограду вернули имя Ак-Мола, но ввиду неблагозвучия - «ак-мола» переводится как «белая могила» - город назвали просто Астана, в переводе «столица»). Кроме того, внешнеполитические маневры, лавирование между Западом, Россией и Востоком, ради чего родилась назарбаевская концепция «Евразийского пространства», подчеркивают и выгодно выделяют эту политическую фигуру на фоне всего постсоветского политикума.

В силу этого действующий президент Казахстана является наиболее перспективным игроком президентской гонки. Что же представляют собой политические оппоненты Назарбаева?

«Звезды и искры» оппозиции

Оппозиционеров у Назарбаева всегда хватало. Отчасти это были бывшие коллеги по ЦК Компартии республики, удачные нувориши от бизнеса, национал-патриоты. Внутриэтнически Казахстан, как и в средние века, делится на три жуза (клана) - Младший, Средний и Страший. Младший - это земли поближе к России, а Старший – южные районы (Алма-Ата, Чимкент, Джамбул). Клановость, конечно, не в такой мере, как, например, на Кавказе, но тоже играет свою роль. Кроме того, здесь велико значение уйгурского, корейского, китайского и русского факторов влияния.

На сегодняшний день сложно говорить о неком едином оппозиционном поле. Но знаковые фигуры все же есть. Ряд оппозиционеров (Акежан Кажегильдин, Мухтар Аблязов, Сергей Дуванов) были репрессированы еще несколько лет назад. Галимжан Жакиянов сидит уже три года и был переведен из Кушмурунской колонии на поселение в Шидерты. Часть опасных людей отправляется за рубеж на высокие посольские должности.

На сегодняшний день дееспособными считаются лидер Демократической партии «Настоящий Ак-Жол» (по всей видимости, есть еще Ак-Жол и «не настоящий») крупный предприниматель Булат Абилов. Это способный и активный интеллектуал, который стойко переносит все нападки властей, включая налоговые и судебные наезды. Он пользуется реальным авторитетом среди жителей крупных городов.

Кроме Абилова, оппозиционность пытаются поддерживать коммунисты во главе с Толеном Тохтасыновым, партия «Ауыл», и Народная партия «Демократический выбор Казахстана», возглавляемая Асылбеком Кожахметовым.

Любопытно, но на крупных акциях казахстанских революционеров стали частыми гости из Украины. В феврале 2005 революционный десант представлял один из координаторов гражданской кампании «Пора» Андрей Гусак, чья деятельность вполне вписывалась в понятие «экспорт революции». Есть информация, что некоторые оппозиционные силы пользуются поддержкой российского СПС.

Часть оппозиционеров пошла на выдвижение единого оппозиционного кандидата. Им стал лидер нового блока «За справедливый Казахстан», бывший спикер мажилиса Жармахан Туякбай, провозгласивший необходимость «замены тоталитарной системы на демократическую». До прошлого года Туякбай считался человекам Нуреке, как называют в народе Назарбаева. Видимо, что-то не срослось, и теперь «новый Туякбай» вовсе не похож на Туякбая образца 2004 года. Вместо дорогих костюмов - одежда простолюдина, вместо элитных «Лексусов» - передвижение пешком, поближе к народу. Украинцам это знакомо…

Ближайшими соратниками Туякбая уже стали Петр Своик, Толен Тохтасаров, Асылбек Кожахметов и Булат Абилов. То есть блок фактически сформировался.

Но и это далеко не все. Сенатор Валихан Кайсаров, чьи полномочия заканчиваются в этом году, тоже собирается штурмовать президентский Олимп. Свой порыв он объясняет желанием «вырезать раковую опухоль в обществе». Вполне возможно, что свои претензии, в случае получения финансирования, предъявит Гани Касымов, лидер Партии патриотов.

Появляются и подставные фигуры, вроде Алихана Байменова, которого власть делает оппозиционером, и даже сама Дарига Назарбаева, дочь президента и одновременно лидер партии «Асар».

Республиканские рейтинги популярности политических лидеров показывают приблизительно такую картину: Назарбаев – 87%, Туякбай - 28,3 %, Булат Абилов - 26%, Гани Касымов - 26,6%, Алихан Байменов 16% (рейтинг политологического агентства Ерлана Карина).

На фоне светскости оппозиции, в мусульманском Казахстане не стоит забывать и о роли исламского фактора. Им серьезно занялся Кайрат Сатыбалды, действующий генерал КНБ, лидер создаваемого совместно с духовным управлением мусульман Казахстана движения «Ак Орда». Генерал спецслужб на посту религиозного лидера весьма повеселил местную общественность. А планы генерала Сатыбалды продвигать в страну китайский язык вызвали всплеск эмоций. При современной экономической экспансии Китая, заниматься еще и культурной китаезацией страны просто неосторожно с точки зрения государственного суверенитета.


Но и тут ощущается некий восточный привкус. Дело в том, что Сатыбалды, по некоторым данным, вроде является племянником президента, а следовательно, возможно, выполняет некое задание, с целью «оседлать ислам». Ведь совсем недавно председатель КНБ Нартай Дутбаев после окончания антитеррористических учений «Каспий Антитеррор-2005» отмечал, что в Казахстане «к выборам» заметно оживились группировки фундаменталистов и радикально-исламские группы. КНБ уже пресек деятельность законспирированной организации «Джамаат моджахедов Центральной Азии». Так что серьезной исламской оппозиции в Казахстане не будет.

