Генпрокуроров много не бывает
21.11.2005 09:26
…стать уникальным «несменяемым», «вечным» руководителем Генеральной прокуратуры. И в этом ему усердно помогает юридическое ребячество «оранжевой» власти.

В пятницу, 18 ноября, произошло знаменательное событие, достойное войти в «Книгу рекордов Гиннесса». После решения Шевченковского районного суда, восстановившего в должности Святослава Пискуна, сей незаурядный политик умудрился стать главным законником страны в третий раз. Причем второй раз – с помощью судебной тяжбы.

«Мафия бессмертна?»

Немедленно основные действующие лица стали раздавать комментарии направо и налево. Министр юстиции Головатый, с подачи которого Ющенко и уволил Пискуна, туманно начал намекать на какой-то «судейский заговор». Временами мелькал термин даже «судейской мафии». Что ж поделаешь – если не удалось победить по-существу, доказав, что указы Президента якобы подлежат рассмотрению лишь Конституционного суда. Который, весьма кстати, все еще банально недееспособен ввиду истекшего срока полномочий большинства своих членов.

А механизмы «борьбы с судейской мафией» у Головатого, конечно, есть. Конечно, суды у нас вроде как независимы – но есть еще и Высший совет юстиции, подчиняющийся исполнительной власти. Именно разбирательством в этом органе г-н Головатый ранее уже грозил судье Печерского райсуда, восстановившей на работе скандального прокурора в декабре прошлого года.

В отношении правосудия у «оранжевой» власти давно сложилось двоякое мнение. На этот счет в ответе ведущему «5-го канала» сыронизировал даже сам Пискун: «Неужели это «судейская мафия» в лице Верховного суда отдала победу Ющенко?» Вопрос, кстати, очень интересный – как и ответы на него...

Прокурор-неваляшка

Святослав Михайлович также не без юмора поведал о своих действиях и ближайших планах. «Я в субботу пришел в Генпрокуратуру, раз суд приказал мне приступить к работе немедленно – должен же я подчиняться. Приду и в понедельник тоже». На вопрос, кто же теперь будет руководить прокуратурой, прозвучал шутливый ответ: «Один из нас – по четным числам, другой – по нечетным».

Впрочем, в студии «5-го канала» Пискун пообещал «договориться с Медведько», но при этом так и не смог убедительно объяснить, кого теперь должны слушаться прокуроры на местах и работники центрального аппарата. В частности, по вопросу «возбуждения уголовного дела против Рыбачука, которого предупреждали о незаконности указа о смещении генпрокурора, принесенного на подпись Президенту», за что госсекретарю грозит теперь до 3 лет тюрьмы. Зная страсть «трижды героя прокуратуры» к возбуждению сколь громких, столь же и пустых дел (как против Кучмы, например), можно не сомневаться, что «подследственным», хотя бы на бумаге, скоро станет и Рыбачук.

Вообще, нынешний «театр абсурда» - лишь логическое завершение правового бардака, длящегося с начала помаранчевых событий. Сначала восхитительная в своей наивности попытка соединить логику мятежа (благозвучно названного «революцией») и опоры на Закон. Потом – «признание – царица доказательств» Луценко и массовые «кадровые чистки». Еще позже – всевозможные неописуемые прожекты на манер ющенковского указа о ликвидации ГАИ, нарушившего сразу 8 Законов Украины, или инициатива того же Пискуна, решившего «сократить» Военную прокуратуру, также в нарушение Закона о ней.

О настоящей законности «герои нашего времени» вспоминают лишь тогда, когда пострадавшими становятся они сами. И, пользуясь рудиментарными остатками судебной независимости, бывает, проигрывают дела. Ведь, по большому счету, нынешний «беспредел» с кадровыми чистками стал возможен исключительно по причине непривычности большинства граждан к защите своих прав в суде.

Ну чем генеральный прокурор лучше любого директора школы, главврача больницы, ректора вуза, руководителя дорожно-строительной организации, уволенных по политическим мотивам? Лишь тем, что первый лучше знает юриспруденцию и совмещает борьбу за свои попранные права с далеко идущим политическим интересом – в то время, как деморализованные поражением люди чаще всего опускают руки. Или – хуже того – пишут заявление «по собственному желанию». Хотя, конечно, не стоит сбрасывать со счетов и то, что судьи на местах гораздо менее смелы и независимы по сравнению со своими «столичными» коллегами. И все-таки, если пример с Пискуном станет «заразительным», нынешней власти не позавидуешь...

«…Лихо мені з вами»

Впрочем, не позавидуешь власти уже и сейчас.