Политическая борьба. Приемы и методы

Задача оппозиции казахстанской, как и любой постсоветской, заключается в максимальной дискредитации режима. По такому сценарию проходили все революции от Белграда до Бишкека. Поэтому оппозиция взывает к известным скандальным делам, превращенным в некий сборник «Казахгейт». Сюда относят скандалы с использованием Байконура, «дело Наурызбанка», Астанинским и Алма-атинским аэропортами (последний, старый вдруг сгорел, и пришлось срочно возводить новый), застройкой Астаны. Одним из козырей оппозиции, о котором она беспрестанно толкует электорату, стало нерентабельное распределение средств от продажи нефти перспективного месторождения Мунай. После летнего послания Президента правительство как факир из рукава вдруг достало 100 млрд. тенге (1 доллар- 157 тенге), на повышение с июля пенсий и зарплат бюджетникам. Хотя недолго музыка играла, инфляция и розничные цены с аппетитом сожрали маленькую радость. По мнению оппозиционеров, если при фантастическом росте цен на нефть у большинства населения не происходит роста благосостояния, значит должно возникнуть подозрение, что власть куда-то девает эти деньги.

Оппозиционеры ездят по стране, пытаются организовать митинги, шествия, акции. Зачастую они срываются некими группами «возмущенных граждан». Противопоставить надвигающемуся революционному кому Назарбаев может прежде всего, свою внутриполитическую харизму и авторитет. Но явно не обходится и без непопулярных в «демократической среде» авторитарных методов.

Кстати, 15 июня Мажилис одобрил процесс тщательной проверки деятельности и финансирования так называемых неправительственных организаций. Однако есть меры и покруче. Не столь давно был осуществлен поджог редакции газеты «Республика», а ее редактор Ирина Петрушова (гражданка России) вынуждена бежать на историческую родину. Неизвестными был подожжен и разграблен офис Международного бюро по правам человека. В августе в Алма-Ате был разогнан несанкционированный пикет женщин, недовольных незаконными выселениями. Организатор пикета Маржан Аспадиярова была репрессирована.

Тем не менее при довольно жесткой реакции власти в Казахстане выходят и находятся в свободной продаже ряд оппозиционных газет. Власть признает некоторые проблемы предстоящей гонки. Так по публичному признанию члена Центризбиркома Татьяны Охлопковой, достоверность списков избирателей по республике не дотягивает до 60%. Назарбаев озвучил намерение отодвинуть большой бизнес от политики. Хотя пока это остается лишь декларацией, 7 банков подписывают обязательство не финансировать политику и не лезть в нее. С другой стороны, председатель Совета директоров Народного банка Павлов остается заместителем председателя президентской партии «Отан».

С позиции страны, пережившей «цветную революцию», мы можем видеть элементарные промахи в деятельности команды Назарбаева. Прежде всего в наивности аргументов в пользу Назарбаева, вроде: «президенту нет альтернативы», «семья уже набралась, а новые будут набираться по новой», «с ним сохраняется стабильность», «мы живем лучше, чем соседи», «оппозиция слаба». Как мы помним, они работают не всегда.

Кроме этого, иногда «команда оказывает Назарбаеву просто-таки «медвежьи услуги». Уже известный племянник Сатыбалды проводит айтысы (состязания народных поэтов-песенников акынов) на тему «Послание президента главы государства - новый импульс в развитии государственности». Это уже напоминает Ким Ир Сена. На поединке в Кызыл-Орде сошлись 16 акынов, а айтысы уже прошли в нескольких областях, и впору уже проводить чемпионат страны на заданную тему прославления уважаемого Нуреке.

Чем поможет заграница

Безусловно, евразиец Назарбаев считается вполне сносным союзником Кремля и даже при намеках на недоверие (а Назарбаев зачастую дает к этому повод) он интересен Москве. И Россия будет на стороне Нурсултана Абишевича. Он же тоже вдруг проникся «любовью к русским». По республике разъезжают рекламные микроавтобусы с портретами действующих президентов России и Казахстана и странным текстом на борту: «Русские, славяне и казаки – с Нурсултаном! С нами Россия! А ты с кем?».

Куда любопытнее позиция США. Первым шагом, демонстрирующим «автономность» Назарбаева, стал отказ от подписания соглашений по нефтепроводу Баку - Джейхан. Тогда интересы Казахстана в проекте были реально уменьшены, и он пошел на конфронтацию с главным заинтересованным лицом. Потом было заседание ШОС в Астане и требование вывести американские базы из Центральной Азии. Американская схема начала давать сбой, и Буш отправляет письмо чуть ли не с вызовом на ковер в «Вашингтонский обком партии». В послании жестко указывалось, что поддержка Вашингтона зависит от «свободных и справедливых президентских выборов, соответствующих международным стандартам». Но Назарбаев сдержал удар и даже смог чем-то ублажить мадам Кондолизу.

Будет - не будет

Мнения политологов и политиков насчет реальности революции отличаются диаметральной противоположностью. В принципе, многие считают возможным «грузинско-украинский вариант» вывода на площади толпы, возмущенной фальсификацией выборов. Но здесь возникает проблема. У революции должен быть центр. Где он будет - в Алма-Ате, носящей метафизическое название «Южная столица», или же собственно в Астане, никто не знает. Опять-таки многие уверены в возможности «киргизского варианта», когда в столицу придут «делать революцию» южане, традиционно более обездоленные, исламизированные, радикальные. Но юг Казахстана не столь беден, и опять-таки возникает проблема, куда идти на революцию.

Среднестатистический житель республики, признавая массу недочетов нынешней власти, наличие коррупции и несправедливости, все же научен уроками Украины, Грузии и соседнего Бишкека. «Революция, ты научила нас верить в несправедливость добра!» - пел когда-то Шевчук. Видимо, и жителей Казахстана революции кое-чему научили.

Алма-Ата - Астана - Киев