Ведь сколько надежд было связано с новым руководителем Генпрокуратуры. Ценные указания стали сыпаться на него, как из «рога изобилия» сразу же после назначения. Так, Президент, в который раз забыв о подписанном «Меморандуме» с оппозицией (теперь уж за премьера голосовать не нужно, немудрено и забыть), предусматривающим прекращение политических репрессий, потребовал от Медведько «побольше резонансных дел».

В первую очередь по милым истинному помаранчевому сердцу «фальсификациях выборов» и «сепаратизму». Причем «против руководителей, а не против «холопов». На радостях позабыв даже о подписанном собственноручно законе о депутатской неприкосновенности для депутатов местных советов. Согласно которому, даже если абстрагироваться от надуманности всех этих «дел», их невозможно возбудить даже формально – поскольку подавляющее большинство ненавистных «руководителей старого режима» как раз и являются депутатами разных уровней.

Если, конечно, действовать в правовом поле, а не в поле «р-революционно-опричной» целесообразности. Кстати, чисто «фрейдовской оговоркой» в речи Виктора Андреевича промелькнуло упоминание о том, что «эти принципы надо применять прокуратуре ежедневно, как и принципы любви». Конечно, именование нынешних борцов за «законность» «опричниками», может, и оппозиционная риторика, но так уж откровенно намекать на свое глубинное родство с Оруэлловским «министерством Любви»... Это уже самокритика, доходящая до настоящего мазохизма. Посему весьма логичным выглядит другое предположение из этой щекотливой сферы, принадлежащее Евгению Кушнареву, о том, что у «Президента раздвоение личности, когда он говорит о необходимости единения народа Украины, и тут же его снова разделяет поиском врагов».

Прозвучало также требование «кадровых изменений в прокуратуре», что г-н Медведько и начал успешно выполнять.

Воспрянули духом и опричники помельче. Луценко в очередной раз выразил решительное «фи» Пискуну и посетовал на «пустоту следственных изоляторов», плотоядно выразив надежду, что долго так не будет. А новый шеф СБУ Игорь Дрижчаный пожаловался коллеге на беспокойного полковника Крыжановского, обвинившего его в разных темных делишках, вроде охоты за золотом Лазаренко, и попросил возбудить против экс-подчиненного уголовное дело. Что также было выполнено в кратчайшие сроки.

Двуглавая опричнина

И вот – такой крупный облом. Ведь, если говорить серьезно, Генеральная прокуратура ныне практически парализована – у нее целых «две головы». А как говорил один из деятелей «поздней перестройки»: «плюрализм в одной голове – это шизофрения».

Экс-президенту было значительно проще – Геннадий Васильев, видя невозможность продолжать работу в условиях развивающегося мятежа, сам написал заявление, и место, на которое пришел Пискун, было вакантным. А здесь – ситуация совсем другая. Что с ней делать дальше, кроме призрачной надежды на выгодное для власти решение Апелляционного суда, похоже, не знает никто. Разве что Николай Катеринчук, предложивший решение в духе «кота Леопольда» с его «ребята, давайте жить дружно» – написать заявление об уходе одному из «глав». Не Медведько, естественно. Но зачем Пискуну писать заявление после одержанной победы? Разве что Ющенко удастся договориться с его политическими патронами.

Тем же абсолютно на руку позор власти и лично Виктора Андреевича, который указы подписывает – словно пчел разводит. Чем больше таких случаев, тем уверенней звучит голос Юлии Владимировны, честно предлагавшей Ющенко «отдаться» ей, послав куда подальше свое непрофессиональное и коррумпированное окружение.

Пока же истеблишмент пребывает в явной растерянности. От раздраженного Ющенко «досталось на орехи» даже верному Терминатору. «Как Президент Украины я обязываю правоохранительные органы расследовать резонансные дела. Те, кто организовывал масштабные фальсификации и заставил миллионы людей выйти на площади, должны отвечать перед законом. Бандиты будут сидеть в тюрьмах! Дальнейшее промедление следствия я расцениваю как непрофессиональность руководства правоохранительных органов. А непрофессионалам не место во власти». Хотя как знать, может, свою роль в этом предупреждении Луценко сыграло и объявленное им решение идти на выборы с Соцпартией вместо того, чтобы подпереть своим вполне осязаемым популистским рейтингом стремительно падающую популярность НСНУ.

«Двухпрокурорье», надо полагать, со временем разрешится. Если не поможет апелляция – Пискуна уволят сейчас, с соблюдением уже всех формальностей. Но в любом случае, нынешний забавный кризис в Генпрокуратуре ярко подчеркнул общий кризис действующей власти. Что ж – трудно выходить из сложных ситуаций правовым путем тем, кто это право не слишком уважает.